Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Политика / Крым российский
2 августа 2017 16:09

Керченский мост отбуксируют в суд

Украина грозит подать иск против РФ за возможный ущерб своим азовским портам

24549

Накануне решающего этапа строительства Керченского моста — начала монтажа автомобильной и железнодорожной арок, запланированного на август-сентябрь нынешнего года, Украина предприняла очередную попытку «насолить» России. Минюст этой страны, заявили в Киеве, вскоре подаст иск в суд о возмещении ущерба, который, возможно, понесут торговые порты Мариуполя и Бердянска в результате временного ограничения судоходства по Керченскому проливу.

По словам замминистра инфраструктуры Украины Юрия Лавренюка, на Украине в настоящий момент подсчитывают предполагаемые убытки. В какой именно суд намерен отнести эти сведения Киев пока неизвестно, но в 2016 году киевские юристы уже вели речь о Международном трибунале по морскому праву в Гамбурге, Международном суде ООН в Гааге или о создании даже специального трибунала.

Но так ли на самом деле велик урон украинской экономики, что в дело стоит впутывать международную общественность? Страхи Киева перечислила в своем репортаже немецкая телерадиокомпания Deutche Welle. Так, известно, что на период работ будет закрыт проход в акваторию Азовского моря судов с осадкой свыше 8 метров. При этом по данным администрации морских портов Украины, в порт Мариуполя заходят суда типа «Панамакс», имеющие максимальную осадку до 14 метров.

Кроме того, зимой мостовые опоры, считает Deutche Welle, могут задерживать лед из-за чего движение по Керчь-Еникальскому каналу, единственному пути для прохождения крупных судов из Черного моря в Азовское и обратно, будет вообще закрыто на неизвестное время. Также нельзя исключать, что после постройки моста Россия, ссылаясь на террористическую угрозу, решит вообще временно перекрыть судоходство под возводимыми на 35-метровой высоте арками, предполагают на Украине.

Читайте также

Между тем, глава Минтранса РФ Максим Соколов еще в середине июля публично огласил параметры ограничения судоходства на период монтажа арок. Всего на работы отведено 23 суток. Однако технологические операции будут проходить только в отведенные для этого календарные «окна». Единовременная приостановка движения по фарватеру не превысит 72 часа, пообещал Соколов.

Забота России о свободе судоходства в Керченском проливе объясняется обязательствами, взятыми на себя в рамках договора с Украиной об использовании акватории Азовского моря. Соглашение от 2003 года предусматривает свободу торгового судоходства, однако запрещает впускать в акваторию иностранные военные суда третьих стран без согласования с партнером. В 2015 году тогдашний первый вице-спикер Верховной Рады Андрей Парубий предлагал денонсировать договор, но этого не случилось.

Украина не впервые предъявляет претензии России в связи со строительством знаменитого на весь мир моста. До этого уже было обращение в Международный трибунал ООН по морскому праву по поводу «хищения со стороны РФ морских ресурсов, загрязнения и негативного влияния на экологию Черного моря». В этом своем безнадежном деле Киев рассчитывал на поддержку даже американской НАСА. Потом власти Украины попытались затеять дележ археологических артефактов, найденных во время строительства.

Теперь вот новая юридическая затея. С чего вдруг именно сегодня? Ведь мост возводится достаточно давно? Возможно, эта новая волна критики связана с неожиданными для Киева опережающими график темпами строительства моста в Крым. Общий объем работ, как заявляют в Москве, выполнен на 55%. Сборка автомобильной арки закончена 31 августа. Железнодорожную собрали еще 16 июля. Это самые габаритные элементы конструкции. Длина каждого — 227 метров, высота свода — 45 метров. Обе арки будут установлены на штатные опоры до начала штормов.

Заведующий кафедрой международного права МГЮУ, профессор Камиль Бекяшев не видит никаких нарушений Россией морского права.

— Международное право разрешает государствам такое в случае чрезвычайных ситуаций. Это может быть подъем затонувшего имущества или какие-то форс-мажорные обстоятельства вроде наводнений и т. п. Наш случай здесь подходит, поскольку речь идет о продолжении строительства моста. Россия имеет полное право на весьма ограниченный срок перекрыть проход для всех судов в порты Азовского моря. Тут никаких нарушений нет.

Единственное, что должны сделать российские власти, в данном случае Минтранс, это минимум за три дня распространить так называемый «нотис», где должны быть описаны ограничения допуска судов в порты Азовского моря и обратно. Есть такое издание Минобороны — «Извещения мореплавателям». Вот там это обычно публикуется. Если это сделано вовремя — РФ действует легитимно.

Если глава Минтранса высказался по доступным для других государств каналам публично, то это тоже приравнивается к официальному заявлению.

Что касается Украины, то ей следует успокоиться, поскольку мост соединит одну часть России с другой. И никак не ущемляет международное судоходство.

«СП»: В 2015 году Киев вообще хотел денонсировать соглашение с Москвой об использовании Азовского моря и Керченского пролива…

— Киев хотел денонсировать договор для того, чтобы сломать достигнутый с Россией компромисс и заполучить все морское пространство Азовского бассейна. Хотя это внутреннее море. Россия же его присваивать не собирается. Существует воображаемая линия разграничения пространства между странами. Мы не занимаемся промыслом водных ресурсов и не добываем минеральные ресурсы на украинской территории.

Предложения Киева признать Азовское море международными водами, о которых мы слышали ранее, говорит о том, что они хотят видеть там военные корабли США. Сейчас по действующему договору это невозможно.

По мнению руководителя направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никиты Масленникова, Россия не стремится нанести экономический ущерб портам Украины.

— В точно такой же ситуации оказались международный грузовой порт в российском Ейске, а также порт «Кавказ» — пятый по грузообороту порт РФ и второй по грузообороту в Черноморско-Азовском бассейне после Новороссийска. Это значит, Киеву будет крайне трудно доказать, что Москва строительством моста нанесла «незалежной» односторонний ущерб.

Политолог Александр Асафов считает предполагаемый киевский иск в суд очередной попыткой доставить России неприятности.

— Украина пытается атаковать Россию во всех направлениях. Мы помним, что были претензии по морскому праву, связанные с Крымом. То есть они будут подавать в международные суды по любому поводу в надежде хоть на какой-то результат. Что касается Керченского моста, то это самая больная тема для Киева.

Вспомним: долгое время была медийная истерика, мол, никакого моста вообще никогда не будет! Что, дескать, стройка не идет, что это все картинки в фотошопе! Также говорили, что в Крыму отныне не будет пресной воды, электричества, интернета. И что все успехи на полуострове - это работа российской пропаганды.

Теперь, когда арки завершили монтировать, они перешли к следующему этапу — к признанию, что мост в Крым все же успешно строится. Но решили атаковать стройку в правовом поле.

Все эти иски, конечно, притянуты за уши. Конкретные претензии России предъявить сложно, поскольку у самой Украины нет точных данных, как это повлияет, например, на работу порта Мариуполь. Это все предположения. Ведь на самом деле в Киеве даже толком не знают, что в действительности происходит в Мариупольском или, например, в Одесском порту? Последний находится под очередной атакой, его делят — в который уже раз. Готовится повторная приватизация и проч.

«СП»: — Зачем тогда режиму Порошенко вообще возиться с безнадежным иском?

— Для Киева важен сам факт регулярного обращения в международные правовые институты. Эта активность, возможно, с точки зрения украинской политической элиты, компенсирует ее проигрыш в лондонском суде дела о трех миллиардах долларов. Тех, которые были взяты у России в долг во времена Януковича, а теперь должны быть нам возвращены.

Затевая тяжбу с Керченским мостом, власти Украины и в собственных глазах, и в глазах своих граждан, которым это можно преподнести как правовую победу над «агрессором», полагаю, рассчитывают на хоть какой-то реванш.

Читайте также

Но я не думаю, что у этого иска есть перспектива, кроме шума в медиапространстве. В том числе, и потому что все подобные иски Киев готовит плохо. Там считают, что политическая патетика компенсирует юридические аргументы. Но это не работает ни в ООН, ни в Лондоне.

«СП»: — Экономическим требованиям в связи с Керченским мостом предшествовали экологические, а также требование делить археологические находки…

— После ситуации с вывезенными из Крыма в Европу скифскими экспонатами, которые вернулись вовсе не в крымские музеи, говорить о справедливом разделе археологического наследия невозможно.

А вообще, той стороне подходит любая претензия, которую можно предъявить России. Экологическая, археологическая. Или выдуманные нарушение прав якобы коренного населения на полуострове, которым почему-то считаются исключительно крымские татары.

«СП»: — Вспоминается старый неполиткорректный анекдот про «что ни зъим, то понадкусываю»…

— Да и это говорит о некотором бессилии.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня