Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Политика
3 ноября 2009 13:37

Александр Рар: С новой Европой России будет гораздо труднее иметь дело

После решения Чехии по Лиссабонскому договору, Евросоюз становится политически дееспособным — далеко не все этому рады

7

Конституционный суд Чехии постановил, что Лиссабонский договор не противоречит основному закону страны, открыв, таким образом, возможность подписания этого документа президентом Вацлавом Клаусом. Как и ожидалось, суд не поддержал точку зрения сенаторов-евроскептиков, которые утверждали, что общеевропейский договор нарушает суверенитет Чешской Республики, внутреннее законодательство и подрывает основы государственности.

Если Клаус подпишет документ в ближайшую пару недель, Лиссабонский договор может вступить в силу на всей территории Евросоюза уже 1 декабря. Из стран-членов ЕС лишь Чехия до сих пор не ратифицировала этот документ, который считают необходимым для эффективного функционирования объединенной Европы.

Что несет Лиссабонский договор самим европейцам и остальному миру, прежде всего, России, рассуждает немецкий политолог-международник, директор Центра Россия-Евразия Совета по внешней политике ФРГ Александр Рар.

«СП»: — Александр, какие изменения несет ЕС принятие Лиссабонского договора?

 — Евросоюз станет политической организацией, на это нужно настраиваться. Это будет организация с политически дееспособными институтами. Через несколько лет на территории ЕС будут введены другие правила игры, о них достигнута договоренность. Например, что решения в Европарламенте будут приниматься большинством голосов, а не общим консенсусом стран-участниц, как сейчас. У ЕС появляется собственная оборонная и внешняя политика.

Ситуация резко изменилась. Еще несколько месяцев назад все писали, что Европейский союз сдох — потому что, как выяснилось, и французы, и голландцы, и ирландцы проголосовали против Лиссабонского договора.

Однако, во Франции и Голландии, в стиле управляемой демократии, политики просто поменяли правила игры, и решили, что решение о Лиссабонском договоре будет приниматься в парламенте, и никто народ спрашивать не будет. Парламенты проголосовали «за».

В Германии вообще никогда разговора не шло, чтобы спрашивать мнение народа: политики сами все решили. Оставалась Ирландия, там за договор должно было голосовать население. Люди голосовали в третий раз, два раза перед этим они голосовали против договора. Но после финансового кризиса, в ходе которого Ирландия получила миллиардные вливания в экономику из кассы Брюсселя, люди просто по моральным соображениям не могли голосовать против Лиссабонского договора.

И вот — Европейский союз становится на ноги. Самая интересная интрига — кто будет президентом Евросоюза, и кто будет министром иностранных дел. Это две ключевые фигуры, с которыми в будущем придется общаться России, Америке, Китаю. Министр иностранных дел ЕС — это реальность, он будет иметь гораздо больше полномочий, власти, чем министры иностранных дел национальных правительств.

«СП»: — Какие есть кандидаты на эти посты?

 — Думаю, здесь все решается закулисными переговорами. Конечно, главные государства — Германия, Франция, Англия — хотят по-прежнему иметь все рычаги влияния на эти будущие фигуры. Пока трудно сказать, кто конкретно займет посты. Думаю, президентом может стать либо премьер-министр Люксембурга г-н Жан-Клод Юнкер, либо теперешний премьер-министр Голландии Ян-Питер Балкененде. Есть еще третий кандидат, Тони Блэр, но его не поддерживает собственная страна. А министром иностранных дел легко может стать министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт, который резко выступает против «Северного потока», и известен как один из самых жестких критиков российской операции в Грузии.

«СП»: — Вы считаете, с политически единым Евросоюзом России станет труднее иметь дело?

 — Думаю, да. Европейский союз будет проводить политику, которая больше не определяется Германией и Францией, как это было до сих пор. Кроме того, в новом Евросоюзе будет сильным влияние Польши, Чехии, Венгрии, новых членов ЕС, которые именно в оборонной и внешней политике будут разворачивать ЕС в свою сторону.

«СП»: — В свою сторону — это как?

 — Думаю, в отношении России будет сложно. Но молодые государства в составе Евросоюза все же будут искать консенсус с другими членами, так что больших разрывов в политике с Россией не будет.

«СП»: — А сами граждане, в той же Германии, поддерживают политическое объединение ЕС?

 — В Германии — точно да. Там людей больше всего интересует, чтобы жизнь не ухудшалась. Никто не хочет никаких экспериментов, все смотрят в будущее. У нас очень комфортабельная жизнь. Так зажиточно, как сейчас, в Германии никогда не жили. Всем нравится, что нет границ, что можно иметь свои дачи в Испании и Португалии, в Италии и Греции. Фирмы смогут открывать представительства за границей, нет таможни. Правоохранительные органы очень хорошо работают друг с другом, ловят бандитов на всей территории Европы. Значит, для многих Европа является очень привлекательной, и население объединение поддерживает.

«СП»: — В плане геополитики, политически единый Евросоюз сможет составить серьезную конкуренцию Америке?

 — Не сразу, но лет через 20, если ЕС не развалится, он может стать не негативным конкурентом Америке, но глобальным игроком на мировой арене. Это — да.


Что такое Лиссабонский договор

Лиссабонский договор (официальное название — «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества», англ. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community) — международный договор, подписанный на саммите ЕС 13 декабря 2007 в Монастыре иеронимитов в Лиссабоне. Призван заменить собой не вступившую в силу Конституцию ЕС и внести изменения в действующие соглашения о Европейском союзе в целях реформирования системы управления ЕС.

Новый договор изменяет ценности и цели Европейского союза. Договор о реформе изменяет название Договора об учреждении Европейских сообществ на Договор о функционировании ЕС, чем напрямую связывает его с Договором о ЕС и целями, которые он ставит перед объединённой Европой. Таким образом, принципы, рассматривавшиеся ранее как декларативные: защита граждан ЕС по всему миру, экономическое, социальное и территориальное единство, культурное многообразие и др., — наряду с социальными целями, становятся основополагающими задачами политики ЕС. Задачей ЕС также становится создание «внутреннего рынка» и достижение целого ряда целей: полная занятость, социальный прогресс, высокий уровень защиты окружающей среды, борьба против дискриминации, социальная справедливость, защита прав детей и т. д.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня