Налог на работающих в «серой зоне» может вызвать протесты как в Белоруссии
Премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев призвал участников Евразийского экономического союза не заниматься сравнением цен на газ для ЕАЭС и стран Евросоюза. Такое заявление Медведев сделал на заседании Евразийского межправительственного совета, который проходит в Бишкеке.
По словам премьера, в последнее время исполнение достигнутых договоренностей и сам интеграционный процесс становятся заложниками «специфически понимаемых национальных интересов». Он добавил, что в двусторонних спорах нет «ничего драматического», но не стоит переносить их на многостороннюю площадку ЕАЭС.
«Эта ситуация сродни шантажу: или вы повлияете на решение другой стороны в споре, или мы ничего не подпишем», — заявил Медведев. Он также отметил, что если бы страны, недовольные в данный момент ценообразованием на газ, не присоединились к Евразийскому союзу, им пришлось бы покупать «голубое топливо» дороже. «Порядка 200 долларов за тысячу кубометров. Вот и все. И не нужно ничего доказывать, упражняться в подсчетах. Все было бы существенно, гораздо дороже», — констатировал премьер.
Налог на работающих в «серой зоне» может вызвать протесты как в Белоруссии
В завершение Медведев напомнил, что в ЕАЭС «никто никого насильно не держит», и все страны вошли в объединение добровольно, получив значительные льготы по энергетическому сотрудничеству и нарастив объемы экспорта на российский рынок.
Речь Медведева эксперты считают, прежде всего, камнем в огород Белоруссии, отношения с которой начали портиться из-за разногласий по газовому ценообразованию. «СП» уже писала о том, как Минск в одностороннем порядке пересчитал «несправедливую», по его мнению, цену на газ и отказался платить больше, а Москва, в ответ, сократила поставки беспошлинной нефти в Белоруссию.
В начале февраля ряд СМИ даже сообщил, что Белоруссия хочет выйти их ЕАЭС, ОДКБ и, возможно, из Союзного государства. Позднее президент страны Александр Лукашенко назвал эти слухи «полным вымыслом». Тем не менее, очевидно, что проблемы накапливаются не только в двусторонних отношениях России и Белоруссии, но и внутри ЕАЭС, куда входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия.
Эксперт Высшей школы экономики Дмитрий Болкунец считает, что накопившиеся экономические проблемы нужно решать, иначе они неизбежно перейдут в политическую плоскость.
— Эта речь Дмитрия Медведева стала ответом белорусскому коллеге, который выразил недовольство положением дел в ЕАЭС в связи с тем, что не решен вопрос по нефти и газу. Мы наблюдаем, пожалуй, самый затяжной конфликт со времени установления дипотношений между Белоруссией и Россией. Он связан, в первую очередь, с проблемами белорусской экономики, ее структурой и отсутствием реформ. Экономика Белоруссии была чрезвычайно зависима от экономики России, ее дотаций и кредитов. Москва по внутренним причинам вынуждена была немного урезать кредитование и поддержку. Поэтому белорусская сторона высказывает свое возмущение, и эти экономические вопросы перерастают в проблемы политического характера.
Один из примеров — нефтегазовая сфера. Между сторонами существует подписанное соглашение по нефти, по которому Минск должен определенный объем нефтепродуктов из российского сырья поставлять на рынок РФ. Но эти объемы не поставляются, а часть продуктов вообще оказывается на украинском рынке и идет на вооружение украинской армии. Это вызывает недовольство России, которая вынуждена сокращать поставки нефти Белоруссии.
Это заметно влияет на доходы белорусского бюджета, учитывая, что больше 40% всего экспорта — нефтепродукты. Кстати, уникальный случай в мировой практике, когда страна, не добывающая нефть, поставляет за рубеж столько нефтепродуктов.
«СП»: — Можно ли распутать этот клубок противоречий?
— Стороны должны сесть и договориться о взаимоотношениях в энергетической сфере, и прийти к консенсусу, иначе проблемы, которые возникают, будут влиять на интеграцию в ЕАЭС. Сейчас разногласия накапливаются. Белоруссия обвиняет Россию в том, что им не дают скидки на газ. Однако Минск свободно продает свои товары на российском рынке, и объемы их довольно существенны. В то же время, если мы посмотрим на то, сколько товаров из России, Армении и Казахстана продается на белорусском рынке, мы увидим, что это несущественная доля.
Причина заключается в негласном требовании Минска, чтобы на прилавках было не менее 90% белорусских товаров. Это ведет к ограничению конкуренции. Принцип свободного перемещения товаров является одним из ключевых для единого евразийского пространства. Но получается, что он не выполняется.
Все эти вопросы требуют обсуждения и дискуссии. На мой взгляд, сегодня пришло время провести ревизию отношения Белоруссии и России, и найти те условия, на которых они будут строиться, в том числе в экономике.
«СП»: — Как эти разногласия скажутся на интеграционных перспективах ЕАЭС в целом?
— Это нормально, когда в строящемся образовании идет дискурс. Европейский союз тоже прошел через большое количество скандалов на пути формирования. Споры есть между всеми членами ЕАЭС, и их нужно решать. Это вполне возможно. Но, во-первых, не нужно переводить эти споры в политическую плоскость, а во-вторых, нельзя позволять себе такие политические жесты, как игнорирование саммитов ЕАЭС.
Такие вещи некорректны и нужно находить форматы взаимодействия. Но не думаю, что эти трения приведут к выходу Белоруссии из ЕАЭС. Просто потому, что это привело бы к катастрофическим последствиям для белорусской экономики и имело бы далеко идущий политический эффект.
Преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики ИАИ РГГУ Вадим Трухачёв считает, что будущее ЕАЭС зависит о того, что Россия сможет предложить своим союзникам.
— Перебранки между Москвой и Минском периодически будут продолжаться, таков уж характер Александр Григорьевича Лукашенко. Естественно, Минск будет пытаться «сосать двух маток», то есть Россию и Евросоюз, и получать всякого рода льготы и с той, и с другой стороны. Угрожая сближением с ЕС, Белоруссия будет пытаться добиться скидок на газ. А грозя сближением с Россией, выбивать доступ для своих товаров на европейский рынок.
Что касается будущего ЕАЭС и Белоруссии в нем, как ни крути, главные в Евразийском союзе мы, и именно мы должны заинтересовать и белорусов, и казахов, и армян не меньше, чем Евросоюз или Китай. Перед ЕАЭС стоит ряд объективных трудностей. В него входят страны, бесконечно далекие друг от друга и по территории, и культурно. К сожалению, Киргизия или Таджикистан, о вступлении которого говорят, не могут стать привлекательными для Белоруссии. Они не заменят Литву или Польшу, на которые приходится значительная часть белорусского товарооборота. Этот фактор нужно учитывать и быть осторожнее, например, не возводить стены на дороге Минск-Вильнюс. Мы должны быть мягче, а Белоруссия — не упрямиться.
Эдуарда Лимонов о способах решения турецкого и украинского вопросов
«СП»: — Как этот конфликт может сказаться на единстве ЕАЭС в целом?
— Тот же Казахстан открытым текстом говорит о политике многовекторности, да и проводит ее, сближаясь то с Китаем, то с Турцией, то с США, то с ЕС. Армения тоже опирается далеко не только на Россию. Все будут так или иначе что-то требовать. Вопрос только в том, как много, и в том, чтобы Россия, с одной стороны, смогла предложить что-то ценное, не выкручивая руки, а с другой — не давать садиться себе на шею.