Администрация Трампа предлагает изменить программу военной помощи ряду стран
Президент Филиппин Родриго Дутерте 22 мая прибыл в Россию с официальным визитом, программа которого обещает быть не только продолжительной, но и весьма масштабной. Филиппинский лидер проведет в Москве четыре дня, его встреча с президентом РФ Владимиром Путиным запланирована на 25 мая.
Накануне поездки Дутерте дал большое интервью российским СМИ, где обозначил главные темы предстоящих переговоров на высшем уровне.
Круг вопросов, которые лидеры двух стран собираются обсудить, достаточно широк. Он затрагивает не только сферу двусторонних отношений — в нынешнем ее виде и в перспективе, актуальные международные и региональные проблемы, но также вопросы безопасности и обороны, которые сам Дутерте назвал центральными.
В частности, президент Филиппин рассчитывает убедить Владимира Путина в необходимости поставок оружия своей стране. Манила заинтересована в приобретении у России стрелкового оружия, бронетехники, высокоточных ракет, вертолётов и самолетов.
Администрация Трампа предлагает изменить программу военной помощи ряду стран
«Думаю, у вас есть более совершенные высокоточные системы. И поскольку Россия в этом лучше, чем американцы, я решил обратиться к ней. Но россияне не только лучше в этом, они щедры и готовы помочь», — сказал Дутерте.
По его мнению, сейчас в мире «можно полагаться только на слова России и Китая». Америку же он назвал «лицемерной» страной, где «левая рука не знает, что делает правая».
С Вашингтоном у Дутерте, имеющего у себя на родине прозвище Каратель за чрезвычайно жесткие методы борьбы с местной наркомафией, вообще отношения складываются странным образом. Во всяком случае, предшественник Трампа Барак Обама не раз был подвергнут уничижительной критике со стороны брутального филиппинского политика.
С новым главой Белого дома Дутерте успел переговорить по телефону в конце апреля, однако ответил отказом на неформальное приглашение Трампа посетить Вашингтон, сославшись на нехватку времени.
Но, пожалуй, самым неожиданным антиамериканским «выпадом» со стороны филиппинского лидера стало его заявление о возможном сокращении военно-техническое сотрудничества с США в пользу России и Китая. Потому что Филиппины — это традиционный рынок сбыта для ВПК Америки. И они имеют весьма длительную историю приобретения оружия именно у США.
Тогда насколько перспективным в этом смысле для России может быть это островное государство? И не пересекутся ли здесь наши интересы с американскими?
— Рынок вооружений Филиппин долгое время был вотчиной Соединенных Штатов, — комментирует ситуацию заместитель директора Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварёв. — Это не секрет. И пока еще остается. Хотя Дутерте и заявил, что хочет сменить поставщиков, и закупать вооружение у России и Китая. Насколько я знаю, после этих его заявлений США реализовали с Филиппинами несколько крупных сделок по ранее подписанным контрактам.
К тому же, огромное количество оружия уже закуплено в Штатах ранее. И чтобы это оружие было в боеготовом состоянии, оно требует технического обслуживания, ремонта, регламентных работ, поставок запчастей и проч. Поэтому прекратить военно-техническое сотрудничество с США Филиппины никак не могут.
Возможно, они сократят закупки новых систем вооружений. Но этот сегмент — ремонта и модернизации, он огромен. И кроме США на этот рынок не претендует никто. Потому что это вооружение произведено в США.
Впрочем, Китай со своей стороны уже подсуетился. Они выделили Маниле огромный кредит — 500 млн. долларов. Не знаю точно, полностью ли он предназначен на закупки вооружений, но значительная часть его пойдет на это. В частности, в рамках этого кредита Пекин уже договаривается о поставках филиппинцам военно-морской техники — скорей всего, это будут катера.
Что касается нас, то кроме официальных заявлений президента Филиппин и заявлений наших руководителей Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) и Рособоронэкспорта о том, что заинтересованность есть и переговоры идут — больше нет ничего.
«СП»: — Что так?
— Дутерте перечислил ту номенклатуру вооружений, которую Филиппины хотели бы купить у нас. Проблема в том, что у Филиппин мало денег. В том числе и на закупку вооружений.
Китай предоставил кредит с рассрочкой на 25 лет и под минимальный процент. Это очень выгодные условия. Но я сомневаюсь, что Россия сможет что-то подобное предложить.
Какой-то кредит мы, естественно, тоже предложим. Но все это надо еще обсуждать. Китай, тем временем, вполне может перехватить инициативу на филиппинском рынке у России. Я имею в виду, по тем системам вооружений, где он не будет соперничать с Соединенными Штатами.
Поэтому нам сейчас в ходе этого визита предстоит, очевидно, обговорить, в первую очередь, не то, что Дутерте собирается покупать — раз он уже назвал, что хочет — а на каких условиях они это будут покупать.
Если мы на переговорах договоримся об условиях кредита, то такие поставки возможны.
Но от Китая мы отстали. Пекин нас уже опередил по степени интенсивности переговоров и заключению сделок.
«СП»: — В ходе визита в Москву филиппинского лидера может быть подписано соглашение о военном сотрудничестве между нашими странами. Что дает этот документ?
— Здесь надо учесть, что у нас с Филиппинами нет и не было военно-технического сотрудничества. Такое сотрудничество требует, чтобы страны заключили определенное количество конфиденциальных договоров, которыми предусматривается «не разглашение», «не передача третьим странам» определенных знаний.
Перед соглашением о военно-техническом сотрудничестве обычно всегда заключается соглашение о военном сотрудничестве, которое более просто в исполнении. Оно подразумевает участие в совместных учениях, обучение — в данном случае — филиппинских военнослужащих в наших вузах. То есть, здесь с нашей стороны меньше секретов раскрывается, так скажем.
Военно-техническое сотрудничество всегда идет за военным.
Но когда я смотрю на Дутерте, он не всегда у меня вызывает доверие. Если собрался, действительно, развивать военно-техническое сотрудничество с Россией, то об этом не стоит трубить вслух на том этапе, когда еще вообще переговоров никаких не было.
Все это делается кулуарно с соответствующими службами. У нас для этого есть Рособоронэкспорт, есть Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству. МИД обязательно привлекают. И Минфин, если речь идет о кредите. То есть, задействовано огромное число организаций.
Некоторые из них — Минфин, допустим — могут, сказать, что нам это не выгодно. А за живые деньги Филиппины купить ничего не могут. Все — вопрос встал.
Я это к тому, что президент Филиппин несколько рановато и несколько опрометчиво сделал заявления в пику США о покупке оружия у России.
Потому что вопрос сложный.
Что еще меня удивило — это список номенклатуры вооружений, которую перечислил Дутерте. Там достаточно много всего, и это дорогостоящее вооружение. То есть, речь, в первую очередь, должна идти о сумме кредита. Это, я думаю, и будет центральным вопросом на переговорах с нашим президентом.
«СП»: — А нам это вообще выгодно? И не переходим ли мы здесь дорогу американцам?
— Филиппины, как известно, находятся в стратегически важном районе Азиатско-Тихоокеанского региона. Президент страны Дутерте, конечно, пытается демонстрировать самостоятельную политику. В то же время на Филиппинах более двух десятков американских военных баз расположено, в том числе одна из крупнейших баз США — Субиг-Бей. Это позволяет американцам при гипотетическом ведении военных действий использовать островное государство как «площадку для подскока», скажем, против Китая. Или России. Или Индии. Филиппины — это их «непотопляемый авианосец».
В то же время торговля оружием нам выгодна. Даже под большие кредиты. Поскольку любое оружие требует грамотного обслуживания, ремонта и модернизации. Страна, которая покупает у нас вооружение, на многие десятилетия «завязывается» с нами. И будет платить дополнительные деньги потом — за проведение ремонта, за поставку запчастей
Что касается американцев, то пока рано говорить, что мы их куда-то здесь «отодвигаем». В перспективе — да. Но мы еще ничего не поставили.
Я еще не знаю, как американцы себя поведут. И что скажет Дутерте, когда станет по стойки «смирно» перед Трампом.
Старший научный сотрудник Центра Азии РИСИ Владимир Сведенцов тоже не очень верит в то, что филиппинский лидер готов полностью разорвать связи с США:
— Дутерте достаточно серьезно в свое время критиковал сближение своей страны с Соединенными Штатами. И выступал за сближение с Россией и Китаем.
В данном случае, я думаю, он тоже не просто так упомянул о том, что россияне сообразительнее, чем американцы, и более щедрые. Скорей всего, он рассчитывает на какие-то преференции. На поставки оружия в кредит, например.
Но это совершенно не говорит о том, что он будет полностью порывать связи с Соединенными Штатами. Дутерте, как мне кажется, скорее, постарается найти какие-то компромиссы с крупнейшими игроками в регионе.
Пекин помог Минску разработать «евростратегическое» оружие
«СП»: — Дутерте, кстати, не исключил военных альянсов с Россией и Китаем. Как это следует понимать?
— Вопрос в том, что, собственно, он вкладывал в это, говоря о военном альянсе с Россией и Китаем? Против кого этот альянс?
В любом случае, ему придется, скорей всего, лавировать между крупнейшими странами. Поэтому он будет проводить «многовекторную политику» с целью получения наибольших выгод для своего государства.
И с этой точки зрения, нам надо посмотреть, что он привез.
То есть, не мы лезем в филиппинские дела, а Филиппины пытаются сыграть свою игру в рамках таких больших сделок, которые намечаются в данном случае между Китаем и США.
Филиппины, надо сказать, продолжают рассматривать Штаты в качестве одного из ключевых элементов «точек давления» на Китай. У Филиппин и КНР, как известно, есть территориальный спор в Южно-Китайском море из-за контроля над рифом Скарборо. Манила его выиграла в международном суде. Правда, Дутерте нигде не педалирует этот вопрос. Думаю, он пока специально держит эту карту под сукном.
Но эта карта может быть разыграна американцами при определенной ситуации.