Президент Дмитрий Медведев обещал в ближайшее время обратиться с ежегодным посланием к Федеральному собранию. Об этом глава государства сообщил на встрече с членами Совета палаты Совета Федерации. По словам Медведева, сейчас идет «работа над документом»: только на официальный сайт Кремля «поступило порядка 16 тыс. обращений от граждан и организаций».
Что нового скажет Медведев в своем послании, рассуждает эксперт Московского центра Карнеги Алексей Титков.
«СП»: — Алексей, Медведев уже успел и опубликовать тезисы своего послания в статье «Россия, вперед!», и пообщаться с безумным блоггером на предмет, как обустроить Россию. Почему вокруг послания так много шума?
— Наверное, стоит говорить о роли послания именно для президента Медведева. Его политические ресурсы достаточно ограничены, по сравнению с премьером Путиным, поэтому выступления для широкой публики, вроде Ярославля, интервью в газетах и тем более ежегодные послания для президента — едва ли не главная возможность заявить о своем месте в политике, о влиянии на нее.
Поэтому можно понять тщательность подготовки Медведева к этому событию, и желание получить от него максимум публичности, откликов. То, что послание Медведева стало темой для обсуждения намного раньше даты выступления — фактически, начиная со статьи «Россия, вперед!» — похоже на продуманную стратегию. Она направлена на то, чтобы это выступление как можно дольше оставалось в топе новостей.
Хотя можно предположить, что здесь будет и оборотная сторона — разочарование по поводу этого выступления. Но вряд ли оно будет серьезным.
«СП»: — Кстати, насколько президент выполнил свое прошлогоднее послание?
— Процент выполнения достаточно большой, по крайней мере, в части политических реформ, обещанных изменений в законодательство. Во многом так получилось за счет того, что основная идея предыдущего послания в части политики состояла в том, что, в целом, политическая система была построена предыдущим президентом, и ее нужно лишь поддерживать, вносить небольшие улучшения. Список таких улучшений приводился, и эти нововведения выглядели вызывающе скромно и вполне технически осуществимыми.
Эта скромность, с другой стороны, позволила говорить, что значительное число пунктов предыдущего послания выполнена, и можно такими же скромными темпами двигаться дальше.
«СП»: — Но ведь он говорил и о борьбе с коррупцией. Разве тут тоже можно говорить об успехах?
— Опять же, значительная часть мер на этом направлении была реализована, например, обязательное декларирование доходов высших чиновников. Хотя, понятно, с очень большой оговоркой: осталось определить, кто этой борьбой с коррупцией будет заниматься, какой федеральный орган. Но здесь вопрос не только к Медведеву. Скорее, вопрос о договоренностях между ним и премьером, кто действительно будет руководить антикоррупционной борьбой, и получать с этого политические преимущества. Видимо, это не так просто. По крайней мере, выступая с посланием, президент сможет сказать, что борьба с коррупцией начата, первые меры приняты, продолжаем дальше.
«СП»: — Вы считаете, послание не будет содержать чего-то радикально нового по сравнению с тезисами «Россия, вперед»?
— Вполне возможно, что будет. У многих экспертов отношение к статье изначально было таким, что это, скорее, обрезки из текста послания, которые с большой вероятностью могут не войти в само послание. Но жалко потерять их, поэтому принято решение использовать их в качестве интернет-публикации.
«СП»: — Можно ли говорить о том, что выступление президента с посланием затягивается?
— Я бы не сказал. По-моему, ничего скандального нет.
«СП»: — Но вот Путин выступал со своими посланиями в мае. У Медведева была пауза после того, как он стал президентом, в мае от него ждали послания, но выступил он в октябре. Сейчас с того времени прошел уже год с хвостиком — и послания все нет…
— Если считать, что «медведевское» время послания не весна, а осень — почему бы нет. У Путина тоже были сдвиги в датах — апрель, май. Думаю, никто, кроме близкого круга спичрайтеров и журналистов, не волнуется по поводу сроков послания Медведева.
«СП»: — Будут ли отражены в послании политические трения, которые проявились в ходе последних выборов?
— Думаю, тема избирательного законодательства и поправок в нем с гораздо большей вероятностью попадет в послание. Но вряд ли речь будет идти о резких изменениях. Скорее будут символические уступки в сторону большей прозрачности выборов, например, будет возвращен доступ к контролю за подсчетом голосов представителям общественных организаций. Это было в России долгое время, в том числе в 2000-е годы, но затем такая возможность была оставлена только политическим партиям.
«СП»: — Для Запада послание — важный документ?
— Для западных политиков и аналитиков это, в любом случае, — важное событие, хотя бы по официальному статусу выступления. Потом, послание существенно важно, поскольку в ряде стратегических пунктов речь идет не о личной позиции президента Медведева, а о согласованной позиции российской власти в целом. По крайней мере, темы, вязанные с внешнеполитическими вопросами, будут относится к этой части. Как показывает практика, стилистические различия между Путиным и Медведевым возможны в экономической или антикризисной политике, в незначительных деталях политической системы. Но во внешней политике позиция оставалась единой, и еще раз проверить, что в ней происходит, в каком виде она декларируется сейчас — для Запада будет существенным.
«СП»: — Каким все же Медведев предстает в своих посланиях? Скромным человеком, который минимум обещает, и этот минимум делает?
— В том числе и таким. Но в целом, это будет выступление скромного человека, который наделен полномочиями президента ядерной державы, и от того, как он распоряжается своими формальными полномочиями, зависит многое не только в России, но и за ее пределами.