Больше половины украинцев выступают за компромисс с Россией, но это не устраивает Порошенко
18 июля в Донецкой народной республике объявили о необходимости создать новое государство — Малороссию. Согласно опубликованному в СМИ проекту конституционного документа, предполагается, что Малороссия станет федерацией с широкими полномочиями регионов, при этом вопросы бюджета, армии и спецслужб останутся в ведении центральных органов власти.
По словам главы ДНР Александра Захарченко, новое государство будет образовано на три года, которые в республике называют переходным периодом.
«Чтобы остановить гражданскую войну, мы обсудили ситуацию и пришли к выводу, что Украина показала себя как несостоявшееся государство. Киевский режим не в состоянии остановить гражданскую войну», — сказал Захарченко журналистам.
Центром нового государства, как считает глава ДНР, должен стать Донецк.
По словам вице-премьера ДНР, министра доходов и сборов Александр Тимофеева, регионы, которые войдут в Малороссию, получат широкую автономию. При этом вопросы федерального бюджета, армии и спецслужб должны остаться в ведении центральных органов власти.
Больше половины украинцев выступают за компромисс с Россией, но это не устраивает Порошенко
По словам вице-премьера ДНР, в конституции Малороссии будут закреплены пункты о восстановлении связей с Россией и о внеблоковом статусе нового государства.
«Малороссия — многонациональное государство, государственными языками которого являются малороссийский и русский при сохранении прав региональных языков», — говорится в подготовленном конституционном акте.
Возможно, государственным флагом Малороссии станет флаг Богдана Хмельницкого.
Тимофеев отметил, что идея о создании нового государства не противоречит Минским соглашениям.
В свою очередь, председатель Народного Совета ЛНР Владимир Дегтяренко заявил журналистам, что республика не посылала своих представителей на заседание в Донецке. По словам чиновника, идея о создании Малороссии стала неожиданностью для Луганска.
«Более того, мы даже не были осведомлены о намерении провести это мероприятие, с нами данный вопрос не согласовывался», — приводит слова Дегтяренко «Луганский информационный центр».
По его словам, сейчас идея о создании нового государства вызывает «большие сомнения», поскольку «подобные решения можно принимать только с учетом мнения самого народа». «Кроме того, на сегодняшний день мы соблюдаем Минские соглашения, альтернативы которым нет. Мы готовы обсудить данный вопрос в случае поступления предложений», — подчеркнул представитель ЛНР.
Позднее в ДНР отметили, что нормативных актов по поводу создания нового государства пока нет.
«Политических задач в этом направлении перед парламентами ДНР и ЛНР не стоит. При постановке таких задач руководством мы готовы к обсуждению. Однако на данный момент это лишь идея, которая пока воспринимается весьма неоднозначно и в ЛНР, и в ДНР, и в Российской Федерации», — заявил спикер парламента ДНР Денис Пушилин.
Само собой, предложение ДНР о создании нового государства в Киеве восторга не вызвало. Украинский президент Петр Порошенко заявил, что проект «Новороссия» был похоронен. А скоро, как считает глава «незалежной», Украина восстановит суверенитет над Донбассом и Крымом.
Министр иностранных дел Украины Павел Климкин в своем Твиттере заявил, что создание Малороссии — попытка России разыграть «абхазский сценарий» в Донбассе. А представитель киевских властей в подгруппе по безопасности контактной группы по Донбассу Евгений Марчук заявил, что объединение ЛНР и ДНР в Малороссию ставит крест на минских договоренностях.
— Заявление Захарченко выглядит как продуманный и согласованный на самом высоком уровне ход, — считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. — Думаю, что подобное заявление не могло прозвучать без согласования с влиятельными фигурами в Москве.
На этом фоне ещё большее удивление вызывает то, что между ДНР и ЛНР нет согласованности по столь важному вопросу. Это дискредитирует и без того шаткую государственность этих новообразований.
Если это исходит из Москвы, то хотелось бы лучшей скоординированности. Наверное, через какое-то время мы лучше поймём статус этой инициативы Захарченко, исходя из того, насколько она закрепится в риторике донецких и луганских властей.
«СП»: — Программа Малороссии содержит все те положения, которые озвучивали активисты Русской весны ещё в 2014 году. Насколько реалистично сейчас, спустя три года, создать такое государство, которое с одной стороны будет пророссийским, с другой — внеблоковым, с третьей — без олигархов?
— Я думаю, те, кто писали этот документ, исходили из того принципа, что надо предложить не идеологию отделения от Украины, а идеологию альтернативной сборки государственности на том пространстве, которое занимает Украина. В полном объёме реализация этого проекта вряд ли возможна. С исторической точки зрения, взгляд на Донецк, как на центр Малороссии не обоснован. Поскольку Донбасс, как и многие другие территории Юго-Востока Украины исторически не были Малороссией. И вернее было бы их называть Новороссией. С другой стороны, сейчас сгодится любая идеология, которая смогла бы обосновать на длительный период размежевание Донбасса с Киевом и обеспечить моральную гравитацию в отношении юго-восточных регионов Украины. Преимущество того, что сейчас предложили в Донецке в том, что Западу всегда можно будет предъявить аргумент, что украинскую государственность никто не оспаривает, просто есть силы на территории Украины, которые хотят эту государственность наполнить новым смыслом.
«СП»: — Стоит ли ждать реальных изменений в ситуации на Украине и в Донбассе после этого заявления Захарченко?
— Сейчас очень много зависит от того, какую позицию займёт Москва: захочет ли она и дальше поддерживать этот двусмысленный блеф невыполняемых Минских соглашений или займёт некую активную позицию для придания республикам Донбасса более определённого статуса и положения.
«СП»: — Между тем представитель киевских властей в подгруппе по безопасности контактной группы по Донбассу Евгений Марчук заявил, что объединение ЛНР и ДНР в Малороссию ставит крест на минских договоренностях. А Пётр Порошенко «пообещал» вернуть украинский суверенитет на территорию Донбасса.
— Наверно, это ещё один предлог для того, чтобы выйти из «Минска-2». Обе стороны понимают, что сами эти соглашения оказались тупиком, как для республик Донбасса, так и для России. Поскольку они представляют собой паузу, более выгодную Киеву и стоящему за ним Западу. Думаю, что после встречи Путина и Трампа в Кремле окончательно стало ясно, что ни в США, ни в ЕС не собираются всерьёз заставлять Киев выполнять Минские соглашения. А это значит, что никто на Западе не собирается выступать гарантом автономии Донбасса. Следовательно, России необходимо определиться, как выстраивать отношения с ДНР и ЛНР и Украиной. Обычно в Москве в последнее время любили играть «вторым номером», используя ошибки других игроков. Но сейчас так уже не получается — в той ситуации, что есть на Украине, никто не будет делать необдуманных поспешных шагов, которые можно будет использовать себе на пользу. Поэтому придётся играть первым номером, формировать свой собственный сценарий в отношении Донбасса или Украины в целом.
«СП»: — Если Россия будет способствовать реализации проекта Малороссия, Запад сможет использовать против нас какие-то новые меры «сдерживания»?
— Я считаю, что санкционный рычаг Запада не задействован даже наполовину. Если Запад использует против России все доступные ему инструменты, это серьёзно осложнит нам жизнь, но не приведёт к фатальным последствиям. Потребуется серьёзная перестройка управленческих механизмов, изменение модели управления экономикой и финансами и так далее. К этому надо быть готовым.
— Захарченко, несмотря на свои экстравагантные заявления, всегда был человеком вполне системным, — говорит декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Думаю, имеет место противоборство элитных групп внутри Российской Федерации. Именно поэтому представители «сурковской группы» уже выступили с заявлениями о том, что государство Малороссия не имеет смысла.
Власти «незалежной» мешают своим гражданам въезжать на полуостров
Есть вопросы, насколько именно сейчас целесообразно запускать такой проект, поскольку для его реализации потребуются серьёзные политические, экономические, информационные ресурсы.
«СП»: — Кто, в России, по-вашему, может стоять за заявлением Захарченко?
— Это могут быть представители силовых структур. Я даже не исключаю, что руку приложил некто из украинских олигархов.
«СП»: — Может быть, данное предложение позволит сдать в «утиль» Минские соглашения?
— Эти соглашения давно уже существуют в основном на бумаге. Однако при этом проект Малороссия несколько преждевременен. Население на самой Украине «не дозрело» до него. Да и само название Малороссия многими жителями нынешней Украины воспринимается как нечто уничижительное. Новороссия, по крайней мере для пророссийски настроенных жителей Юго-Востока Украины, звучало убедительнее.