НАТО повысит боеготовность войск второго эшелона, на фоне растущей напряженности в отношениях с Москвой. Об этом в понедельник, 7 ноября, сообщила The Times со ссылкой на генерального секретаря альянса Йенса Столтенберга. По его словам, НАТО намеревается подготовить «значительные наземные силы, способные сдерживать агрессию России».
Как отмечает британское издание, Столтенберг не назвал точных цифр. Однако сэр Адам Томсон, уходящий постпред Великобритании в НАТО, сказал, что ставится задача ускорить время реагирования 300 тысяч военнослужащих до примерно двух месяцев. В настоящее время развертывание такого количества военнослужащих может занимать до 180 дней.
Войска будут выступать в качестве второго эшелона по отношению к силам быстрого реагирования НАТО, которые могут быть развернуты в боевые порядки в течение нескольких дней. Томпсон отметил, что все союзники НАТО согласились на введение этой меры. Однако, по его мнению, не все страны, входящие в альянс, понимают, «насколько сложно и дорого это сделать».
Столтенберг оправдывает ускоренное развертывание основных сил НАТО — часть концепции, одобренной в феврале 2016 года, — тем, что «Россия на протяжении многих лет наращивает свою военную мощь». По словам генсека, это следствие развития военного потенциала РФ, и увеличения ее расходов на оборону.
«Мы отвечаем на это самым значительным усилением нашей коллективной обороны с момента окончания холодной войны», — заявил британскому изданию Столтенберг. При этом он подчеркнул, что России и НАТО важно продолжить сотрудничество.
Напомним: в конце октября Столтенберг в интервью Би-би-си заявил, что Россия не является угрозой для альянса, и что с Москвой нужно выстраивать конструктивные отношения. По мнению генсека, перспективное будущее перечеркивает Кремль, который своей «ядерной риторикой» запугивает европейские страны. В связи с этим НАТО вынуждено разместить вдоль российской границы четыре тысячи своих солдат.
В свою очередь, президент России Владимир Путин, выступая на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай», заявил, что США и их партнеры продолжают демонизировать Россию в глазах обывателей, запуская различные мифы про нашу страну, вроде пресловутой российской военной угрозы. По его мнению, такие представления «смешны», поскольку общая численность населения стран НАТО превосходит население РФ.
Что стоит за планами НАТО, насколько серьезную угрозу они представляют для России?
— Нынешний шаг является развитием планов НАТО, впервые озвученных на заседании министров обороны стран-членов альянса в 2015 году, — отмечает заместитель директора Таврического информационно-аналитического центра РИСИ Сергей Ермаков.
— Именно тогда стало известно, что НАТО принципиально меняет подход к военному планированию. Конкретно, переходит от адаптивного планирования, принятого сразу после окончания холодной войны, к заблаговременному. Такой переход означал разворот альянса на противостояние с Россией, поскольку заблаговременное планирование применяется только против конкретного противника, который может бросить реальный военный вызов.
США тогда, на антироссийской волне, удалось убедить союзников по НАТО пойти на такой шаг. А дальше ситуация раскручивалась по инерции.
Сейчас, я считаю, альянс достает из-под сукна планы времен холодной войны, и адаптирует их к текущей политической ситуации. Да, американцы не могут снова перебросить в Европу свой 7-й армейский корпус — как раз 300 тысяч военнослужащих, -который стоял там во времена СССР. Но США пытаются двигаться в этом направлении, подключая к делу европейских союзников.
Американские военные прекрасно понимают: если дойдет до конфликта с Россией, силы первого эшелона НАТО будут разгромлены российскими дальнобойными средствами поражения. Первый эшелон — это те самые экспедиционные силы, которые альянс сейчас размещает возле наших границ.
Поэтому нужен второй эшелон, который разместится, как и в советские времена, на Средненемецкой возвышенности. Там, кстати, американцы потихоньку начинают восстанавливать военную инфраструктуру.
«СП»: Такое эшелонирование обеспечивает НАТО военное преимущество?
— Во времена холодной войны взаимное наращивание сил привело, в определенный момент, к патовой ситуации. Стратеги Североатлантического альянса подсчитали, что НАТО не сможет обеспечить перевес, и дать концентрированный отпор Вооруженным силам Советского Союза. В итоге натовцы приняли, как им тогда казалось, действенное решение: разместить средства для удара по второму эшелону советской военной машины. Именно с этой целью в Европе появились «Першинги» — американские ракеты средней и меньшей дальности.
Нынешняя ситуация развивается примерно в том же направлении. Отсюда, например, размещение в Европе американских комплексов ПРО, которые можно быстро конвертировать в атакующие.
Напомню, эти комплексы размещены на корабельных пусковых установках Мк-41, которые уже много лет используются в военно-морских силах США для запусков крылатых ракет Tomahawk. По договору о РСМД, подписанному СССР и США в 1988 году, страны обязались не производить, не испытывать и не развертывать наземные ракеты, подобные Tomahawk. Их использование ограничивается воздушным и морским применением. Но фактически ракеты средней дальности, которые используются на флоте, ничем — кроме платформы базирования — не отличаются от ракет, размещаемых на земле. Поэтому размещение американских пусковых установок для Tomahawk в Европе, действительно, толкает ситуацию в очень опасную зону.
Кроме того, НАТО, якобы из-за угрозы «российской агрессии», серьезно наращивает в Европе потенциал тактического ядерного оружия. Так, власти США планируют затратить на модернизацию бомб B61 $ 8,1 млрд. к 2024 году.
Речь идет о принципиально новой ядерной бомбе. Ее преимущества не только в точности, но и в увеличенной дальности, за счет того, что авиабомба может планировать. B61−12 сможет полностью заменить собой нынешние модификации бомб свободного падения в арсенале США, и размещаться на самолетах как стратегической, так и тактической авиации — F-15E, F-16, F-35A, Tornado, B-2, B-21.
Это означает, что самолеты двойного назначения США и НАТО смогут наносить удары такими бомбами по территории России, не входя в зону поражения российских систем ПВО и ПРО. По сути, с заменой тактического ядерного оружия США в Европе на B61−12, этот арсенал приобретет статус стратегического.
Сейчас, напомню, неядерные страны-члены НАТО активно закупают в США самолеты, способные нести новые ядерные бомбы, а их пилоты отрабатывают навыки нанесения ядерных ударов.
«СП»: — О чем это говорит?
— Стратеги-планировщики НАТО уже всерьез думают, как нанести противнику — России — максимальный урон, а самим остаться целыми. И как только политический контроль над ними ослабнет, мы можем увидеть реализацию уже совсем серьезных военных планов. Когда в Европе снова будут развернуты группировки в несколько сотен тысяч человек, а риск вооруженного конфликта РФ-НАТО многократно возрастет.
«СП»: — Насколько вероятно, что реализуется такой сценарий?
— Ситуация пока неоднозначная. В НАТО на одном треке нарастает военная активность, но на другом треке альянс пытается сохранить контакты с Россией, чтобы не потерять контроль над своими же амбициями в военной сфере. При этом все надеются, что до потери политического контроля над военными дело все-таки не дойдет.
— Концепция НАТО по переброске сил второго эшелона в Европу шита белыми нитками, — уверен ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. — Поскольку с технической точки зрения такая переброска представляет крупную проблему.
Основную ставку альянс делает на переброску сил по воздуху. Например, на базы в Прибалтике и Польше, где сейчас создаются склады вооружений и боевой техники. Если начнутся боевые действия, это пространство мгновенно окажется в зоне обстрела наших зенитных ракетных комплексов С-400. Это значит, что Прибалтика для развертывания натовских войск будет закрыта полностью, а Польша — частично.
Перебрасывать силы морем тоже проблематично. Наши береговые противокорабельные ракетные комплексы «Бастион», размещенные в Калининградской области, смогут уничтожать корабли НАТО еще на дальних подступах: все Балтийское море до побережья Швеции простреливается нашими ракетами.
В итоге, альянсу ничего не остается, как концентрировать силы в Германии, и перебрасывать их в Польшу эшелонами. А это займет довольно много времени.
Насколько я понимаю, в Европе планируют разместить свои войска американцы, канадцы, англичане и немцы. Так вот, Канаде перебросить войска в короткое время будет очень проблематично. На это потребуется, как минимум, две-три недели. В целом, сократить срок развертывания 300-тысячного контингента НАТО в Европе до 60 дней — задача действительно сложная, если не сказать нереальная.
«СП»: — Что это означает для нас?
— Для нас планы НАТО мало что меняют. В случае возникновения реального конфликта, российские войска первым делом блокируют Сувалкский коридор, чтобы не дать натовцам выдвинуться в Литву. В это же время наши войска из Псковской области войдут в Прибалтику. По расчетам западных военных аналитиков, чтобы пройти Прибалтику и выйти к Калининграду и границе с Польшей, российским войскам потребуется всего 36 часов.
Как бы натовцы ни старались, 300 тысяч человек они на 36 часов явно не развернут. Пока они выдвигаются, мы в Литве сможем создать мощный оборонительный рубеж. В Калининграде и Белоруссии, замечу, такой рубеж уже создан. Это значит, что 300 тысяч военнослужащих альянс уже не спасут: им придется воевать против хорошо укрепленного противника, и вовсе не факт, что они смогут что-то сделать.
«СП»: — Если сокращение времени на развертывание НАТО мало что дает с военной точки зрения, зачем альянс идет на это?
— Чтобы иметь в руках инструмент военно-политического давления для запугивания и шантажа РФ. Цель альянса — заставить нас пойти на уступки. Пока, я думаю, эта стратегия не срабатывает…