В Подмосковье на 54 году жизни умер известный политик и экономист Егор Гайдар. Смерть констатировали медики, прибывшие примерно в 8 утра в его дом в деревне Дунино Одинцовского района Московской области. Согласно предварительному заключению врачей, смерть наступила из-за оторвавшегося тромба.
Гайдар был одним из идеологов и руководителей радикальных экономических реформ начала 1990-х в России. Что он значил для России, говорят наши эксперты.
Борис Немцов, лидер движения «Солидарность»:
— Я в шоке. Недавно совсем Гайдара видел, был у него на презентации книжки «Смуты и институты». Гайдар — человек бесстрашный, очень порядочный, честнейший, сильный. И роль его в истории для меня совершенно очевидна: он спас Россию от гражданской войны, и от рек крови. Потому что, когда распадался СССР, выбор у страны был невелик: либо война по югославскому сценарию, либо тяжелые реформы.
Гайдар выбрал реформы. И за это не только мы — знающие и любящие его, — но и те, кто его ненавидит, должны быть ему благодарны. Вся эта гнусная пропаганда, которая развернута против того, что было в 1990-е, не может затмить правды. А правда следующая: то, что Россия сейчас находится в такой форме, это заслуга Гайдара, а не Путина.
Знаете, такие достойные люди у нас в стране долго не живут, и это печально.
Ирина Хакамада, писатель:
— Ох, Гайдар ушел совершенно безвременно и неожиданно… Ой, и это бьет… Бьет сильно… Что я могу сказать?! Фигура ушла историческая, как Ельцин. Только безвременно, потому что уж очень молодой. Из всей команды реформаторов он был единственным человеком, который взял на себя ответственность за все. Потому что премьер-министр отвечает за все. Взял в тот момент, когда с этим не справился бы никто, и сделал, как мог. И потом нес эту ответственность всю жизнь. Это большой тяжелый груз, наверное, поэтому организм не выдержал. Это очень большой груз — тащить на себе все проблемы, все ошибки, персонифицировать их.
О-ай, я расстроена так… Больше ничего не могу сказать… Достаточно…
Дмитрий Орешкин, политолог:
— Понятно, это большая потеря — и для России, и для науки, и для демократической общественности. Но тут важно сказать, что это человек, который успел в жизни сделать очень много. И мне кажется, главным его качеством была высокая личная ответственность.
Он понимал свою ответственность перед страной, понимал, что ему мало кто скажет спасибо, потому что он делал операцию на огромном нарыве площадью 26 млн. квадратных километров — после того, как все, что можно было съесть в большевистской экономике, было съедено. Уже были пустые полки, уже впереди, в перспективе одного-двух месяцев, ясно маячил голод. В бюджете не было денег ни на что, и даже армия не была готова к военному перевороту. Не говоря о каких-то учениях, потому что не было солярки, и не было еды.
Сейчас очень много Гайдару приписывают того, что он никогда не говорил, чрезвычайно экзотические высказывания. И забывают, что он говорил на самом деле — а говорил он очень простые вещи. Например, в самом начале 1990-х он говорил, что сейчас у нас с вами огромное количество проблем: невозможно купить детям обувь, тетради, еду, одежду. То, что мы делаем, не снимет вообще проблему, то что мы делаем, позволит все свести к одной проблеме: где взять деньги.
Вот эту проблему он решил. Сейчас, если у вас есть деньги, вы можете купить и детские тетради, и еду, и одежду, и даже автомобиль с мобильным телефоном. И никто Гайдару за это не говорит «спасибо», потому что всем кажется, что товары в магазинах появились сами собой. Они и появились сами, потому что туда их привел рынок. А рынок привел в нашу страну Гайдар — преодолевая очень тяжелое и нечестное сопротивление, и прекрасно понимая, что никто ему не скажет «спасибо».
Он это понимал, но не понимал, какую степень ненависти будут испытывать к нему люди, которые не умеют реализовать себя в новых ситуациях, и которым, естественно, кажется, что раньше было лучше. Что колбаса была по 2 рубля 20 копеек за кило, правда, в магазинах ее не было. За исключением Москвы и Петербурга. Цена осталась, а пустые полки забылись.
Гайдар лично не получил от этой политики ничего, кроме огромного количества оскорбительных высказываний в свой адрес. Он не разбогател, не стал олигархом. Он, может быть, даже понизил свой статус по сравнению с советскими временами, когда был крепким экономистом, одним из уважаемых публицистов в своем жанре, и, кроме того, имел хорошую советскую родословную. Всем этим он пожертвовал, чтобы у нас с вами была возможность жить так, как живет весь развитый свет. А то, как мы этими возможностями пользуемся — это уже наши проблемы.
Владимир Кара-Мурза, ведущий программы «Грани времени» на радиостанции «Свобода»:
— Мы были знакомы с Егором Тимуровичем, он сына моего рекомендовал в партию — сначала в «Выбор России», потом в СПС. Прежде всего, Гайдар — человек, который спас российскую экономику. Все мы помним полки наших магазинов 1991 года. Он вскрыл российский рынок для рыночной экономики, товарно-денежных отношений. А затем, конечно, он внес вклад в прекращение чеченской войны. Единственная партия, которая пыталась ее предотвратить — «Выбор России». Я сам в декабре 1994 года, будучи корреспондентом НТВ, ездил к нему в Институт переходного периода. Его уже выдавили из правительства: сначала он был премьером, потом стал вице-премьером у Черномырдина, потом его и этой должности лишили. В 1994 он уже просто руководил фракцией в Думе практически оппозиционной партии — «Выбор России». Гайдар пытался предать гласности, он каким-то образом узнал о планах ввода войск в Чечню, и мы на канале НТВ это показали. Так, как он тогда сказал — так и получилось.
Ну а затем все мы знаем, что произошло: Гайдар не попал в Думу. В 1999 году, когда еще был Ельцин, СПС прошел в Госдуму — не будем говорить, какой ценой. А вот как не стало Ельцина — не стало и Гайдара в политике. В 2003 году «Выбор России» не прошел, а в 2007 — уже и «Яблоко» не прошло, его вечный заклятый оппонент. Это драма всей российской либеральной общественности — что не смогли договорится Гайдар и Явлинский. Они не пожали друг другу руки перед выборами 1996 года, и перед другими выборами этого не случилось…
Вот так вся его биография сопровождает трагическую историю новейшего времени. Светлая тебе память, Егор Тимурович!
Владимир Прибыловский, президент информационно-исследовательского центра «Панорама»:
— Умер великий человек, один из тех, кто свалил советский режим. Точнее, свалили режим немного раньше, а Гайдар сделал так, чтобы экономика у нас сошла с тоталитарных псевдосоциалистических рельсов на другие рельсы. Пусть у нас капитализм криминальный и бюрократический, но он все равно лучше, чем так называемый социализм. Во многом это сделал Гайдар.
Я входил в число критиков Гайдара — правда, после 1993 года. Я считаю, то, что он делал до осени 1993 года, в 1991−92 годах — он принимал лучшие решения из худших. И советовал Ельцину решения, я уверен, из очень ограниченного выбора. И в те времена я лично считал себя его сторонником почти во всем.
Несомненно, история поставит ему оценку со знаком «плюс» — в отличие от Ельцина, который был слишком амбивалентной фигурой. Мне еще тяжело говорить о его смерти, поскольку он меня всего на две недели младше…
Михаил Делягин, директор Института проблем глобализации:
— Знаете, человек умер, поэтому давайте не будем оценивать сегодня его роль в истории нашей страны. Не будем говорить, что он сделал, почему сделал. Я хочу напомнить только: эти люди уходят. Умер Борис Федоров, умер Ельцин, умер Алексей Головков, причем, Федоров, Головков и Гайдар — совсем молодыми, немного за 50 лет.
Я не могу сказать, что испытываю подобающие случаю чувства. Понятно, жалко родных, и я приношу соболезнования. Я помню хорошо, какая началась вакханалия, когда умер Ельцин. И людям, которые готовятся к аналогичной вакханалии, я бы хотел сказать: не надо думать, что небесный суд будет мягче земного. Восстановить справедливость в полном объеме на примере значительного количества реформаторов, показав, что и как они сделали, уже не удастся: многие умерли.
Из досье «СП»
Директор Института экономики переходного периода, бывший глава «правительства реформаторов» РФ Егор Тимурович Гайдар родился 19 марта 1956 года в Москве. Оба деда Егора Гайдара — Аркадий Гайдар и Павел Бажов — знаменитые писатели. Отец — контр-адмирал Тимур Гайдар.
В 1978 году Егор Гайдар окончил экономический факультет Московского государственного университета имени Ломоносова, а в ноябре 1980 года — аспирантуру МГУ. В 1980—1986 годах Гайдар работал во Всесоюзном НИИ системных исследований ГКНТ и АН СССР. В 1986—1987 годах он был ведущим научным сотрудником Института экономики и прогнозирования научно-технического прогресса АН СССР. В начале 80-х Егор Гайдар познакомился с Анатолием Чубайсом. Летом 1986 года в Змеиной Горке под Ленинградом Гайдар, Авен и Чубайс организовали свою первую открытую конференцию.
В 1987 году Гайдар был назначен на должность редактора экономического отдела журнала «Коммунист», а в 1990 году возглавил отдел экономики газеты «Правда».
19 августа 1991 года, после начала путча ГКЧП, Гайдар объявил о своем выходе из КПСС и присоединился к защитникам Белого дома. Во время августовских событий Гайдар познакомился с госсекретарем РФ Геннадием Бурбулисом. Эта встреча во многом предопределила его дальнейшую деятельность. В октябре 1991 года Гайдар был назначен на должность заместителя председателя правительства РСФСР по вопросам экономической политики, министра экономики и финансов РСФСР. В это время СССР находился на грани развала. В стране царил хаос, не хватало продуктов питания, отсутствовали валютные резервы. В этих условия Гайдар объявил о либерализации цен.
15 июня 1992 года Гайдар стал исполняющим обязанности председателя правительства Российской Федерации. Эту должность он занимал несколько месяцев — до 14 декабря 1992, после чего был отправлен в отставку.
В 1992—1993 годах Гайдар занимал пост директора Института экономических проблем переходного периода, был советником президента Российской Федерации по вопросам экономической политики. В сентябре 1993 года Гайдар стал первым заместителем председателя Совета Министров — правительства Российской Федерации. В этой должности он проработал до января 1994 года.
С 1994 по декабрь 1995 года Гайдар являлся депутатом Государственной Думы, был председателем фракции «Выбор России». На парламентских выборах 1999 года Гайдар по списку Союза правых сил, одним из лидеров которого являлся, вошел в состав Государственной Думы третьего созыва. После поражения СПС на выборах в декабре 2003 года Гайдар покинул руководство партией. В последние годы Егор Гайдар отошел от большой политики и больше занимался научной деятельностью.
По материалам Лентапедии.ру