В ходе визита заместителя министра иностранных дел КНР Лю Чжэньминь в Манилу, где тот встречался с руководством Филиппин, в том числе с президентом Родриго Дурерте, страны договорились о создании двустороннего механизма консультаций по вопросам Южно-Китайского моря.
«Стороны договорились о создании двусторонний механизм консультаций по вопросам Южно-Китайского моря и провели обмен мнениями по широкому кругу вопросов», — заявила на брифинге официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин, добавив, что в ходе визита замглавы МИД КНР на Филиппины стороны достигли широкого консенсуса. По ее словам, стороны нацелены также на сотрудничество со странами АСЕАН.
«Мы согласны с тем, что по сравнению с растущей дружбой Китая и Филиппин, вопросы Южно-Китайского моря — это лишь малая часть, которая должна решаться мирно через продолжающийся диалог и консультации», — заявила китайский дипломат.
Ранее сообщалось, что Китай и Вьетнам согласовали пути решения споров по Южно-Китайскому морю. Согласно опубликованному совместному коммюнике, стороны обязались искать пути для долгосрочных решений по спорным вопросам, которых Китай и Вьетнам могут достичь путем переговоров, а также обязались обсуждать временные решения, которые не повлияют на позицию каждой из сторон.
Острова Спратли и Параселы оспаривается сразу шестью государствами: Вьетнамом, Китаем, Тайванем, Малайзией, Филиппинами и Брунеем. Несмотря на свой крошечный размер, они имеют важное значение с точки зрения присутствия в регионе. Кроме того, исследования говорят о наличии значительного количества нефти и газа. По данным министерства энергетики США, в районе Рид-бэнк архипелага сосредоточено до 5,4 млрд баррелей нефти и до 55,1 трлн кубометров природного газа.
В январе 2013 года Манила подала в Международный суд иск с просьбой признать недействительной так называемую линию «девяти пунктиров», основанную на «исторических правах» Китая. Пекин отказался участвовать в разбирательстве, назвав односторонний иск незаконным и настаивая на том, что у суда нет юрисдикции рассматривать территориальные споры. 12 июля Международный суд в Гааге постановил, что Китай не имеет «исторического права» на острова и фактически нарушает права Филиппин. В Пекине, в свою очередь, пояснили, что «ни при каких обстоятельствах не примут разрешение территориальных споров и делимитации морских границ третьими сторонами», а «Вооруженные силы КНР будут защищать национальный суверенитет и морские права и интересы страны».
Напомним, 13 января государственное издание КНР Global Times заявило о том, что Китай готов воевать с США из-за спорных островов в Южно-Китайском море. Непосредственным поводом для угроз со стороны КНР послужили высказывания кандидата в госсекретари США Рекса Тиллерсона, который во время процедуры утверждения его Сенатом заявил, что в случае назначения пошлет Китаю сигнал, что ему будет закрыт доступ на спорные острова в Южно-Китайском море (ЮКМ).
«Тиллерсону бы следовало подумать о стратегии использования ядерных сил, если он хочет заставить большую ядерную державу уйти с принадлежащих ей территорий», — говорится в материале. «Похоже, он просто решил набрать очков в глазах сенаторов и увеличить свои шансы на назначение», — отметило китайское СМИ.
«Что касается Южно-Китайского моря, то я отвечал вчера на похожий вопрос. Китай имеет полное право осуществлять любую законную деятельность в соответствии со своим суверенитетом», — прокомментировал слова Тиллерсона официальный представитель МИД КНР Лу Кан. Он добавил также, что Китай и страны региона ранее достигли консенсуса по вопросу Южно-Китайского моря, решив решать спорные ситуации путем консультаций и диалога, вместе поддерживать мир и стабильность в регионе.
«Ситуация в Южно-Китайском море успокоилась, и мы надеемся, что страны вне региона будут уважать этот консенсус, что соответствует фундаментальным интересам всего мира», — подчеркнул Лу Кан.
Издание China Daily отмечает, что «подобная политика США задаст курс на установление разрушительного противостояния с Китаем». Также, по мнению издания, замечания США «не стоит принимать всерьез, поскольку они представляют собой смесь предрассудков и нереальных политических фантазий».
По мнению британской The Guardian, избранный президент разделяет взгляды кандидата на должность госсекретаря в его администрации Рекса Тиллерсона на действия КНР в Южно-Китайском море. Издание напоминает, что в декабре Трамп сделал аналогичные замечания в интервью американскому каналу Fox News, обвинив Пекин в несанкционированном строительстве островов.
— Обострения отношений между США и Китаем из-за островов в Южно-Китайском море в ближайший год не будет, — уверен директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.
— Тем более — из-за спорных островов или по какой другой причине — не будет конфликта между этими двумя странами с применением оружия.
Те заявления с «претензиями» друг к другу, с которыми выступал Трамп и в ответ ему выступают китайские политики, связаны с необходимостью демонстрировать время от времени некую воинственную риторику, которую значительная часть электората принимает за патриотическую. Реальные войны и конфликты давно ушли в область финансовых, торговых, информационных, культурных войн. А публичная политика в последние годы вообще ушла практически целиком в область PR и рекламы. Истинная же позиция тех или иных игроков тщательно скрывается от публики так, что о ней часто не знают даже руководители ведущих государств — например, Обама, Олланд, Меркель и другие политики-марионетки.
Полагаю, что Трамп, так же, как и Си Цзинпин — не марионетки, а члены комплементарных команд, которые в ближайшие годы будут играть в одну и ту же игру под названием «формирование многополярного мира», под которыми будет пониматься создание валютных зон и вытеснение доллара США с монопольной позиции на уровень одной из четырех-пяти мировых валют.
И Трамп, и китайские лидеры играют по правилам «имиджевой риторики», согласно которой «агрессивные» заявления в адрес друг друга для КНР и Госдепа являются прикрытием запуска новой мировой глобальной стратегии.
Да, будут межкорпоративные скандалы, будет обострение конкуренции на глобальных рынках и переходящая в брань взаимная критика по поводу курса юаня, возможно даже будут проводиться операции американских и китайских спецслужб против друг против друга в тех или иных точках мира, но все это не перерастет в реальное вооруженное противостояние.
Сегодня война нужна только американским силовым структурам, банкстерам, геополитическим рейдерам, «нетократам», «трансплантологам» и иным «отмороженным» группам транснациональной (иллюминатской) паразитической системы, которая при Буше-Обаме затеяла в целом ряде стран так называемые «цветные революции» и последующие атаки на некоторые суверенные государства, включая Украину и Россию.
— Экономики и финансовые системы США и Китая сейчас представляют из себя систему сообщающихся сосудов, и это тревожит Трампа, — считает замдиректора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.
—. По его мнению, это представляет угрозу национальной безопасности США. И предотвращать ее он намерен экономическими методами, сделав американскую экономику менее зависимой от внешних факторов. Трамп рассчитывает восстановить в США реальный сектор, а это значит — создать условия для размещения предприятий внутри страны, то есть для переноса их из других стран, в первую очередь, из Азиатско-Тихоокеанского региона.
Конечно, Трампа беспокоит и растущая на этом фоне военная мощь Китая, которая выражается в строительстве военной инфраструктуры в Южно-Китайском море. США считают себя полноправными хозяевами на Тихоокеанском плацдарме. Но в последнее время свои претензии на лидерство здесь стал предъявлять Китай. Ну и, конечно, Америку тревожит сотрудничество России и Китая. У определенной части американских элит, к которой относится и Трамп, есть мнение, что за время президентства Обамы США сделали на международной арене много неверных шагов, которые позволили усомниться в доминировании Америки. Ошибочным был и выбор России в качестве основного оппонента. Создается ощущение, что Трамп таковым решил назначить Китай. И экономическая взаимозависимость стран стала при этом выборе определяющим аргументом.
«СП» — Как далеко, по-вашему Трамп готов зайти в противостоянии с Китаем? Начнет ли он войну в ответ на действия Китая в Южно-Китайском море?
— Китай имеет территориальные претензии практически ко всем своим соседям. И США в этих спорах, по понятным причинам, занимают сторону других стран. Поэтому от провокаций, локальных силовых действий, например, в том же Южно-Китайском море, причем как со стороны США, так и со стороны Китая, никто не застрахован. Они на какой-то период времени могут вызвать даже разрыв дипломатических отношений между Пекином и Вашингтоном или, как минимум, понижение их уровня. Однако до настоящей войны дело не дойдет. США и Китай являются ядерными державами. И это главный сдерживающий фактор. Не думаю, что кто-то решится проверить ядерный потенциал другой стороны.
«СП» — А для Пекина что является «красной чертой», после которой не останется ничего, кроме войны? Станет ли ей, к примеру, признание Вашингтоном Тайваня? На днях Global Times грозил США местью за контакты с его руководством?
— Существование полупризнанных государств вроде Тайваня выгодно для мировой экономики и политики. Иначе бы таких государств в мире не существовало. Думаю, что США не пойдут на признание Тайваня. Но также уверен, что и признание Соединенными Штатами Тайваня не побудило бы Китай к объявлению войны Америке. Вообще разговоры о полномасштабной войне между такими странами, как Россия, США и Китай, в наше время — удел фантастов.
«СП» — Насколько вообще спорные острова важны для Китая? Это вообще принципиальный вопрос?
— Южно-Китайское море — водоем, через который ежегодно проходит грузов на пять триллионов долларов. Кроме того, регион богат полезными ископаемыми. Контроль над этой территорией стратегически важен для Пекина. К тому же Китай исторически считает спорные острова своими и фактически договорился с соседями о том, что вопросы территориальной принадлежности они будут решать самостоятельно. Китай возмущает вмешательство в этот спор стран, не представленных в регионе. США — именно такая страна.
«СП» — Как России стоит себя вести в этой ситуации? Не является ли предложение «дружбы» Трампом предложением дружбы против Пекина?
— России следует занимать по этому вопросу взвешенную позицию и поддерживать Китай в его принципиальной позиции, что спор является внутрирегиональным, и заинтересованные страны могут решить проблему без вмешательства третьей стороны. Это не помешает нам выстроить свои отношения с США и даже стать модератором переговорного процесса по вопросу принадлежности островов.