Политика

Александр Рар: С новой Европой России будет гораздо труднее иметь дело

После решения Чехии по Лиссабонскому договору, Евросоюз становится политически дееспособным — далеко не все этому рады

  
6

Конституционный суд Чехии постановил, что Лиссабонский договор не противоречит основному закону страны, открыв, таким образом, возможность подписания этого документа президентом Вацлавом Клаусом. Как и ожидалось, суд не поддержал точку зрения сенаторов-евроскептиков, которые утверждали, что общеевропейский договор нарушает суверенитет Чешской Республики, внутреннее законодательство и подрывает основы государственности.

Если Клаус подпишет документ в ближайшую пару недель, Лиссабонский договор может вступить в силу на всей территории Евросоюза уже 1 декабря. Из стран-членов ЕС лишь Чехия до сих пор не ратифицировала этот документ, который считают необходимым для эффективного функционирования объединенной Европы.

Что несет Лиссабонский договор самим европейцам и остальному миру, прежде всего, России, рассуждает немецкий политолог-международник, директор Центра Россия-Евразия Совета по внешней политике ФРГ Александр Рар.

«СП»: — Александр, какие изменения несет ЕС принятие Лиссабонского договора?

 — Евросоюз станет политической организацией, на это нужно настраиваться. Это будет организация с политически дееспособными институтами. Через несколько лет на территории ЕС будут введены другие правила игры, о них достигнута договоренность. Например, что решения в Европарламенте будут приниматься большинством голосов, а не общим консенсусом стран-участниц, как сейчас. У ЕС появляется собственная оборонная и внешняя политика.

Ситуация резко изменилась. Еще несколько месяцев назад все писали, что Европейский союз сдох — потому что, как выяснилось, и французы, и голландцы, и ирландцы проголосовали против Лиссабонского договора.

Однако, во Франции и Голландии, в стиле управляемой демократии, политики просто поменяли правила игры, и решили, что решение о Лиссабонском договоре будет приниматься в парламенте, и никто народ спрашивать не будет. Парламенты проголосовали «за».

В Германии вообще никогда разговора не шло, чтобы спрашивать мнение народа: политики сами все решили. Оставалась Ирландия, там за договор должно было голосовать население. Люди голосовали в третий раз, два раза перед этим они голосовали против договора. Но после финансового кризиса, в ходе которого Ирландия получила миллиардные вливания в экономику из кассы Брюсселя, люди просто по моральным соображениям не могли голосовать против Лиссабонского договора.

И вот — Европейский союз становится на ноги. Самая интересная интрига — кто будет президентом Евросоюза, и кто будет министром иностранных дел. Это две ключевые фигуры, с которыми в будущем придется общаться России, Америке, Китаю. Министр иностранных дел ЕС — это реальность, он будет иметь гораздо больше полномочий, власти, чем министры иностранных дел национальных правительств.

«СП»: — Какие есть кандидаты на эти посты?

 — Думаю, здесь все решается закулисными переговорами. Конечно, главные государства — Германия, Франция, Англия — хотят по-прежнему иметь все рычаги влияния на эти будущие фигуры. Пока трудно сказать, кто конкретно займет посты. Думаю, президентом может стать либо премьер-министр Люксембурга г-н Жан-Клод Юнкер, либо теперешний премьер-министр Голландии Ян-Питер Балкененде. Есть еще третий кандидат, Тони Блэр, но его не поддерживает собственная страна. А министром иностранных дел легко может стать министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт, который резко выступает против «Северного потока», и известен как один из самых жестких критиков российской операции в Грузии.

«СП»: — Вы считаете, с политически единым Евросоюзом России станет труднее иметь дело?

 — Думаю, да. Европейский союз будет проводить политику, которая больше не определяется Германией и Францией, как это было до сих пор. Кроме того, в новом Евросоюзе будет сильным влияние Польши, Чехии, Венгрии, новых членов ЕС, которые именно в оборонной и внешней политике будут разворачивать ЕС в свою сторону.

«СП»: — В свою сторону — это как?

 — Думаю, в отношении России будет сложно. Но молодые государства в составе Евросоюза все же будут искать консенсус с другими членами, так что больших разрывов в политике с Россией не будет.

«СП»: — А сами граждане, в той же Германии, поддерживают политическое объединение ЕС?

 — В Германии — точно да. Там людей больше всего интересует, чтобы жизнь не ухудшалась. Никто не хочет никаких экспериментов, все смотрят в будущее. У нас очень комфортабельная жизнь. Так зажиточно, как сейчас, в Германии никогда не жили. Всем нравится, что нет границ, что можно иметь свои дачи в Испании и Португалии, в Италии и Греции. Фирмы смогут открывать представительства за границей, нет таможни. Правоохранительные органы очень хорошо работают друг с другом, ловят бандитов на всей территории Европы. Значит, для многих Европа является очень привлекательной, и население объединение поддерживает.

«СП»: — В плане геополитики, политически единый Евросоюз сможет составить серьезную конкуренцию Америке?

 — Не сразу, но лет через 20, если ЕС не развалится, он может стать не негативным конкурентом Америке, но глобальным игроком на мировой арене. Это — да.


Что такое Лиссабонский договор

Лиссабонский договор (официальное название — «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества», англ. Treaty of Lisbon amending the Treaty on European Union and the Treaty establishing the European Community) — международный договор, подписанный на саммите ЕС 13 декабря 2007 в Монастыре иеронимитов в Лиссабоне. Призван заменить собой не вступившую в силу Конституцию ЕС и внести изменения в действующие соглашения о Европейском союзе в целях реформирования системы управления ЕС.

Новый договор изменяет ценности и цели Европейского союза. Договор о реформе изменяет название Договора об учреждении Европейских сообществ на Договор о функционировании ЕС, чем напрямую связывает его с Договором о ЕС и целями, которые он ставит перед объединённой Европой. Таким образом, принципы, рассматривавшиеся ранее как декларативные: защита граждан ЕС по всему миру, экономическое, социальное и территориальное единство, культурное многообразие и др., — наряду с социальными целями, становятся основополагающими задачами политики ЕС. Задачей ЕС также становится создание «внутреннего рынка» и достижение целого ряда целей: полная занятость, социальный прогресс, высокий уровень защиты окружающей среды, борьба против дискриминации, социальная справедливость, защита прав детей и т. д.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Заместитель директора Национального института развития современной идеологии

Федор Бирюков

Член Президиума партии «Родина»

Иван Коновалов

Директор Центра стратегической конъюнктуры

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня