В украинском информационном пространстве неожиданно снова зачастили заявления о том, что единству страны грозит сепаратизм.
Первым 12 октября высказался экс-губернатор Харьковской области Игорь Райнин, который рассказал журналистам о принятии сразу трех оборонных программ, которые должны помочь в стабилизации ситуации. Никакой конкретики он не озвучил, лишь подчеркнул, что Харьковская область является стратегическим регионом, так как имеет 300 километров границы с Россией и Донбассом.
Генерал-полковник в отставке, бывший начальник Генштаба ВСУ, бывший первый заместитель министра обороны Украины Анатолий Лопата подлил масла в огонь. Он согласился с Райниным, добавив, что Харьков оказался вне зоны «АТО» только по той причине, что там, якобы, оказались сильные люди, которые смогли удержать действующую власть, когда у населения был выбор.
13 октября «марафон» продолжил генерал-майор СБУ, экс-глава Следственного управления СБУ Василий Вовк.
«Одесса и Харьков. Эти две области если не сейчас, то в обозримом будущем станут нашей проблемой, — уверен Вовк. — Я не хочу вдаваться в детали, но обратите внимание на позицию людей, живущих в этих регионах. Не на слова политиков или чиновников, а обычных людей».
По мнению Вовка, растут протестные настроения и в Херсонской области, где люди крайне недовольны разнузданным поведением боевиков крымско-татарских националистических батальонов. Ну, и традиционно, СБУшник, видит в недовольстве населения Юго-Востока «козни России».
Между тем, никто из украинских спикеров не говорит о социальных причинах роста протестных настроений. А вот они как раз налицо.
Более 700 сотрудников харьковской энергетической компании «ИНТЕК» 13 октября обратились к президенту Петру Порошенко с требованием немедленно возобновить экономические связи с Россией. Работники предприятия считают Россию стратегическим партнером, без которого дальнейшая работа компании находится под угрозой. Обращение трудового коллектива опубликовано на официальном сайте предприятия.
«С расторжением партнерских отношений с Россией мы потеряли все. Отсутствие каких-либо государственных гарантий, а также помощи в выходе на энергетические рынки европейских стран лишили нас не только перспектив развития, но и средств к существованию в целом. Поэтому трудовой коллектив нашего предприятия поддерживает инициативу ряда народных депутатов Украины о необходимости восстановления торгово-экономических связей с Российской Федерацией» — пишут рабочие в адрес Петра Порошенко.
Их поддерживает даже генеральный директор компании Артем Дудка: «Могу только подтвердить, что без России мы обречены». Ранее рабочие ряда запорожские и днепропетровские предприятия обратились к президенту Украины с призывом отменить антироссийские санкции и начать торговлю с российскими партнерами.
— Ясно, что так называемые сепаратистские и просто оппозиционные к киевскому режиму настроения были два года назад подавлены или загнаны в подполье силой и крайней жестокостью, как это было в Одессе 2 мая, — говорит журналист, активист антимайданного движения Артём Бузила. — В Харькове и других городах Юго-Востока шли аресты и избиения всех несогласных.
С другой стороны, в Киеве не могут не понимать, что в том же Харькове 1 марта 2014 года прошёл митинг, в котором приняли участие десятки тысяч человек с активной пророссийской позицией. И эти люди в большинстве своём никуда не делись. Вообще напомню, что именно Харьков изначально рассматривался как столица протестного антимайданного движения.
Ну, а Одесса до 2 мая 2014 года всегда отличалась политически грамотными акциями сопротивления. На Куликовом Поле создавалась альтернативная киевскому режиму форма общественного самоуправления.
Сейчас украинские чиновники и силовики начали бить тревогу потому, что у людей постепенно исчезает страх и одновременно растёт недовольство украинской властью. Многие жители Юго-Востока снова готовы выйти на улицы. И не только из-за социальных катаклизмов. Посмотрите, 2 мая этого года в Одессе неожиданно для свидомых вышло множество горожан, почтивших память погибших два года назад. И 9 мая по всей стране вышло множество людей на акцию «Бессмертный полк», хотя это теперь как бы не украинский праздник (празднование перенесено на 8 мая). Летом прошёл Всеукраинский крестный ход, который многими украинскими националистами был воспринят как пророссийский. То есть люди просыпаются. И ясно, что центрами сопротивления киевскому режиму будут те города, где традиционно сильны антимайданные настроения — Харьков, Одесса. Что касается Херсона, то там сказывается близость Крыма. Люди сами ездят на полуостров и общаются с местными. Они видят, что вопреки украинской пропаганде, в Крыму улучшается инфраструктура. На фоне Крыма Херсонщина сейчас, можно сказать, прозябает. Кроме того, люди устали от всех этих полубандитских добровольческих батальонов, которые мешают им нормально работать и торговать с тем же Крымом.
«СП»: — Украинскому обывателю представляют Донбасс, как некую страшилку. Людям подспудно вбивают мысль — будете «плохо себя вести», получите то же самое — обстрелы и неопределённый правовой статус. Эта стратегия имеет воздействие на умы?
— Мало того, украинцы, не умеющие разбираться в информации, уверены, что в ДНР и ЛНР бродят банды «террористов-сепаратистов», ничего не работает и все голодают. Эти люди не знают, что там создана своя власть, проходят выборы. Я сам сейчас нахожусь в Луганске и вижу, что город живёт нормальной жизнью.
Но таких, поверивших пропаганде, людей всё же на Юго-Востоке не большинство. Здравый смысл преобладает. С давних времён на Украине создавалась подобная страшилка о Приднестровье. Однако в Одессе, откуда я родом, большая часть горожан, прекрасно знает, что непризнанное Приднестровье живёт даже лучше Молдавии. Поскольку многие одесситы своими глазами это видели. Видели уровень жизни в ПМР, состояние дорог
Люди на Украине понимают, что если здесь запрещают российские каналы, не дают сравнивать информацию, значит, от них пытаются скрыть объективную картину происходящего.
— Помимо военных, «угрозой сепаратизма» озаботились и чиновники, — говорит журналист Андрей Дмитриев. — Например, экс-губернатор Харьковской области Игорь Райнин, недавно заявил, что область продолжает оставаться взрывоопасным регионом. Возможно, Райнин беспокоится за Юлию Светличную, которая через его протекцию стала губернатором Харьковской области. Её и поставили, чтобы не было сильного губернатора, способного отстаивать права региона перед Киевом. Но людей-то такая ситуация не устраивает. Поэтому всё больше обращений трудовых коллективов с требованием восстановить экономические связи с Россией.
На бытовом уровне это проявляется в пассивном противостоянии киевским властям. Многие интернет-ресурсы Харькова транслировали историю, когда водитель маршрутки в ответ пассажиру, предъявившему удостоверение участника т.н. «АТО», сказал: «А когда наши придут, куда ты это удостоверение спрячешь?». То есть у многих горожан, несмотря на пропаганду, осталась чёткая градация на своих и чужих. Причём чужими воспринимаются именно сторонники киевских властей.
Есть и ещё один момент, беспокоящий киевские власти: сейчас заканчиваются сроки заключения тех активистов, которые были арестованы в апреле 2014 года. Люди эти выйдут и будут рассказывать о своём пребывании там. И эта информация многим может открыть глаза. Те из активистов, кто достойно держались в заключении, выйдут оттуда победителями и смогут возглавить протесты. А такие есть.
«СП»: — А не стоит ли за заявлениями военных желание инициировать новые репрессии против несогласных?
— Да, это вполне возможно. Периодически вбрасывается информация о том, что вслед за активистами возьмутся за «умеренных». То есть тех, кто не согласен с политикой киевских властей, но пока активно себя не проявляет.
Кроме того, силовики заинтересованы и в том, чтобы им побольше выделялось денег против «сепаратистской угрозы». Тогда их очень удобно «распиливать».