Это будет монументально, однако западные государства, кажется, неотвратимо движутся к тому, чтобы запретить российским новостным медиаканалам вещание через спутниковые платформы и интернет. Этот исход — пусть и с огромными этическими и политическими издержками — представляется логическим завершением той кампании по демонизации России, которая с нарастающей яростью ведется по обе стороны Атлантики.
Вашингтон, Лондон и Париж, по всему видно, ведут беспрецедентную скоординированную медиа-атаку на Россию. Ей клеветнически приписывают все мыслимые грехи — от предполагаемых военных преступлений в Сирии до угроз безопасности в Европе, уничтожения гражданских авиалайнеров и срыва выборов президента в США. И это — только свежие примеры.
Британский министр иностранных дел Борис Джонсон недавно заявил, что над Россией висит опасность превращения в «государство-парию». В этом заключена какая-то горькая ирония, но опасность эта не имеет ничего общего с реальным поведением России. Все дело в желаемой цели, которая движет политикой Запада в отношении Москвы — изолировать Россию и выставить ее на международной арене в качестве негодяя, дегенерата и неудачника.
Если западным правительствам удастся в достаточной степени демонизировать Россию в глазах западной общественности, то будет создан политический контекст для жестких мер, которые в иных условиях выглядели бы неприемлемым ограничением демократических прав. Мер, которые шли бы далеко за пределы экономических санкций и вторгались в сферу цензуры СМИ. Насколько странно это звучит? «Свободный мир», который осуждает «российский авторитаризм», движется к цензуре СМИ и созданию полиции по борьбе с тем, что сам Запад определил как «мыслепреступление» *.
Европейские парламентарии на днях проголосовали за резолюцию, призывающую к созданию «институциональных возможностей по противостоянию пропаганды, инспирируемой Кремлем». Голосование прошло в комитете по иностранным делам ЕС, а в следующем месяце эта резолюция предстанет перед полным составом Европарламента. Если тогда она будет принята, то следующим шагом станет введение институциональных механизмов блокирования российских СМИ.
Враждебное отношение к России, отраженное в формулировках резолюции ЕС, можно охарактеризовать лишь как воинственно-фанатичное, если только не граничащее с паранойей. Власти России обвиняются в агрессивном проведении «кампании дезинформации», в «выборе журналистов и политиков ЕС в качестве своих целей» и в «разрушении демократических ценностей во всей Европе». Короче говоря, Москву обвиняют в заговоре с целью низвержения европейского блока.
И на особенно зловещей ноте комитет по иностранным делам ЕС специально обратил внимание на имеющийся в распоряжении России «широкий набор средств и инструментов — таких, как многонациональные телевизионные станции и псевдо-новостные агентства — для того, чтобы разделить Европу».
Итак, не только власти России безрассудно обвиняются в вынашивании подрывных и разрушительных замыслов в отношении европейских государств, но и профессиональные российские новостные каналы СМИ увязываются с так называемой повесткой дня по ведению гибридной войны. Российское государство демонизируют в качестве иностранного врага, а его СМИ, таким образом, становятся частью арсенала гибридной войны. Другими словами, европейский парламент, фактически, проводит делегитимацию российских официальных информационных служб.
Как бы удивительно это ни звучало, но профессиональные каналы СМИ — такие, как RT и Sputnik — «называют псевдо-новостными агентствами» и «инструментами кремлевской пропаганды».
Часто ссылаются на то, что эти каналы «принадлежат государству» и финансируются им. Но этот факт не имеет совершенно никакого отношения к делу. Точно так же государственными являются «Голос Америки» (Voice of America), «Радио «Свободная Европа» (Radio Free Europe), «Би-Би-Си» (BBC), «Франс 24» (France 24) и «Немецкая волна» (Deutsche Welle). И это — наименования лишь некоторых из западных государственных вещателей. На самом деле суммарное финансирование новостного вещания западными правительствами во много раз превышает российский бюджет.
Барабанный бой Запада по делегитимации популярных российских новостных каналов усилился в последние месяцы. В сентябре, например, возглавляемый Соединенными Штатами военный альянс НАТО издал еще один доклад, предупреждавший: «Запад проигрывает информационную войну против России».
Было бы честным задать вопрос: «А какое отношение к проблемам журналистики и вопросам работы государственных информационных служб имеет организация, цель которой военная безопасность?».
А сообщение «Голоса Америки» добавляет: «Согласно утверждениям чиновников НАТО, Запад должен нарастить свои усилия по противостоянию в информационной войне, которую ведут его противники. Они предупреждают, что такие страны, как Россия используют свободу прессы в западных СМИ для распространения дезинформации».
Обратите внимание — утверждается, что Россия как-то нечестно «использует» западную свободу прессы. Таким образом, подразумевается, что из-за якобы имеющихся грехов контрмеры в отношении российских СМИ будут оправданы.
Между тем, как сообщается, директор Национальной разведки США Джеймс Клэппер в сентябре предоставил членам конгресса сведения о российской «информационной войне». В этой «информационной войне» он особо выделил RT и Sputnik в качестве российского оружия. Их цель, по Клэпперу, — вести подрывную деятельность против обществ западных стран путем внедрения в радикальные группировки и сеять сомнения в обществе.
Это означает кардинальное ухудшение отношений между Западом и Россией. При этом новостные СМИ России обозначаются в качестве оружия врага. Такое мышление выдает уровень дегенеративности западных политических лидеров, погрязших в стереотипах «холодной войны». Это же говорит и о том, как далеко они готовы идти по пути противостояния с Россией.
С того самого момента, как где-то в 2011 году администрация президента Обамы покончила с широко разрекламированной политикой «перезагрузки», враждебность Вашингтона и его европейских союзников по отношению к России постоянно только нарастала. Сейчас она достигла уровня явной истерии.
Возможно, главной причиной отхода Вашингтона от политики «перезагрузки» является то, что США осознали — президент России Владимир Путин не собирается стать таким же слабовольным, каким был его предшественник Борис Ельцин — будь то в вопросах геополитических интересов, глобальных финансов или заморских войн за ресурсы. Путин не собирается сносить ничего из этого. Россия не станет вассальным государством Америки, какими — теперь это совершенно ясно всем — стали государства Европейского союза.
Именно независимое и смелое поведение России, выступившей против американского произвола по отношению к международному праву — например, при ведении незаконных войн и смен режимов на Ближнем Востоке, в Северной Африке и на Украине — Вашингтон считает столь нетерпимым.
Когда немецкие журналисты недавно спросили Путина, почему Запад столь враждебен по отношению к нему, он ответил одним словом: «Страх».
Под этим российский лидер не имел в виду, что Запад боится военного нападения со стороны России. Он имел в виду, что страх Запада проистекает из его силы и способности показать правду. Сильный противовес американскому империалистическому поведению — это мощное отрицание так называемого однополярного американского превосходства в мире. Это означает, что мир — не коврик у входной двери, о который Америке позволено вытирать ноги. То, что Россия отвергает гегемонию США, является предвестником многополярного мира. Такого, в котором США и их европейские филиалы должны будут работать с другими государствами как равные с равными в рамках взаимных ограничений международного права, а не как отщепенцы, ставящие себя над законом.
Классический пример этого — Сирия. Вашингтон с его союзниками Британией и Францией совместно с региональными государствами-клиентами уверовали, что могут произвести еще одну незаконную операцию по смене режима в еще одной арабской стране — так же, как они сделали это в Ливии, Ираке и Афганистане. Но российское военное присутствие в поддержку своего сирийского союзника стало яркой демонстрацией того, что западным сценариям по смене режима уже не позволено сбываться. Более того, российское присутствие (в Сирии — ред.) изобличило тайное соучастие Вашингтона и его партнеров в использовании террористов как посредников при смене режима.
То же самое можно сказать и об Украине, где политическая поддержка этнических русских не позволила вашингтонскому государственному перевороту в Киеве в феврале 2014 года поставить всю территорию страны под контроль проамериканского марионеточного режима.
Вот поэтому Вашингтон и боится Россию под руководством Путина. Она — препятствие к полномасштабному глобальному доминированию, которое запланировали американские идеологи империализма после крушения Советского Союза.
Однако Россия — более чем препятствие. Проводя независимую внешнюю политику, Россия изобличает американские преступления на международной арене, включая государственное спонсорство терроризма. Россия также изобличает жалкую услужливость и соучастие европейских государств, западных СМИ и институтов ООН в потакании гегемонистским амбициям Вашингтона.
Российская внешняя политика совершенно законна. Но, с точки зрения Вашингтона, она — недопустимый бунт, препятствующий осуществлению его тиранических желаний. Поэтому Россию необходимо превратить во враждебное государство. А услужливые европейские лидеры идут в русле этой повестки дня, чтобы скрыть свою собственную одиозную причастность.
Случилось так, что российские СМИ проявили необходимую журналистскую независимость и критическое отношение к главным мировым событиям — тем, что происходят в Сирии и на Украине. Западные правительства, возможно, тайно поддерживают террористические сети в целях незаконной смены режима. Если это звучит как надуманный и «нечестный» комментарий, то это только потому, что западные СМИ не изобличают ложные утверждения и претензии своих собственных правительств. Но это не порочит профессиональную деятельность российских СМИ. Наоборот, именно в силу этих обстоятельств журналистика такого рода заслуживает похвалы.
Сказать, что западные государства озабочены поведением России, значит не сказать ничего. Они в ярости, и это видно по тому, в каком направлении движется их преступное предприятие по смене режима в Сирии. Поэтому усилия Запада сейчас направлены на то, чтобы обвинить Россию в «военных преступлениях» и поставить ее на одну доску с нацистской Германией.
Добавьте к этому демонизацию с помощью сенсационных утверждений о том, будто Россия ведет подрывную деятельность против западных демократий, и отравленный политический климат будет благоприятствовать значительно более далеко идущим мерам.
Это — безрассудно упрощенческая логика. Россия — враждебное государство, а российские новостные СМИ — вражеская пропаганда.
Состоявшееся голосование европейских законодателей по вопросу о ограничении деятельности российских новостных СМИ означает, что следующим шагом станет полный запрет на работу российских новостных каналов в эфире и в интернете.
Но, как сказала Маргарита Симоньян, главный редактор RT «Немецкой волне», драконовские меры по запрету российских СМИ только показывают, насколько пусты утверждения Запада о «свободе слова».
Сейчас западные правительства проявляют качества, характерные для деспотов.
Будучи не в состоянии в абсолютной степени добиться своего, включая нарушение международного права и развязывание войн где и когда бы им этого ни захотелось, они вымещают свою злобу на тех государствах, которые, как Россия, оказывают им сопротивление, и доходят до такой точки, что объявляют Россию враждебным государством, ответственным за военные нападения.
А когда новостные СМИ разоблачают эти двойные стандарты и лицемерие Запада, тогда эти СМИ также обозначаются как вражеские пропагандистские органы, которые должны быть закрыты или запрещены.
Запад в упадке, он действительно тонет в своей коррупции и в своем абсурде. Эту судьбу он уготовил себе сам провалом своего олигархического правления и развязыванием войн. И западная общественность узнаёт об этом все больше и больше — при содействии России или без него.
Стреляя по курьеру, весть не изменишь.
Автор (англ. Finian Cunningham, 1963) — журналист, ученый-химик, музыкант и композитор. Его статьи на политические темы переведены на несколько языков. Около 20 лет он проработал в качестве журналиста и редактора в таких изданиях, как The Mirror, The Irish Times и The Independent. Является обозревателем интернет-порталов Press TV и The Strategic Culture Foundation.
Оригинал статьи. Публикуется с разрешения издателя.
Перевод Сергея Духанова.
* Мыслепреступле́ние (англ. Thoughtcrime) — вид «преступления», описанный в романе Джорджа Оруэлла «1984». Самое тяжкое преступление в тоталитарном государстве Океания. Под это понятие попадает любой неосторожный жест или слово.
От редакции: Это было бы смешно, если б не было так грустно. В период первой холодной войны СССР на Западе крыли почем зря за «железный занавес». Тогда интернета сначала не было вовсе, а позже он в СССР был в зачаточном состоянии. Поэтому глушили западные радиостанции — «вражеские голоса». И вот теперь те же западные борцы за свободу слова собираются окружить Россию таким же «железным занавесом». С той только разницей, что теперь им хотят завесить нашу страну не изнутри, а снаружи.
И, похоже, закрытие счетов телеканала RT в английском банке — лишь первый шаг. Хвала «истинным демократам» и «борцам за права человека» США и ЕС!