Или почему все СМИ, финансируемые властью, нуждаются в детекторах лжи
Запад готовит Майдан в Белоруссии. С таким тревожным, но несколько двусмысленным для гражданина страны «победившей гидности» заявлением выступила бывший советник отстраненного от власти президента Украины Виктора Януковича Анна Герман.
Экс-нардеп от Партии регионов сейчас ведет авторскую программу на украинском телеканале NewsOne, считающемся чуть ли не оппозиционным киевской власти, в эфире которого, как сообщает ИА «ПолитНавигатор», и заявила, что у соседей «запахло «белорусской весной».
На это, по ее мнению, указывает сразу несколько факторов: «западная пресса начинает писать про массовые нарушения прав человека в республике», «оппозицию» белорусскую выставляют как образец борцов за свободы. И уж совсем неспроста, считает она, появилась «эта инициатива о переносе площадки „Минских переговоров“ в другое место».
Вполне вероятно, конечно, что для Герман, как полузабытого политика подобное заявление, это всего лишь удобная возможность напомнить о себе окружающим.
С другой стороны, о необходимости ослабить «ось Москва — Минск» не так давно говорил бывший генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен, выполняющий в настоящее время функции советника на «общественных началах» при украинском президенте Петре Порошенко.
Или почему все СМИ, финансируемые властью, нуждаются в детекторах лжи
И, в принципе, попытки расшатать ситуацию в Белоруссии уже предпринимались неоднократно. Это было зимой 2010 года во время президентских выборов в стране. И весной 2017-го, когда «цветную революцию» попытались приурочить к так называемому Дню воли, который белорусские националисты отмечают 25 марта, в годовщину провозглашения в 1918 году марионеточной Белорусской народной республики.
Запад, в общем, давно не скрывает, что готовится привести к власти в Минске лояльные себе политические силы. И вкладывает в реализацию этого проекта огромные финансовые ресурсы через разного рода НКО, фонды и либеральные СМИ.
Пока властям Белоруссии удавалось успешно купировать угрозу. Но Запад, как известно, предпочитает играть, что называется, вдолгую.
Так, может, Герман права? Или все-таки прав наш посол в Минске Александр Суриков, который уверен, что с белорусским Майданом Запад ожидает фиаско?
— Такое впечатление, что Герман совсем не наблюдала за Белоруссией и вдруг сейчас только к ней пригляделась, — комментирует ситуацию ведущий научный сотрудник РИСИ, политолог Олег Неменский. — Запад проводил политику, направленную на формирование сильной оппозиции и доведение ситуации в Белоруссии до — условно — Майдана, на протяжении очень долгих лет. Двадцать лет почти этим занимался. Но как раз последние годы на Западе все сильнее слышны голоса тех экспертов, которые говорили, что это путь неправильный, путь тупиковый.
И сейчас, надо сказать, Запад принципиально изменил свою политику в отношении Белоруссии. Да, конечно, сохраняется поддержка белорусской оппозиции. Да, конечно, в будущем Запад хотел бы видеть в Белоруссии свой Майдан. Но на данный момент это неактуальная перспектива.
Даже в такой стране как Польша, которая была главным куратором проекта «белорусского Майдана», власть развернулась в сторону сотрудничества с ныне действующим руководством Белоруссии. Поэтому, я бы сказал, что слова Герман прозвучали слишком поздно. Эта информация уже несколько лет как неактуальна.
Пентагон превратит в плацдарм часть Восточной Европы
С другой стороны, Запад, конечно, сохраняет надежду на рост в стране оппозиционных взглядов и последующую организацию народного протеста с тем, чтобы сменить власть на прозападную. Но это перспектива, тем не менее, никак не ближайшего года и даже не ближайших нескольких лет.
Наоборот, как раз на пути сотрудничества, налаживания диалога с нынешними белорусскими властями у Запада наконец-то появились первые успехи. И явно, что там это оценили. Поэтому полностью срывать сейчас все, что сделали за последние годы на этом направлении, никто на Западе не захочет.
Да, там есть и такое мнение, что нормализация отношений между Западом и Белоруссией имеет свои очень большие ограничения. Тем более что Лукашенко так и не пошел на выполнение тех минимальных требований, которые Запад ставил перед ним, в том числе, и в отношении внутренней политики в стране. И поэтому курс на поддержку белорусской оппозиции, он все равно сохраняется.
Но основной тренд сейчас — именно выстраивание диалога и нормализация отношений с официальными властями Белоруссии.
«СП»: — Можно ли сказать, что Запад изменил тактику? Ведь если на Украине он осуществил госпереворот, то в Белоруссии, получается, предпочитает действовать с позиции мягкой силы.
— Можно. В любом случае, проект «белорусского Майдана» двадцать лет не удавался. И признан, как проект, неудачным.
На будущее он, конечно, сохраняется. Но на отдаленное будущее. Сейчас у Запада основной метод работы с Белоруссией — именно нормализация отношений с тем, чтобы несколько отдалить Белоруссию от России уже через нынешнее официальное руководство этой страны.
И надо сказать, что в этой области определенных успехов Запад добился. Тем более что сама Белоруссия принципиально заявляет о многовекторности своей внешней политики, готовности полностью участвовать во всех предлагаемых ей интеграционных проектах, в том числе и западных.
«СП»: — Вопрос в том, будет ли Белоруссия переформатирована Западом в анти-Россию, как Украина?
— Да, с помощью гуманитарной политики и специальных программ Западу удается растить, так скажем, не очень хорошо настроенную к России белорусскую молодежь. И, несомненно, это подрывает основание нынешнего белорусского режима, хотя он только способствует формированию такого молодежного направления в рамках мягкой белорусизации.
Но даже в случае, если когда-нибудь в будущем, в Белоруссии произойдут события, похожие на украинские Майданы, вряд ли Белоруссия превратится в столь определенную анти-Россию, как Украина. Потому что в основании белорусской государственности лежит несколько иная идеология.
Если украинство — украинский национализм — является радикально антирусским, антироссийским. То белорусский национализм является скорее местной конкретизацией русскости, а не жестко антирусским явлением.
Там есть, подобно украинству, своя линия — это литвинство. Но представить себе приход к власти именно таких убежденных литвинов мне довольно трудно, поскольку их поддержка в обществе мизерная.
Так что проект превращения Белоруссии в нечто подобное бандеровской Украине, это проект лет на сто вперед. И пока что говорить о его успешной реализации рано.
Тем не менее, работа идет. Работа по отрыву белорусского населения, белорусской молодежи от России. И Запад проводит здесь довольно сильную гуманитарную политику, с которой, к сожалению, мы пока не готовы соревноваться.
Россия масштабную гуманитарную политику не проводит.
Украина мечтает повторить кошмар малазийского боинга, чтобы обвинить ДНР и ЛНР
«СП»: — Почему? Мы сели в этом смысле в лужу с Украиной, теперь повторяем свои ошибки с Белоруссией?
— Совершенно верно. У нас такие традиции дипломатии. Мы вообще не работаем с населением других стран. Мы работаем только с официальными властями.
Член совета аналитического портала «Евразия. Эксперт», белорусский политолог Петр Петровский, в свою очередь, предлагает прислушаться к мнению обоих — и Герман, и Сурикова:
— Анна Герман представляет оппозиционные силы бывшей Партии регионов и выступает за выполнение Минских соглашений. Поэтому я согласился бы и с ней, и с посолом РФ в Белоруссии Александром Суриковым. Прежде всего, в том, что «партия войны» на Украине, а также США не удовлетворены на сегодняшний день Минскими соглашениями и желают любыми средствами, во-первых, перенести переговорную площадку из Минска в другую страну. А, кроме того, пересмотреть заодно и сами эти соглашения.
Целью этого, безусловно, является получение более выгодных условий для Киева и для США. Но не только это…
Почему, скажем, они предлагают удалить из Минска эту переговорную площадку?
Дело в том, что англосаксы, в первую очередь, США и Великобритания, мечтают давно о санитарном кордоне между Россией и ЕС. В то время как та же Германия, например, выступает за выполнение минских договоренностей и за сохранение самого минского формата.
То есть, грубо говоря, коллективный Запад, он в плане Украины раскололся на англосаксонский мир и на континентальную Европу. И в этом отношении отказ от минской площадки будет выгоден США в борьбе за нефтегазовые рынки ЕС, куда, я напомню, США желают поставлять свой сжиженный газ, вытеснив, тем самым, российские компании с европейского рынка энергоресурсов.
«СП»: — Но как эти планы связаны с Белоруссией?
— Дестабилизация обстановки в Белоруссии будет для них обозначать ликвидацию последней переговорной площадки не только по отношению к Киеву. Надо понимать, что это также переговорная площадка и коридор связи между фактическим Брюсселем и Москвой.
Вашингтон приготовил виртуальные «пряники» для юго-востока Украины
То есть, их главная цель — изоляция, «закупоривание» России при помощи создания санитарного кордона. Как экономическая, так и политическая изоляция.
И то, что Нурсултан Назарбаев высказал эту идею, здесь тоже не все так просто. Поскольку за неделю до его встречи с Трампом США заморозили около 22 млрд. долларов средств казахстанских компаний.
Тут на лицо явная попытка со стороны Вашингтона и Лондона вбить клин в Евразийскую интеграцию, противопоставив Астану Минску. И еще, что немаловажно, желание ликвидировать тот последний канал коммуникаций между Брюсселем и Москвой — минскую переговорную площадку.
Кстати, с этого года Великобритания в обход ЕС намерена активно работать по дискредитации российско-белорусских отношений через спутниковый телеканал «Белсат», который раньше финансировался Варшавой, теперь — Лондоном. И можно предположить, что британцы на пару с американцами будут использовать все свои рычаги в Прибалтике и Польше для того, чтобы посредством мягкой силы, долгоиграющих проектов и изменения общественного сознания, окончательно сформировать санитарный кордон и втянуть в это Белоруссию.