Поляки грозятся отказаться от покупки американских ЗРК «Патриот». В чью пользу?
В Польше заявили: причиной катастрофы Ту-154М под Смоленском, в которой погиб президент страны Лех Качиньский, мог стать подрыв левого крыла. Об этом 9 августа сообщила пресс-служба работающей в Польше правительственной подкомиссии по расследованию крушения президентского самолета.
В документе утверждается, что разрушение крыла не было инициировано, как утверждали другие эксперты, столкновением с березой — оно начало разрушаться перед контактом с деревом. «Многочисленные разрушения левого крыла самолета Ту-154М носят следы взрыва», — говорится в сообщении, которое информирует об итогах заседания подкомиссии, состоявшегося 25 июля.
При этом не уточняется, были ли обнаружены следы каких-либо взрывчатых веществ, и не выдвигается предположений, из-за чего мог произойти взрыв. Между тем, обломки Ту-154М находятся в России, и о новых исследованиях фрагментов фюзеляжа ничего не сообщалось.
Поляки грозятся отказаться от покупки американских ЗРК «Патриот». В чью пользу?
Напомним: 10 апреля 2010 года в результате катастрофы польского президентского борта погибли все 96 пассажиров во главе с президентом Польши. В 2011 году польская правительственная комиссия под руководством Ежи Миллера сочла, что причиной ЧП было «снижение самолета ниже минимальной высоты, а также запоздалое начало ухода на второй круг».
С этими выводами не согласилась партия брата президента — Ярослава Качиньского — «Закон и справедливость». После прихода к власти по итогам парламентских выборов 2015 года она инициировала процедуру пересмотра итогов работы экспертов, сформировав обновленную подкомиссию.
В апреле 2017 года эта подкомиссия пришла к выводу, что причиной катастрофы стал взрыв в корпусе самолета. Однако позднее стало известно, что техническая комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) занимавшаяся расследованием в 2010—2011 годах, не выявила признаков воздействия на борт взрывчатых веществ. После этого Минобороны Польши заявило, что члены польской подкомиссии могли проявить недобросовестность и халатность.
И вот новая польская подкомиссия отважно продолжает расследование спустя семь лет после катастрофы. Причем, даже не имея перед глазами обломков. И безапелляционно приходит к нужному Ярославу Качиньскому результату.
Это напоминает дурной фарс. Кажется, что окончательный вывод подкомиссии уже витает в воздухе: русские специально начинили тротилом березу, вставшую на роковом пути Ту-154М. И подорвали березу за полсекунды до того, как в нее врезалось крыло лайнера.
Что нового можно найти в обстоятельствах авиакатастрофы семилетней давности, чего добивается Польша, с маниакальной настойчивостью расследуя это дело?
— Сделать качественный анализ причин авиакатастрофы спустя даже пару лет практически невозможно, — считает заместитель главного редактора журнала «Авиапанорама», генерал-майор, заслуженный военный летчик РФ Владимир Попов. — Выводы новой польской подкомиссии тем более абсурдны, что делаются экспертами, которые вообще не бывали на месте крушения Ту-154М.
Замечу, если обломки самолета пролежали под открытым небом всего три-пять дней, с них начинают исчезать следы взрывчатых веществ. Уцелевшие молекулы взрывчатки растворяются в выпадающем конденсате и разлагаются.
Кстати, польские эксперты, которые работали в составе технической комиссии МАК в 2010—2011 годах, имели возможность делать так называемые смывки с обломков, и вырезать отдельные элементы для исследований в лаборатории. Вот они-то могли найти молекулярные следы взрывчатого вещества, если бы оно там присутствовало. Но как раз о подобных находках не заявляли.
И надо понимать: в комиссии МАК работали эксперты из разных стран СНГ и Европы. Поэтому что-либо скрыть или как-то обойти процедуры исследования обломков на наличие взрывчатых веществ было попросту невозможно.
«СП»: — Поляки и сейчас не говорят, откуда могла на борту взяться взрывчатка. Почему?
— Потому что — гипотетически — заминировать польский президентский борт могли только в самой Польше. На аэродроме вылета, на глазах у представителей польских спецслужб и службы безопасности самого Леха Качиньского. Даже в этом случае претензии к России вообще бессмысленны.
«СП»: — Следы взрыва, как теперь утверждает Варшава, обнаружены на крыле. Это выглядит правдоподобно?
— Смотря в каком месте крыла они якобы нашли эти следы. В районе центроплана или консоли бомбу могли закрепить только снаружи крыла. Правда, это совершенно невероятная версия, поскольку президентский борт тщательнейшим образом осматривают перед взлетом, и не один раз.
Сначала осмотр производит экипаж, а потом, когда вся обслуживающая техника отходит от самолета, его дополнительно осматривает служба безопасности аэропорта, а затем — и служба безопасности главы государства. При таком многократном контроле не заметить закрепленную на крыле бомбу нереально.
Если и мог произойти взрыв, я считаю, то только в одном случае. В топливных баках, расположенных в крыле, могли сдетонировать при ударе о землю пары керосина. Но эта версия отрабатывалась экспертами МАК и не нашла подтверждения. Все, что удалось обнаружить — сажу от керосина, что свидетельствует не о взрыве, а о нормальном горении топлива.
Напомню: все результаты обследований обломков Ту-154 были переданы польской стороне в полном объеме. И потому какие-то претензии Варшавы сейчас, спустя много лет, выглядят однозначно безосновательными.
— Польша расколота на католическо-националистическую Польшу братьев Качиньских, и на европейско-светскую Польшу, которая ассоциируется с председателем Европейского совета Дональдом Туском, — отмечает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. — Так вот, первая польская правительственная комиссия работала тогда, когда Туск был президентом страны. Тогда европейско-светская часть Польши доминировала, и фальсифицировать результаты расследования авиакатастрофы не представлялось возможным.
Сейчас ситуация другая — католическо-националистическая Польша Качиньского контролирует и президентский пост и парламент. И имеет возможность сформировать такую правительственную комиссию, какую хочет — выбрасывая из нее тех экспертов, которые не готовы заниматься откровенной фальсификацией.
«СП»: — Чего добивается Качиньский этим расследованием?
— Он, я считаю, хочет отдать Туска под суд. А заодно и всю команду Туска, которая, как они искренне верят, вступила в сговор с президентом РФ Владимиром Путиным и убила Леха Качиньского.
Идеология пещерной ненависти, агрессии и хамства на Украине родом из Галичины
Католическо-националистические круги в Польше действительно верят, что Ту-154 не мог потерпеть крушение из-за личных фобий президента Качиньского. Который был убежден: русские не разрешают садиться не из-за плохой погоды, а из-за сговора Туска и Путина, дабы Качиньский не смог принять участия в траурных мероприятиях в Катыни.
Замечу, что эта часть Польши ненавидит и Польшу светскую, и Россию, и Германию, и даже Украину. Культурный уровень польского населения, которые разделяют эти взгляды, довольно низкий. Поэтому эти люди с легкостью верят во всемирные заговоры против Польши, и не желают видеть реальность.
Для них признать реальные причины катастрофы под Смоленском — значит и признать неправоту собственной политической позиции.
«СП»: — Какие выводы из этой истории следует сделать России?
— Что Польше нельзя доверять. И совершенно правильно мы сделали, что не передали обломки Ту-154М полякам. Иначе бы поляки ими завладели. И уже подпиливали бы фрагменты с целью фальсифицировать не только версию катастрофы, но и вещественные доказательства.