Лидер ЛДПР, вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский выразил недоумение в связи с запросом членов партии «Единая Россия» относительно «происхождения» дорогостоящего автомобиля Maybach, на котором возят политика. Первый зампред комитета ГД по безопасности и «единоросс» Михаил Гришанков на заседании Госдумы потребовал проверить, на законные ли деньги Жириновский приобрел себе люксовый автомобиль стоимостью более $1 млн.
Наутро разоблачитель получил ответ из первых рук. Владимир Жириновский заявил, что машина ему не принадлежит, а брать имущество в аренду или у друзей он имеет полное право. «Maybach не мой. Он отдан нам одной фирмой за долги. Тем более он бэушный, — приводит слова Жириновского Life News. — Оппозиция не может быть коррумпированной. Ей не за что платить по сравнению с правящей партией».
«Меня девять раз проверяли — и все чисто. Могу прямо смотреть в глаза любому, в том числе прокурору», — сообщил Жириновский. И уточнил, что в запросе единороссов он видит очередную попытку надавить на ЛДПР.
Мы постарались осмыслить, что высветил скандал с майбах Жириновского.
Как верно заметил г-н Гришанков, лидер ЛДПР ездит на авто как бы не по чину. Если ориентироваться на официально задекларированные доходы, Владимир Вольфович мог бы оплачивать аренду Maybach’а — а это примерно 10−13 тысяч рублей в час, или 240−312 тысяч в сутки — лишь недолго и отказывая себе буквально во всем.
Судите сами. Согласно декларации о доходах за 2008 год, Жириновский заработал в меру солидные 3 640 860 рублей (это $120,5 тыс.) По самым минимальным расценкам, денег хватило бы от силы на две недели аренды. Конечно, желание политика передвигаться по жизни на достойном авто, могла поддержать супруга — и морально, и финансово. Опять же, как подсказывают нам налоговые декларации, жена Жириновского — Галина Лебедева — дама не бедная. За четыре года с 2003 по 2007 года ее доход составил 14 млн. 990 тыс. 339 рублей ($493 тыс). На пяти банковских счетах Лебедевой располагается 2 млн. 401 тыс. 554 рубля 59 копеек. На деньги, заработанные г-жой Лебедевой за четыре года, в принципе, можно даже купить Maybach — правда, довольно сильно подержанный.
Наконец, лидер ЛДПР не первый политик, в душу которого запала любовь к лошадиным силам в шикарной обертке.
«Ну а если депутаты такие принципиальные, то я прошу добавить (к запросу в Генпрокуратуру) — на какие средства представительство Красноярского края — а это партия „Единая Россия“ — купило себе Maybach, ездит на нем по Москве со спецномерами серии „АМР“ и с маяком на крыше; на какие средства губернатор Самарской области купил бронированный Mercedes стоимостью более 1 млн. долларов и ездит на нем», — предложил руководитель фракции ЛДПР, и по совместительству сын лидера партии Игорь Лебедев.
Заметим, справедливости ради, что Владимир Жириновский действительно любит автомобили. Одно время, с 1996 по 1999 год, политик указывал в декларациях, что владеет целым автопарком — 227 авто. Возможно, поэтому ЛДПР ныне и не голосовала в Госдуме за повышение транспортного налога, как это сделала вся «Единая Россия».
Кроме того, прежде чем бросать камни в Maybach лидера ЛДПР, следовало бы, наверно, провести ревизию счетов целого ряда заметных чиновников и политиков. К примеру, руководитель президентского протокола Марина Ентальцева — счастливый обладатель Bentley Continental GT Speed, который ничуть не уступает Maybach. Юрий Трутнев, глава Минприроды, демократично любит Porsche-Cayenne на каждый день и 911-й на воскрестные выезды. У вице-премьера Игоря Шувалова — Jaguar, впрочем, еще имеются четыре Mercedes, Ford и правительственный ЗИЛ. Еще по Porsche Cayenne пылятся в гараже супруги министра юстиции РФ Александра Коновалова и в гараже министра энергетики Сергея Шматко. Список можно продолжать довольно долго.
Почему в такой ситуации под раздачу попал один Жириновский, рассуждает политолог Дмитрий Орешкин:
— В большом смысле слова, Суркову и крупным стратегам, которые способны мыслить, — Жириновский необходим. В то же время, Жириновский как яркий, агрессивный политик жестко критикует «Единую Россию» и Путина — и этим раздражает оба объекта критики.
Прелесть ситуации заключается в том, что путинский консенсус элит кончился. Каким-то группам в Кремле Жириновский нужен — тем, кто поумнее. А каким-то группам в том же самом Кремле он радикально не нужен, потому что он их хаит, поливает по ТВ. Конечно не удивительно, что целый ряд товарищей горят желанием ему подгадить. И — что характерно — это совершенно не контролируется Кремлем. На самом деле, путинский период, когда все было в одном кулаке, потому что в нем были нефть и газ, и все зависели от этого кулака — кончился.
То, что Жириновского ругают за Maybach - проявление крайне большой глупости. Потому что электорат Жириновского, наоборот, Maybach уважает: Жирик крутой, он всех поставил, как надо, и катается на Maybach - имеет право. Желание разыграть такую карту говорит о проявлении не слишком глубокого ума противников Владимира Вольфовича. Они думают, что если он выступает за бедных, а народу сообщат, что он купил машину за миллион долларов — народ разочаруется. Нет, не разочаруется, а будет его еще больше уважать!
Жириновскому этот скандал не страшен. Он уже очень жизнерадостно говорит, что он за народ, и у него «запорожец». Про Maybach он не говорит. Говорит только, что ничего не имеет в личной собственности — у него все партийное. С него как с гуся вода.
Но, повторюсь, вся эта история очень интересна как показатель, что кончился консенсус элит, существовавший при Путине. Начинается оживляж, элиты начинают друг друга подкалывать, пинать. И все это — предвестник довольно серьезных, как мне кажется, перемен в политической жизни в 2010 году.