Религиозные лидеры тоже решили заявить о себе на выборах
Девять человек Центризбирком уже не допустил до участия в президентской кампании. Что заставляет столь разных людей пытать счастья на выборах?!
Самопиар как самоцель?
Центризбирком на заседании 5 января не допустил до участия в президентских выборах еще пять человек. Пожалуй, самым резонансным оказался отказ зарегистрировать группу избирателей, которые выдвинули кандидатов в президенты России 46-летнюю Айну Гамзатову — супругу и советника председателя Духовного управления мусульман Дагестана.
Она также является руководителем медиахолдинга, действующего при дагестанском муфтияте (кстати, одном из крупнейших в России) и заместителем директора по дополнительному образованию в Северо-Кавказском институте Российской правовой академии (РПА) Минюста России.
Под именем Патимат Гамзатова она выпустила в Москве несколько богословских книг, в том числе «О ваххабизме» и «Покорная Богу или послушная дьяволу» (последняя выдержала три переиздания). Появление Гамзатовой в избирательном бюллетене могло бы означать, что у российских мусульман появился свой кандидат.
Однако Центризбирком Гамзатову до выборов не допустил: как заявил член комиссии Евгений Шевченко, в ходе проверки документов было обнаружено множество нарушений. В частности, уведомление о проведении собрания по выдвижению кандидата (оно состоялось в Махачкале 30 декабря) было направлено в Центризбирком с нарушением сроков. Кроме того, со слов Шевченко, Гамзатова не представила справки о крупных расходах — своих и супруга, муфтия Дагестана Ахмада Абдулаева.
Религиозные лидеры тоже решили заявить о себе на выборах
— Гамзатову не регистрирует ЦИК, и она не пытается это обжаловать в суде, мы не видим с ее стороны заявлений о том, что отказ в регистрации был незаконным
Три уголовника. И ни одного кандидата
Всего к настоящему дню Центризбирком не допустил до участия в выборах уже девять человек. Самый известный среди них, несомненно, — это Алексей Навальный, лидер незарегистрированной «Партии прогресса» и «Фонда борьбы с коррупцией» (ФБК). Участвовать в выборах он не может, поскольку имеет условную судимость по делу «Кировлеса» (участвовать в президентских выборах он не сможет до 2028 года).
Сам Навальный уверен, что участвовать в выборах он все же имеет право: он обжаловал отказ Центризбиркома в Верховном суде. 30 декабря его жалоба была отклонена первой инстанцией Верховного суда, а 6 января — апелляционной инстанцией (после чего решение вступило в законную силу).
Навальный заявил, что будет обжаловать это решение в Европейском суде по правам человека. А пока что он призвал своих сторонников бойкотировать президентские выборы.
По тем же основаниям, что и Навальному — наличие непогашенной судимости — Центризбирком отказал в допуске к выборам еще одному кандидату-самовыдвиженцу, журналисту Олег Лурье (он ранее работал в «Новой газете», «Совершенно секретно», «Версии»).
А вот бизнесмен Сергей Полонский (владелец холдинга «Поток») хоть в июле и был осужден Пресненским районным судом Москвы за мошенничество в особо крупном размере, однако освобожден от наказания в связи с истечением сроков давности. И Центризбирком не допустил Полонского до выборов не из-за наличия судимости, а из-за того, что инициативная группа, созванная в его поддержку, состояла менее чем из полутысячи человек — таково требование закона.
Было две судимости еще у одного потенциального кандидата, Юрия Сидорова, выдвинутого не группой избирателей, а «Партией малого бизнеса России». Генеральный директор компании «Стройтранс» из Новгородской области был осужден за преднамеренное банкротство и злостное уклонение от погашения долга, однако обе судимости уже сняты. Центризбирком отказал Сидорову из-за дефектов в сданных им документах.
Еще два кандидата, поддержанных политическими партиями, но, однако, так и не прошедших «сито» Центризбиркома — это председатель партии «Женский диалог» Елена Семерикова и председатель правления «Социал-демократической партии России» Сираждин Рамазанов.
Рамазанов — можно сказать, профессиональный кандидат: в 2011 году он баллотировался в Госдуму от «Правого дела», дважды (в 2009 и 2014 году) пытался попасть в Мосгордуму, в 2013 году участвовал одновременно в выборах мэра Москвы и губернатора Московской области.
Тогда же, в 2013 году, он единолично возглавил список своей партии на выборах в заксобрания восьми регионов — от Якутии до Чечни, но успеха не снискал нигде.
В президенты метят даже стриптизеры
Из-за нарушений, обнаруженных в поданных документах, Центризбирком отказал еще ряду экстравагантных кандидатов. Это, в частности, Сергей Ли (официально сменивший имя на Lucky Lee), владелец московского стриптиз клуба GoldenGirls и основатель и президент Ассоциации стриптиз-клубов России. Любопытно, что инициатором его выдвижения оказался не менее колоритный персонаж — актер и шоумен Никита Джигурда.
Отказал Центризбирком регистрировать инициативную группу, поддержавшую Андрея Яцуна — челябинского бизнесмена, владельца нескольких строительных компаний. Ранее он несколько раз пытался участвовать в выборах в Челябинскую городскую и областную Думы (от партии «Правое дело»), а в прошлом году — в Госдуму России (на сей раз уже от партии «Родина»).
Юрий Болдырев о реальной возможности победить
Вероятно, не будет в избирательных бюллетенях и Татьяны Воловик — она временно не работает, но на выборах хотела представлять обманутых дольщиков жилого комплекса «Царицыно» (он строится в Юго-Западном округе Москвы с 2006 года, должен был быть сдан еще в 2012 году, а сейчас власти столицы «отодвинули» этот срок уже до 2021 года).
Необычная ситуация сложилась вокруг Александра Чухлебова, предпринимателя из Санкт-Петербурга (генеральный директор ООО «Элоф Ханссон», которое занимается лесозаготовками) и лидера общественного движения «Возрождение». Первоначально Центризбирком зарегистрировал его инициативную группу, однако затем обратился в Верховный суд с заявлением об отказе в регистрации на том основании, что у Чухлебова имеется вид на жительство в другой стране.
Кого еще недосчитается президентская гонка, пока неизвестно. Ведь даже еще далеко не все потенциальные кандидаты «донесли» документы до Центризбиркома.