Угрозы на этот раз исходят из Лондона, где обещают применить ядерное оружие
29 июля Европейская комиссия (ЕК) запустила беспрецедентную санкционную процедуру в отношении Польши. Санкции чреваты тем, что Варшава потеряет голос в Совете ЕС.
Поводом послужило недовольство Евросоюза польской судебной реформой. В частности, разным пенсионным возрастом в Польше для женщин-судей (60 лет) и мужчин-судей (65 лет). В этом ЕК усмотрела дискриминацию по половому признаку. Кроме того, в Евросоюзе недовольны планами Польши дать своему главе Минюста право продлевать мандат судей, достигших пенсионного возраста, а также отправлять в отставку и назначать председателей судов.
Известно, что и Россия может присоединиться к санкциям против Польши за снос наших памятников, а пока, выходит, нам только остается радоваться, что Польша будет наказана.
На самом деле, конфронтация между Польшей и ЕС возникла еще в октябре 2015 года — с приходом к власти в Варшаве правоконсервативной партии «Право и справедливость» — и теперь лишь предельно обострилась.
15 июля Сенат Польши принял без изменений подготовленные Минюстом поправки к закону о национальном совете юстиции (НСЮ), а также к закону о работе всеобщих судов. Предполагалось, что избирать членов НСЮ, упомянутого в конституции органа по защите независимого судопроизводства, будут депутаты Сейма, большинство в котором принадлежит правящей партии «Право и справедливость».
Эти документы поступили на подпись президенту Анджею Дуде, но тот решил не торопиться: 18 июля глава государства предложил дополнить закон о НСЮ новой нормой, требующей назначать кандидатов не простым большинством Сейма, а тремя пятыми депутатских голосов. При нынешнем раскладе в Сейме это теоретически не позволяет партии власти обрести полный контроль над судами.
Угрозы на этот раз исходят из Лондона, где обещают применить ядерное оружие
Однако противников реформы эта поправка не успокоила. В тот же день у президентского дворца собрались тысячи оппозиционно настроенных варшавян, которые затем переместились к окруженному полицейскими кордонами зданию парламента. Они скандировали «позор» и кричали, что «демократия умерла».
Именно тогда первый замглавы Еврокомиссии Франс Тиммерманс заявил, что в рамках ст. 7 договора о Евросоюзе может быть запущена «процедура предотвращения нарушений европейского законодательства», которая может завершиться обращением в Суд ЕС, и привести к лишению Польши права голоса в этой структуре.
Глава Евросовета, экс-премьер Польши Дональд Туск предложил Анджею Дуде обсудить проблему в ходе личной встречи, заявив о необходимости «противодействия черному сценарию, финалом которого может стать маргинализация Польши в Европе». Но Дуда от встречи отказался.
Теперь, после запуска санкционной процедуры МИД Польши отреагировал — дал понять, что Варшава не будет корректировать курс. «Мы утверждаем, что роль председателей судов в судебной системе Польши носит преимущественно административный характер, в то время как их действия не оказывают влияние на правовой статус сторон. Все процессуальные гарантии и средства правовой защиты продолжают оставаться в силе», — говорится в сообщении министерства.
Де-факто это означает, что Варшава повышает ставки в споре с Брюсселем. Для Польши это может закончиться ограничением финансовых вливаний ЕС — а за последние семь лет Варшава получила субсидий и финансовой помощи на сумму, сопоставимую с годичным ВВП страны. В этом случае лидер партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский и его соратники могут потерять и поддержку, и власть.
Как далеко может зайти конфликт Брюсселя и Варшавы, что он значит для России?
— ЕК запустила так называемую штрафную процедуру, в рамках которой требует от руководства Польши объяснений по поводу судебной реформы, — говорит экс-директор информационного офиса Совета Европы, преподаватель кафедры европейского и конституционного права МГИМО МИД РФ Николай Топорнин. — Правда, на два судебных законопроекта президент Дуда наложил вето, указав на ряд нестыковок документов с текущим законодательством. Но третий законопроект — против которого выступала ЕК — Дуда одобрил и подписал.
Замечу, тяжба между Варшавой и Брюсселем возникла давно, когда президентом Польши стал Анджей Дуда — ставленник Ярослава Качиньского. Именно тогда польские власти взяли курс на разрушение независимости действующей судебной системы. Но сейчас, похоже, терпение Еврокомиссии лопнуло.
«СП»: — Чего конкретно добивается ЕК?
— Сейчас Польше предоставляется один месяц, в течение которого польские власти должны ответить на все замечания, поступившие из Брюсселя. МИД Польши уже фактически заявил, что нарушений не видит, и что предмет разбирательства относится исключительно к компетенции Варшавы.
Но Брюсселю этой отписки, на мой взгляд, будет недостаточно. Очевидно, если серьезных аргументов в ответах поляков ЕК не обнаружит, начнется второй этап санкций. И дело действительно может дойти до лишения Польши права голоса в Совете ЕС.
В этом случае Польша превратится в особое государство ЕС, которому будут предъявлять претензии по части демократических стандартов, и которое не сможет принимать участия в решении различных проблем.
«СП»: — Можно ли считать эту ситуацию одной из форм кризиса Евросоюза?
— Это, конечно, кризис. Но не ЕС, а праворадикальных националистических сил, которые в Восточной Европе получили перевес над правыми центристами и либералами. Напомню, что схожую с поляками позицию занимает и премьер Венгрии Виктор Орбан. Так, Венгрия судится с ЕС по квотам на прием беженцев, и приняла закон о некоммерческих образовательных учреждениях.
Но в Польше ситуация усугубляется еще и личным конфликтом между Качиньским и Туском. Неслучайно, когда поляк Дональд Туск переизбирался на пост председателя Евросовета, только Варшава не поддержала его кандидатуру.
На мой взгляд, Качиньский опасается, что, когда Туск освободится от работы в Брюсселе, он вернется в Варшаву, вновь присоединится к «Гражданской платформе», и тем самым значительно усилит оппозицию. Все же Туск — очень мощная европейская фигура. Он зарекомендовал себя взвешенным политиком, и получил доверие со стороны Германии, Франции и Италии.
«СП»: — Как далеко может зайти конфликт Брюсселя и Варшавы?
— Польша может подретушировать два судебных законопроекта, где-то пойти на уступки. Но устроит ли это ЕК — вопрос открытый. Все-таки для Брюсселя принципиально важно, чтобы судебная система страны-члена ЕС была полностью независимой. Если же, как предлагают поляки, министр юстиции получит право менять судей — о какой независимости может идти речь?!
Если Польша не отменит принципиальные положения законопроектов, думаю, ЕК будет и дальше гнуть свою линию.
«СП»: — Выигрывает ли Россия от конфликта поляков с руководством ЕС?
— У нас с Польшей отношения исторически плохие. Поляки то принимают законопроект о демонтаже памятников советским солдатам, то демонстративно поддерживают президента Украины Петра Порошенко, то делают недружественные заявления в адрес Москвы.
При таком положении дел внутренние тяжбы поляков с Брюсселем какого-то заметного влияния на отношения по линии Варшава-Москва вряд ли окажут.
— Любой конфликт внутри ЕС на руку России, — считает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Это позволяет Москве играть на противоречиях сторон. Кроме того, такого рода конфликты отвлекают европейцев от антироссийской активности — в частности, на украинском направлении.
На мой взгляд, нынешняя ситуация с Польшей — признак того, что в Европе назрели глубокие противоречия мировоззренческого плана. Консервативные, пусть и антироссийски настроенные силы в Европе вступили в схватку с нео-либертарианцами, которые ориентированы на подрыв традиционных ценностей: семьи, государства.
Нео-либертарианцы, понятно, стоят во главе ЕС, и на дух не переносят консерваторов, наиболее яркие из которых — поляки и венгры. Это конфликт стратегический, и это именно тот момент, на котором может сыграть Россия.