Новые санкции США снизят темпы роста экономики РФ
Вице-президент США Майкл Пенс выразил уверенность в том, что Дональд Трамп в ближайшее время подпишет законопроект о новых санкциях против Российской Федерации. Об этом он сказал 1 августа на пресс-конференции в Тбилиси, куда прибыл с визитом. По словам Пенса, скоро это решение «примет законодательное лицо и форму».
Вице-президент добавил, что верит в улучшение отношений между США и Россией, но пока такой момент, очевидно, не наступил. «Мы уверены, что существует возможность улучшения отношений с Россией, время покажет. Однако переговоры между сторонами начинаются с признания позиций друг друга и уважения каждого партнера. Санкции, которые окончательно будут подписаны Трампом, станут доказательством того, что мы делаем то, что говорим», — заявил он.
Сенат США одобрил законопроект о новых ограничениях против России, Ирана и КНДР 28 июля, и теперь у президента есть 10 дней на то, чтобы подписать или отклонить документ.
В то же время, европейцы, непосредственные интересы которых затрагивают санкции, продолжают надеяться на то, что Вашингтон все же обсудит с ними будущие ограничения. Пока что, как рассказал глава внешнеполитического ведомства Германии Зигмар Габриэль, этого не произошло.
Новые санкции США снизят темпы роста экономики РФ
«Еще есть время. Очевидно, что президент Трамп еще не принял решение, будет ли и как он будет ужесточать режим санкций в отношении России. Закон предусматривает, во всяком случае, предварительные консультации с нами, европейцами, прежде чем это может произойти», — в интервью газете Rheinische Post, опубликованном на сайте МИД ФРГ.
По словам Габриэля, он надеется обсудить все детали, «находясь в тесном контакте» с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном. Министр подчеркнул, что цель антироссийских санкций — это «преодоление украинского кризиса и политического давления», но ее удастся осуществить, только если ЕС и США будут действовать сообща. Пока же он видит в действиях Вашингтона попытку проводить промышленную политику под девизом «Америка прежде всего», что не устраивает европейцев. Габриэль даже пообещал «защищаться» и принять ответные меры, если мнение ЕС не будет учтено.
Напомним, что новые ограничения США коснутся не только финансовой, но и энергетической сферы. В частности, они затронут российские газопроводные проекты, такие, как «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Европейские компании, которые нарушат запрет на сотрудничество или финансирование этих проектов, могут подвергнуться санкциям со стороны США. В Брюсселе уже назвали это нарушением международного права и пообещали ответные шаги, если с ними не согласуют будущие ограничения.
Особенно возмущается Германия, которая должна стать основным бенефициаром «Северного потока-2». Габриэль совместно с канцлером Австрии Кристианом Керном (также заинтересованным в российской трубе) даже выпустил заявление, в котором прямо сказано, что такими мерами Вашингтон пытается освободить место на европейском рынке для американского газа.
Эти соображения разделяют и в Брюсселе. 26 июля глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заявил: «Принцип „Америка в первую очередь“ не может означать, что Европа — в последнюю. ЕС сейчас использует все дипломатические каналы, чтобы донести свои озабоченности до США и их союзников».
Но, несмотря на протесты европейцев, Трамп твердо намерен подписать законопроект. Что Вашингтон может обсуждать с Брюсселем, если все уже решено?
Политолог-американист, профессор Академии военных наук Сергей Судаков считает, что Европа стоит на пороге большой торговой войны с США.
— Нужно быть реалистами. Этот законопроект рассчитан на десятилетия, и отменить его будет почти невозможно. Президенту, который решит отменить санкции, придется пройти по огромному законодательному кругу, чтобы это сделать.
Но дело в том, что мы говорим даже не о санкциях, а о таком понятии, как «торговая война». По сути, этот законопроект о том, что нужно защищать американский рынок и производителей всеми способами. В частности, вынудив европейцев покупать дорогой американский сжиженный газ. Это делается для того, чтобы укрепить положение Дональда Трампа, корпораций, стоящих за ним, и энергетический сектор, за счет которого он обещал создать 25 миллионов рабочих мест. Процесс это не быстрый, и Трампу нужно время для реализации этих планов.
«СП»: — А как же европейские союзники?
— Мы видим, что Европа начинает ворчать и тихо возмущаться. Но за этим тихим возмущением стоит крупнейшая экономика ЕС — Германия. В последнее время уровень экономического развития Германии начал снижаться. Это отражается на рядовых бюргерах, которые почувствовали на своей шкуре, насколько тяжелыми могут быть последствия политики США. Ведь даже катализатором исхода мигрантов в Европу стали именно Соединенные Штаты, которые развязали войну в Ираке, в Ливии, в Сирии.
Второй этап — это новые санкции. Они приводят к тому, что и так ослабленная Европа должна покупать более дорогие энергоресурсы, когда под боком есть союзник, с которым нормальные отношения, от которого тянутся газопроводы. Сейчас мы стоим на пороге большой торговой войны, которую США готовы развязать с Евросоюзом за свои интересы. Когда подпись Трампа будет поставлена под санкционным законопроектом, это будет значить, что Америка перешла Рубикон и четко разделяет весь мир на «мы и они».
Тем самым Америка перестанет быть лидером Западного мира. Сегодня он состоит из Америки, Европы и ряда других стран. Но как только Трамп подпишет законопроект о санкциях, он покажет, что есть только Западный мир, интересы которого выражают Соединенные Штаты Америки, а есть все остальные. И если кто-то хочет стать частью этого мира, он должен покупать американские ценности, американские товары, американский газ, и тогда все у него будет хорошо.
«СП»: — Готовы ли с этим смириться европейцы?
— Европейцы должны изо всех сил сопротивляться этому давлению и выбрать своего союзника. Я полагаю, что голос разума возобладает, и Европа понемногу начнет разворачиваться от США. Напомню, что Владимира Путин недавно назвал стратегических партнеров, с которыми мы будем продолжать работать. На первом месте был Китай, а на втором — ЕС. Надеюсь, наши европейские партнеры услышат эти слова.
«СП»: — А если Трамп все же решит принять во внимание опасения европейцев и внести поправки в законопроект?
— Трамп не может просто взять и внести поправки в этот документ или отправить его на доработку. Для этого ему сначала придется наложить на него вето. Но как только он сделает это, это повлечет конфликт с парламентом. Мы видели, как единодушно проголосовали Конгресс и Сенат. Многие наши политологи говорили о том, что никогда республиканцы и демократы не объединятся. Но американцы не похожи на нас. Когда им нужно играть на «большой кошелек», они всегда выбирают деньги и ради этого готовы оставить разногласия. Для них санкции — это способ не только кого-то наказать, но и получить прибыль.
Согласование законопроекта с европейцами — это нормальный и хороший шаг. Но внутри Америки он будет означать слабость Трампа, покажет, что тот не способен действовать самостоятельно. А это повлечет войну с Конгрессом и Сенатом, к которой он не готов.
«СП»: — В тексте законопроекта сказано, что США оставляют за собой возможность применять санкции. То есть теоретически они могут этого не делать?
— Не совсем так. Санкции вступают в силу с момента подписания. В документе прямо сказано, что тот, кто будет работать с Россией, будет наказан. Дальше уже возникает вопрос механизма этого наказания. Можно закрыть компаниям-нарушителям доступа на американский рынок, наложить финансовые санкции и так далее. Есть моменты, которые в документе не прописаны. Они остаются в руках исполнительной власти и Министерства финансов. Следовательно, европейские корпорации, которые пойдут по пути сотрудничества с Россией, могут быть наказы, но как именно, пока неизвестно. Механизм и институт наказаний еще будет прорабатываться.
Замдиректора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Никита Данюк считает, что именно эта неопределенность в документе дает Трампу и европейцам пространство для маневра.
— Поправки в эти санкции можно будет внести даже после того, как Трамп их подпишет. Принципиальной является встреча европейских и американских партнеров и обсуждение деталей, благодаря которым санкции, направленные против нашего государства, в меньшей степени отразятся на экономике Европейского Союза и его энергетической безопасности.
На мой взгляд, сейчас мы видим очередную демонстрацию отношения Трампа к Европе: «Америка прежде всего». Вашингтон рассматривает европейцев, как союзников, но хочет сначала принять санкции, и только потом обсуждать возможности минимизации урона для ЕС.
Если говорить об энергетической сфере и санкционном давлении, нужно отметить, что конкретные механизмы наказаний в этом законопроекте прописаны очень слабо. Есть общий тренд, который заключается в том, что США будут препятствовать и наказывать компании, которые решат сотрудничать с Россией в указанных областях. Но как именно они будут реализовывать карательные меры в отношении компаний, в том числе европейских, не сказано. Этот вопрос оставлен на откуп президенту или Министерству финансов, которое будет реальным исполнителем санкций.
«Холодная война» 2.0 может закончиться ядерным ударом по США в интересах Европы
Европейцы, безусловно, встревожены, потому что при определенном стечении обстоятельств эти санкции могут нанести серьезный ущерб их экономике, которая зависит от поставок наших углеводородов. Но конкретные договоренности, достигнутые после встреч на высшем уровне, могут повлиять на реализацию прописанных мер. Пространство для маневра у Вашингтона и Брюсселя есть и до того, как Трамп подпишет этот закон, и даже после этого. Не исключаю, что между ними даже есть кулуарные договоренности о том, что стороны все уладят после подписания законопроекта и что Трамп готов слышать Европу.
Что касается самого законопроекта, ни у кого уже не осталось сомнений в том, что Трамп его подпишет. Особенно после того, как в информационное пространство вбрасывается информация от спикеров самого высокого уровня вроде Пенса о том, что президент обязательно примет документ или даже сделает его еще более жестким в отношении нашего государства.