Современная Украина напоминает Югославию. Разумеется, оба государства трудно поддаются историческому сравнению, но зато у них есть одно политическое сходство — они развалились под массированным внешним влиянием США, которые в обоих случаях делали ставку на разжигание межэтнической розни. Итог один: гражданская война и распад, предзнаменованием которого неизменно становился государственный переворот. В 2000 году администрация Уильяма Клинтона свергла президента Сербии Слободана Милошевича, а в 2014 году администрация Барака Обамы, следующего представителя Демократической партии, свергла уже президента Украины Виктора Януковича. В обоих случаях цель читалась между строк — поставить под контроль энергоснабжение Евросоюза. Отсюда бесконечные баталии вокруг участия Сербии в «Южном потоке» и непримиримая позиция Украины по транзиту энергоносителей в Старый Свет. Но теперь к многочисленным инструментальным функциям Киева прибавилось ещё одна роль.
Дело в том, что война на Украине давно превратилась в масштабную пиар-кампанию, которая позволяет американской политической элите давить на своих европейских союзников и Россию, а также использовать события в Восточной Европе для внутриполитического пользования. Всё меньше времени остаётся до 8 ноября, когда граждане США пойдут к избирательным урнам, чтобы избрать нового главу государства. Поэтому и события ускоряются должным образом. Так, 17 октября в Донецке был убит один из самых авторитетных командиров ополчения Арсений Павлов (позывной «Моторола»). Глава ДНР Александр Захарченко пригрозил украинским властям карательными мерами. В самом Киеве это трагическое событие встретили с изрядной долей цинизма. Более того, убийство Павлова позволило президенту Петру Порошенко в очередной раз бравировать милитаристской риторикой, перехватывая у оппозиции критическую в свой адрес повестку. Хотя дело уже не только в ней. 19 октября в Берлине состоялся саммит «нормандской четверки», на котором президент России Владимир Путин совершил политический маневр, поддержав идею ввода полицейской миссии ОБСЕ на линии соприкосновения ВСУ с ДНР и ЛНР.
«Миссия вооруженная, полицейская, миссия ОБСЕ — ее можно называть как угодно. В целом на размещение такой миссии Владимир Путин действительно согласился в ходе переговоров. И есть общее понимание. И в данной ситуации президент говорил о необходимости использовать нынешнее председательство Германии в ОБСЕ для того, чтобы активизировать проработку этого вопроса», — заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, добавив, что «в данном случае есть понимание о позитивности такого размещения миссии, но нужно это прорабатывать в рамках ОБСЕ».
Что дальше? Понятно, что Россия, хоть и не является стороной конфликта, зато в большей степени заинтересована в стабильной Украине, чем Франция, Германия или США, поскольку речь идёт о непосредственной безопасности её юго-западных рубежей. С одной стороны, «полицейская миссия» ОБСЕ рассматривается Россией как один из инструментов сдерживания воинственной политики Киева. Хотя и здесь есть некоторые нюансы.
Во-первых, никто не может гарантировать, что под «крышей» вооруженной миссии ОБСЕ не окажутся спецслужбы стран НАТО, которые будут представлять собой уже третью военизированную силу на линии соприкосновения ВСУ и ополчения Донбасса. Тогда становятся очевидными их дальнейшие действия: сначала они будут блюсти законность и «отчитывать» Киев, а потом «случайно» попадут под обстрел ополчения ДНР или ЛНР. Итог будет один — Порошенко и его кураторы из-за океана обвинят во всём Россию и будут ратовать за ввод военного контингента НАТО, который в случае массированного наступления будет напрямую прорываться уже не к Донецку и Луганску, а к Ростову-на-Дону. Причем долго ждать не придется. Киев готовит почву для столкновения ополченцев с регулярными силами Североатлантического альянса.
Вот что заявил Порошенко на совместном брифинге с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом, который состоялся в Брюсселе на следующий день после берлинского саммита: «Мы очень благодарны за беспрецедентный комплексный пакет документов помощи НАТО Украине, который ориентирован на украинские нужды. Я понимаю, что лучший ответ на российскую агрессию — это крепкая Украина, Украина, которая достигла стандартов НАТО». Порошенко думает о будущем, подготавливая Брюссель к действиям против Москвы. «Очень важно углубить наше сотрудничество в региональной безопасности, особенно в контексте борьбы с российской агрессией», — цитирует украинского лидера телеканал «112 Украина».
Во-вторых, нынешняя эскалация на Украине — очередной фронт гибридной войны против России, которая спустя год после начала антитеррористической операции в Сирии достигла существенных успехов. Восточное Алеппо со дня на день может перейти в руки сирийской правительственной армии и ВКС РФ, что вынуждает США и их натовских союзников угрожать Москве. Поддерживаемые Западом группировки ИГИЛ*, «Джебхат ан-Нусра» **, «Джейш аль-ислам» и «Ахрар аш-Шам» находятся на пороге исторического поражения в Алеппо и других городах северной Сирии. Президент Владимир Путин это учитывает, пытаясь выиграть в Берлине дополнительное время. Тем более что Москва неоднократно давала понять: все решения по Донбассу должны приниматься исключительно конфликтующими сторонами — Киевом, Донецком и Луганском. Поэтому её позиция носит исключительно рекомендательный характер.
В-третьих, перед Россией стоят вызовы не только военного, но культурного свойства. Наши политические оппоненты манипулируют исторической правдой в надежде героизировать фашизм, ставя знаки равенства между коммунизмом и нацизмом. Так, 20 октября Верховная Рада Украины принял совместную с Польшей и Литвой декларацию памяти жертв Второй мировой войны, в которой утверждается, что пакт Молотова-Риббентропа от 23 августа 1939 года якобы привел к началу Великой Отечественной войны. «Мы помним о борьбе литовских, польских и украинских национальных сил антикоммунистического и антинацистского сопротивления, которые создали моральную основу для возвращения независимости наших государств», — говорится в документе.
Американцев происходящее устраивает, поскольку это позволяет им строить «стены» между народами, отношения между которыми находятся во власти воинствующих этнократий. США таким образом разваливают Украину, действуя по «югославскому сценарию». Осталось мало времени, чтобы это предотвратить. Нужен ход конём.
Автор — директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН, д. полит. наук, член Изборского клуба.
* «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года признано террористической организацией и её деятельность в России запрещена.
** Группировка «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.