Экс-министр снова призывает поднять планку пенсионного возраста
В четверг, 16 ноября, в отношениях Москвы и Анкары произошло знаковое событие. В Россию, после длительного перерыва, прибыла фура с 20 тоннами томатов из Турции. Об этом сообщило территориальное управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям.
Пока помидорами сорта Bandita занимаются ветеринарная и таможенная службы. Но уже сейчас ясно: эта фура — только первая ласточка. Хотя ограничения на поставки турецких томатов все еще остаются, до конца года Анкара сможет поставить на российский рынок 50 тысяч тонн помидоров.
Заметим, турецкие помидоры прорвали блокаду Москвы только после заявления президента РФ Владимира Путина, что российско-турецкие отношения «можно считать восстановленными практически в полном объеме». Эти слова российский лидер произнес 13 ноября по итогам четырехчасовых переговоров с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, которые состоялись в Сочи. Это была пятая по счету встреча двух лидеров в текущем году. И, как оказалось, не последняя.
Экс-министр снова призывает поднять планку пенсионного возраста
16 ноября турецкая газета Daily Sabah и телеканал CNN Turk сообщили, что 22 ноября в Сочи пройдет трехсторонний саммит России, Турции и Ирана, на котором лидеры стран обсудят урегулирование в Сирии. Как отмечают СМИ, с президентом Ирана Хасаном Роухани Путин встречался в начале ноября в Тегеране, трехсторонняя же встреча на высшем уровне в таком формате собирается впервые.
На деле это означает, что на Ближнем Востоке начинает складываться крепкая антиамериканская коалиция.
Напомним: в течение 2017 года Эрдоган трижды встречался с президентом США Дональдом Трампом, добиваясь прекращения вооруженной поддержки сирийских курдов, с которыми Анкара ведет непримиримую борьбу. Однако американцы поступили ровно наоборот: сделали в Сирии своей главной опорой сформированные из курдов Сирийские демократические силы.
Со своей стороны, у Москвы к Вашингтону собственный счет. Американцы предоставляют боевикам, которых сирийские правительственные войска разгромили в Абу-Камале, зоны безопасности на территории, контролируемой курдами. И не исключено, что «Исламское государство» * теперь будет наносить оттуда удары по войскам Башара Асада.
Москва понимает: война в Сирии будет продолжаться до тех пор, пока сирийские правительственные войска, при поддержке ВКС России, не уничтожат все анклавы боевиков в провинциях Хомс и Хама, а также в Идлибе. Плюс, возможно, нам придется совместно с Турцией наступать на курдские территории, и выбивать оттуда ИГ.
На деле, американцы изначально хотели создать на территории Сирии террористический анклав, который бы распространял свое влияние дальше — на Иран и Закавказье. И сегодня США от своих планов не отказались — если не на территории Сирии, то на территории Ирака.
Раз так, РФ, Турция и Иран действительно оказываются в одной лодке. И скорее всего, за историей с возвращением турецких помидоров скрывается размен в геополитической партии, которая разыгрывается на Ближнем Востоке.
Что это за размен, о чем лидеры трех государства будут договариваться в Сочи?
— С томатами Кремль пошел на уступку, когда еще вел с Анкарой торг по «Турецкому потоку» и поставкам С-400, — уверен ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Станислав Иванов. — Думаю, после сочинской встречи Путина и Эрдогана российские власти дали отмашку на импорт томатов, хотя решение назревало раньше.
Теперь, урегулировав важный для турецкой стороны момент, лидеры России, Турции и Ирана соберутся в Сочи, чтобы обсудить выход из сирийского тупика.
На мой взгляд, в Сирии образовался именно тупик. Проблема в том, что помимо «тройки», которая соберется в Сочи, в Сирии активно действуют и другие игроки. Это США, Иордания, а также Саудовская Аравия, которая не участвует в конфликте напрямую, но поддерживает часть группировок из числа противников Асада.
Если заниматься урегулированием всерьез, следовало бы, возможно, посадить за стол переговоров Хасана Роухани и короля Саудовской Аравии Сальмана ибн Абдель-Азиза аль-Сауда. Все же конфликт между шиитами и суннитами никто не отменял, а шииты признают алавита Асада своим. Плюс, необходимо договариваться Владимиру Путину и Дональду Трампу, чего не произошло на саммите АТЭС во Вьетнаме.
Все эти неурегулированные моменты будут, я считаю, препятствовать достижению договоренностей на встрече трех лидеров в Сочи.
«СП»: — Какие варианты урегулирования в принципе могут обсуждаться на сочинской встрече?
— 13 ноября Эрдоган, чуть ли ни у трапа самолета, на котором он вылетал в Сочи на встречу с Путиным, предложил России и США вывести свои военные контингенты из Сирии. Это было сделано в ответ на совместное заявление Путина и Трампа о том, что сирийский конфликт не имеет военного решения.
Думаю, на встрече 22 ноября речь может пойти о выводе из Сирии не контингентов США и РФ, а ряда вооруженных формирований, включая подразделения «Хезболлы». Настораживает, правда, тот факт, что ни одна из сторон накануне встречи в Сочи не сделала каких-либо важных заявлений относительно планов по урегулированию.
Ключевой момент здесь, на мой взгляд, заключается в том, что договориться пытаются внешние игроки. В то время как сирийская оппозиция предпочитает общаться с Башаром Асадом исключительно через посредников — и в Астане, и в Женеве.
Россия может быть не допущена к соревнованиям из-за решения WADA
«СП»: — Как в реальности выглядят перспективы урегулирования в Сирии?
— Пока я не вижу света в конце туннеля. Надо понимать, что за продолжение войны, как ни странно, выступают многие генералы из окружения Асада. Потому что как только Дамаск подпишет мирное соглашение, и дело дойдет до выборов, эти генералы будут от власти отстранены.
Не хочет мира и Тегеран. Он опасается, что в этом случае иранцам придется уйти из Сирии, и существенно ослабить поддержку «Хезболлы» в Ливане. Скорее всего, при таком сценарии ослабнет и влияние Тегерана на Багдад, который сейчас, как принято считать, в значительной степени контролирует политические процессы в Ираке.
В итоге «шиитский полумесяц» — Тегеран, Багдад, Дамаск и Бейрут — может и не состояться. Получается, что этот союз может существовать только в условиях войны.
Вот и выходит, что среди игроков, вовлеченных в сирийский конфликт, пока больше сторонников войны, чем мира. Тому же Эрдогану, я считаю, нет дела до «свободной и целостной» Сирии. Турецкий лидер де-факто оккупировал часть сирийских районов, и ведет дальнейшую борьбу за контроль над сирийскими ресурсами и территориями.
На мой взгляд, в реальности в мирном процессе в Сирии заинтересованы только две страны: Россия и Израиль. Все остальные в этой игре преследуют свои цели.
«СП»: — Для чего тогда Кремль согласился на встречу в Сочи?
— Любой диалог полезен. Если России удастся выступить посредником между Турцией и Ираном — это уже будет позитивным сдвигом в сирийской ситуации. Но настоящего прорыва от встречи в Сочи я все же не жду.
* «Исламское государство» (ИГИЛ, ИГ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.