Международная следственная группа, в которую входят представители Нидерландов, Австралии, Малайзии, Бельгии и Украины заявила, что зенитный комплекс «Бук», посредством которого был сбит малайзийский «Боинг» в Донбассе 17 июле 2014-го, был сначала доставлен на Украину из России, а после обстрела лайнера увезен обратно.
Результаты расследования, содержащиеся в предварительном докладе, были обнародованы на пресс-конференции в среду, 28 сентября. Финальный доклад может быть открыт для публики в конце 2016 — начале 2017 года.
Согласно обнародованным данным, группе международных следователей удалось установить, что малайзийский «Боинг» был сбит ракетой, выпущенной с территории контролируемого ополченцами ДНР села Первомайское.
По заявлению экспертов, «факт», что «Бук» стрелял с территории неподалеку от Снежного, основывается на многочисленных доказательствах, в том числе на работе на месте. Дополнительные доказательства представили США и Европейское космическое агентство. Информация основана на перехваченных телефонных переговорах «ополченцев» и данных от очевидцев, в том числе, взятых из соцсетей.
При этом объявлено, что Генпрокуратура Нидерландов официально не связывает крушение с действиями РФ или российских граждан. Следователи установили личности 100 подозреваемых, но подчеркивается: никого пока нельзя причислить к обвиняемым, так как сперва необходимо выяснить, действовал ли экипаж «Бука» самостоятельно или по приказу. Срок расследования для установления виновных продлили до начала 2018 года.
«Вся эта история обрамлена, к сожалению, огромным количеством спекуляций, неквалифицированной, непрофессиональной информацией. Она сопровождается укрытием и непредоставлением рядом стран целых массивов информации, данных радаров», — так результаты расследования прокомментировал журналистам пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
Он напомнил, что российская сторона передала всю имевшуюся у нее информацию по катастрофе, однако отметил, что не все страны предоставили, в том числе, радарные данные.
«Существуют совершенно разные точки зрения, экспертные, но и неопровержимые факты. Безусловно, важно делать выводы, учитывая последнюю информацию, которая была опубликована нашими военными — первичные данные радаров, которые фиксировали все летательные аппараты и объекты, которые могли бы стартовать или находиться в воздухе на территории, контролируемой на тот момент ополченцами», — добавил он.
Ранее британская The Guardian написала о том, что, согласно сведениям, полученным в ходе расследования, предполагается, что «Бук» изначально относился к 53-й бригаде ПВО, дислоцированной в Курске, а местом пуска ракеты являлось поселение Снежное.
26 сентября представители Минобороны, Воздушно-космических сил России и предприятия, входящего в состав концерна ВКО «Алмаз-Антей представили новые данные о катастрофе «Боинга». Согласно этим данным, российский локатор не зафиксировал в районе падения самолета сторонних объектов, которые могли бы стать причиной его разрушения. Поблизости от него находились лишь два гражданских борта, что зафиксировал радиолокатор у поселка Усть-Донецкий в Ростовской области. При этом в районе катастрофы фиксировалась работа РЛС Украины. Официальный представитель Минобороны Игорь Конашенков заявил, что все данные будут переданы международному следствию. При этом он обвинил Киев в попытке увести следствие «по ложному следу».
14 сентября сообщалось, что российская сторона предоставила комиссии из Нидерландов техническую информацию о ракетах зенитного комплекса «Бук». В документе, который был составлен на основе экспертных заключений специалистов корпорации «Алмаз-Антей», производителя систем «Бук», отмечалось, что снятие соответствующих грифов секретности связано с тем, что голландские специалисты зачастую опирались в расследовании на непроверенную информацию, в частности, полученную из СМИ.
— Россию и, соответственно, донбасских ополченцев обвинили в катастрофе «Боинга», когда его обломки ещё не успели догореть, — напоминает политический аналитик Международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.
— Все западные мейнстримовые медиа описали трагедию как будто под копирку: «Конечно, следствию понадобится время, чтобы объективно во всём разобраться, но мы-то с вами понимаем, кто виноват». В этом смысле международная комиссия, работавшая подозрительно долго, просто подтвердила то, что в массовом сознании Запада существует уже более двух лет.
Комиссия пообещала рассмотреть новые факты, предоставленные российской стороной. Однако нет никаких оснований считать, что эти данные принципиально повлияют на окончательный вердикт.
«СП»: — Кто, по-вашему, в реальности может стоять за этой провокацией? Мог ли на это пойти Киев или все это было заранее срежессировано в Вашингтоне?
— Экспертные мнения по вопросу трагедии в небе над Донбассом, которые я вижу, практически полностью зависят от государственно-политических идентичностей экспертов. Скажем, Андрей Фурсов как об очевидном факте говорит о провокации Вашингтона, осуществлённой руками Киева. А американский аналитический центр Stratfor без какой-либо сенсационности писал, что «Боинг» был сбит с контролируемой ополченцами территории. Ведущие западные и украинские аналитики транслировали ту же позицию.
К чести российских государственных СМИ, они, как мне кажется, достаточно нейтрально освещали ситуацию с вялотекущим расследованием трагедии, не считая Украину априори виноватой в случившемся.
В целом же я не думаю, что в условиях почти полной политизации и поляризации мнений по «Боингу», причём в контексте продолжающейся информационной, экономической и политической войны стран Запада против России, можно говорить об объективном расследовании катастрофы.
«СП»: — «Это наш конечный вывод», говорится в докладе группы. Означает ли это, что Запад решил, что для него тема закрыта и виновный найден. Что может за этим последовать?
— Виновный был найден или, во всяком случае, недвусмысленно обозначен сразу же после трагедии — Россия и ополченцы Донбасса. Здесь выводы международной следственной группы вряд ли кого-то удивили.
Другое дело, что результаты более чем двухлетней работы международной следственной группы были опубликованы в тот самый момент, когда в западном истеблишменте стали всё чаще говорить о возможности отмены или ослабления режима санкций в отношении России. Также добавим, что недавно Россия прямо обвинила США в военной поддержке международных террористов, причём не только террористов «умеренных», в Сирии. Вряд ли всё это — лишь цепь совпадений.
«СП»: — Какой должна быть теперь линия поведения Москвы? Ведь противная сторона игнорирует все предоставленные очевидные факты. Есть ли вообще надежда на то, что когда-нибудь удастся донести правду?
— Москва должна и, очевидно, будет продолжать линию на дальнейшую кооперацию с мировыми структурами в вопросе прояснения всех деталей катастрофы над Донбассом. Вместе с тем нужно понимать, что имидж России на Западе был существенно попорчен, причём ещё два года назад. В этой связи, даже если предположить, что ещё через год или два комиссия пересмотрит свои выводы и снимет обвинения с России, это будет топовой новостью западных мейнстримовых СМИ, а жители западных стран проникнутся симпатией к восточному соседу. Этого не случится.
Не хочу показаться циничным, но со времени крушения «Боинга» только на той территории погибло кратно больше людей. В Сирии сейчас сотни мирных жителей погибают каждую неделю. В этой связи трагедия «Боинга» стала одной из многих трагедий, случившихся за последние два-три года на Украине и в мире. Хотя отдельные энтузиасты, безусловно, будут продолжать искать правду ещё долгие годы.
«СП»: — Можно ли ожидать, что тот «Боинг» не последний? Как далеко готовы зайти те, кто пытается подставить Россию?
— Россия уже два-три года и так является для западных мейнстримовых СМИ «плохим парнем», сбивающим «Боинги», лелеющим планы захватить не только Украину, но также Прибалтику и зачем-то Польшу, а также нещадно бомбящим умеренных исламских террористов в Сирии.
Другой вопрос, что антироссийская информационная кампания имеет и свои непредвиденные последствия. К России начинают испытывать симпатию «от противного». И тот факт, что значительное число даже американцев, поддерживающих кандидатуру Дональда Трампа на пост президента страны, говорят об уважении к России и необходимости дружественных отношений с ней, здесь является весьма показательным.
— Это заказное расследование с заранее известным результатом, — уверен заместитель директора Национального института развития современной идеологии, политолог Игорь Шатров.
— Но на беспристрастность нам не стоило рассчитывать с самого начала, как только стало ясно, что мнение российских специалистов следствие не интересует.
«СП»: — Как можно прокомментировать такие вещи, как найденные части «Бука», о которых почему-то узнали только сейчас, данные, полученные из соцсетей? Насколько правдоподобно это будет выглядеть?
— Следствие это не беспокоит. Оно ведется не для того, чтобы разобраться в том, что произошло, а чтобы муссировать, поддерживать тему как можно дольше, чтобы питать СМИ фейковыми новостями. На самом деле это никакое не следствие, а специально созданный источник антироссийских медиавбросов.
«СП»: — Почему эта история тянется уже два года. Насколько долго еще эта тема может эксплуатироваться? Будет ли в ней когда-нибудь поставлена точка?
— «Расследование» именно потому так долго и продолжается, что очень трудно подогнать реальные факты под заказанный сценарий. И потом даже если вдруг в один момент прекратятся бои в Донбассе и Минские соглашения будут выполнены обеими сторонами, выводы так называемого следствия позволят Западу продолжить антироссийскую истерию и продлить режим санкций. Катастрофа MH17 — это хороший повод, от которого пока никто не намерен отказываться. Его будут держать про запас, на всякий случай. По сути, сейчас в объективности расследования, кроме России и ополченцев Донбасса, заинтересованы только родственники жертв катастрофы, а мир уже перевернул эту черную страницу истории и лишний раз не хочет о ней вспоминать.
«СП»: — Следователи установили личности 100 подозреваемых, но подчеркивается: никого пока нельзя причислить к обвиняемым. Назовут ли они конкретные имена или и такого обвинения достаточно?
— Чем больше тумана, неясностей, тем это выгоднее тем, кто эту провокацию против России и ополченцев Донбасса организовал.
«СП»: — Как далеко противники России могут пойти после этого доклада? Что еще можно от них ожидать?
— Сложно предвидеть, каких демонов может родить воспаленный ум. Антироссийская истерия сама по себе не прекратится. Перелом наступит тогда, когда у этой продавливаемой США позиции будет меньше сторонников в Европе. Мы видим, как сейчас происходит отрезвление Европы. Ведущие страны ЕС в ближайшее время ждет череда избирательных кампаний. Смена политических элит изменит и отношение к этому вопросу. Нынешние европейские политики из числа находящихся у власти оказались заложниками ситуации, в которую их умело ввел Вашингтон. Целью Штатов, как теперь все это видят, была отнюдь не Украина. Разрушив отношения Европы с Россией, Вашингтон намеревался заключить с ЕС соглашение о Трансатлантическом партнерстве (TTIP) и сделать европейские страны экономическими вассалами США. Украина в этой комбинации стала бы лишь бонусом для победителя. Как видим, у Обамы это не получилось. Продолжит ли прежнюю политику новый американский президент, покажет время. Но Европа в любом случае скоро станет другой.
«СП»: — Какие действия следует предпринять Москве в ответ на этот доклад?
— Москва должна последовательно отстаивать свою позицию и требовать объективного международного расследования с привлечением как можно большего числа специалистов, в том числе российских. Расследование нельзя будет считать объективным без учета данных, предоставленных российским Минобороны. Эти данные обнародованы давно, Минобороны РФ с первых дней предлагает следствию сотрудничество, однако информацию российских военных игнорируют, а любые нелепости от Минобороны Украины принимают за чистую монету. Необходимо, чтобы была принята во внимание и информация от разработчиков «Буков», учтены результаты проведенного ими эксперимента.