В Верховной Раде призвали объединиться с чеченскими террористами против России
Миллионам украинцев, находящимся в России на заработках, предложено не возвращаться. Пока — неофициально.
Экс-предводитель «Правого сектора» *, а ныне депутат Верховной Рады Дмитрий Ярош требует признать этих людей предателями и закрыть им въезд на родину. В представлении радикала, «если бы у „заробитчан“ была национальная гордость», они бы не поехали за длинным рублем в «страну-агрессор», а работали бы на Украине. Или, если уж так припекло, на Западе.
Об этом, как сообщает ИА ПолитНавигатор, Ярош заявил в интервью журналу «Країна».
Надо сказать, что бывший «правосек» в этом смысле не является «первопроходцев». Еще до него отказаться от таких граждан власти Украины призывал одиозный нардеп Парасюк, заявляя, что тем, кто отправляется на работу в Россию «лучше сразу ехать с вещами и не возвращаться. А кто не согласен, тот — враг Украины!»
Но национальную гордость на хлеб не намажешь. И семью ею не прокормишь. Поэтому простым украинцам в условиях нынешнего экономического коллапса приходится искать средства к существованию за пределами родного отечества.
В Верховной Раде призвали объединиться с чеченскими террористами против России
Проблема лишь в том, что Европа, куда направляет своих земляков на заработки Ярош, пока не спешит раскрывать горячие объятия навстречу трудовым мигрантам из «незалежной». Среди стран ЕС только в Польше трудовое законодательство на данный момент еще более-менее лояльно к украинцам. Остальные для официального трудоустройства фактически закрыты.
Но польский рынок труда весьма ограничен и просто объективно не может обеспечить рабочими местами всех «заробитчан». А их, по последним экспертным данным, и так там уже почти полтора миллиона. Максимум Польша сможет принять еще примерно столько же. Но и этим «счастливчикам», рано или поздно, придётся столкнуться с тем, что к выходцам из «незалежной» поляки относятся, мягко говоря, без пиетета.
Поэтому Россия продолжает до сих пор оставаться в топе стран, куда украинцы едут на заработки — их здесь, по разным оценкам, от 2,5 до 5 млн. И для большинства из них Россия — не «страна-агрессор», а страна — кормилица. Только в 2015 году, по данным Нацбанка «незалежной», украинские трудовые мигранты перевели на родину более пяти миллиардов долларов. Что равно 5,7% ВВП Украины.
Но сейчас на Украине как-то не принято думать о людях. Пещерный национализм и русофобия со здравым смыслом не дружат. Поэтому если власти пойдут на поводу у таких, как Ярош и Парасюк (а президент Порошенко уже доказал, что способен встроиться в ряды радикалов, признав законной блокаду Донбасса), миллионы украинцев могут просто стать персонами нон грата в собственной стране.
Возможно ли, подобное развитие событий и чего тогда ждать? Этот и другие вопросы «СП» адресовала известному эксперту по Украине, члену Совета по межнациональным отношениям при президенте России Богдану Безпалько:
— С точки зрения украинского национализма, идеологически то, о чем заявляют Ярош и Парасюк, вполне рационально и вполне последовательно. Главным врагом украинского национализма всегда считалась Россия и русский народ. А поездки в Российскую Федерацию на заработки являются все-таки теми коммуникативными связями, которые позволяют эту ненависть либо каким-то образом купировать, либо вообще остаться в России и здесь каким-то образом закрепиться.
Хотя у украинских националистов есть и другие фобии. В отношении, скажем, поляков. Или венгров. Или евреев. Сейчас, правда, последняя тщательно ретушируется, потому что еврейская община в мире и на Украине представляет собой очень внушительную силу. Но в целом, весь украинский национализм — это, как правило, набор фобий, страхов и ненависти. Так что с точки зрения идеологии подобное предложение звучит вполне рационально.
«СП»: — Официальный Киев может на это пойти?
— Не думаю, что сейчас Порошенко пойдет на подобного рода шаги. Для него важно сейчас каким-то образом сдвинуть социальные протесты подальше от Киева, от Банковой. И вообще подальше от себя самого. Поэтому к блокаде Донбасса он относится более-менее благосклонно, поскольку активисты едут все-таки туда — на эти редуты. И вместо того, чтобы митинговать в Киеве и требовать его отставки, они всю свою энергию обращают в сторону ДНР, ЛНР, России, «проклятых москалей»…
По этой же причине может быть вполне реалистичным, что некоторых своих активистов они пытаются отправить в Белоруссию. Не из ненависти к Белоруссии, не из веры в то, что там реально может произойти какой-то Майдан, а чтобы каким-то образом избавиться от них в Киеве.
Но если вдруг сейчас объявить миллионы людей, работающих в России, персонами нон грата, то все эти миллионы точно обратят свой гнев против действующей украинской власти. Это уже не несколько сотен безмозглых «блокираторов» с Парасюком и Семенченко во главе. Это целые толпы людей, которые останутся без работы и средств к существованию.
Единственным позитивным моментом подобного рода развития событий может быть пополнение человеческих и демографических ресурсов РФ.
«СП»: — Поясните.
— Если в нашей стране, например, примут законопроект Затулина о предоставлении гражданства по «праву почвы», то все эти люди с большим облегчением получат российский паспорт и забудут Порошенко, Майдан, гражданскую войну, разрушение экономики, грабительскую приватизацию, олигархов. Все это они забудут, как страшный сон. Они останутся здесь как полноправные граждане. И спокойно ассимилируются в нашем обществе.
При этом, возможно, стоило бы взять с каждого из них подписку о лояльности. Знаете, когда человек эмигрирует в Соединенные Штаты, с него берут клятву верности новому государству. И, в общем-то, это правильно — ты ведь претендуешь на получение нового гражданства и становишься членом американской нации. А если ты не собираешься быть лояльным к этой нации, к этому государству, зачем ты сюда приехал?
Так и здесь. Чисто юридическая процедура. Для большинства гостевых рабочих это не составит никакого труда. Они с радостью приедут сюда, будут здесь работать. И Украина просто потеряет несколько миллионов человек трудоспособного населения. Она еще больше уменьшит свой ВВП.
Но повторю: гипотетически это возможно только в том случае, если к власти на Украине придут окончательно уже свихнувшиеся радикалы, вроде Парасюка, Семенченко или Парубия. Последний хоть и является сейчас формально третьим человеком в государстве, но подобные решения самостоятельно принимать не может.
«СП»: — Но это же Парубий ранее предлагал ввести визовый режим с Россией.
— Предлагал, напомню, девять раз. И фактически визовый режим — это мягкая форма того, что сейчас озвучили Ярош и Парасюк. Просто эти прямо сказали, что «давайте людей, которые ездят в Россию, объявим изменниками, преступниками, потому что с Россией вообще нельзя иметь никаких связей».
Но почему-то против тех, которые работают в Польше, Италии, Португалии, Греции, они ничего не имеют.
«СП»: — Ну, это же Европа… Она в стоп-листе Яроша не значится.
— Да. Только если еще можно, допустим, как-то комплементарно относиться, с точки зрения украинского национализма, к людям, которые работают, скажем, в Греции или в Португалии, то как можно так спокойно относиться к тем, кто работает в Польше? Ведь с Польшей у украинских националистов было большое количество военных конфликтов. По большому счету, Волынская резня — это был спор за территорию и этнические чистки. И нынешняя польская национальная идея, она совсем не комплементарна по отношению к украинскому национализму. Только из соображений политической целесообразности, из желания создать из Украины, Белоруссии, стран Балтии «антироссийскую дугу», там продолжают по-прежнему поддерживать Украину.
Но нельзя же так, украинские националисты! Вы же люди идейные. Романтики. Давайте, будьте последовательными. Потребуйте от тех, кто работает в Польше того же, что вы требуете от работающих в России. А то как-то получается не совсем правильно. Не говоря уже о том, что герои освободительной войны XVII века под предводительством Богдана Хмельницкого, они сражались именно с поляками, с Речью Посполитой. Вовсе не с москалями.
«СП»: — В Польшу, тем не менее, едут очень активно. Хотя все больше жалоб на то, что отношение поляков к гастарбайтерам с Украины в последнее время резко ухудшилось. Даже говорить на «мове» в общественном месте многие боятся — могут оскорбить, а то и ударить.
— К украинцам в Польше относятся как к людям второго сорта. Совершенно откровенно. Это было известно еще до Майдана. Сами украинские журналисты проводили что-то вроде расследования, выезжая в Польшу в качестве гостевых рабочих. Нанимались на работу и описывали все будни «заробитчан», а, по сути, крепостных, работающих там за те небольшие деньги, которые поляки им платят.
Но это деньги очень большие для жителей Западной Украины, абсолютно лишившихся возможности работать у себя дома.
Здесь — в России — к людям из Украины относятся, как к равным. Как к своим.
«СП»: — Если только они не кричат «Слава Украине!» и не зигуют…
— Безусловно. А вот Зорян Шкиряк, есть там такой советник у главы МВД Авакова, предложил, например, проводить специальные мероприятия против украинских землячеств в России. Потому что они, по его мнению, противодействуют украинскому правительству и Украине в целом.
Но это же абсурд. Украинское правительство выступает против украинских землячеств в России.
Здесь — в России — для них открыты все двери. Приезжайте, работайте… Настоящий безвизовый режим, он здесь, с Россией. Может, еще отчасти с Белоруссией. Но там тоже тяжелая экономическая ситуация.
Город у Чёрного моря полностью утратил свой гламур
Поэтому, по большому счету, у «заробитчан» всегда есть выбор — ехать в качестве крепостного куда-нибудь в Польшу… Или же ехать сюда, в Российскую Федерацию. И здесь попытаться каким-либо образом закрепиться и влиться в российское общество. Здесь все их ждут с распростертыми объятиями. А там ждут в качестве именно рабов. Как однажды выразился в эфире российского телевидения польский журналист Якуб Корейба, «украинцы — это наши негры с Востока».
*17 ноября 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистскими пять украинских националистических организаций: деятельность «Правого сектора», УНА-УНСО, УПА, «Тризуба им. Степана Бандеры» и «Братства» попали в России под запрет. Ранее в РФ было возбуждено уголовное дело против Дмитрия Яроша за призывы к террористической деятельности.