
Второй год подряд Россия проводит зимние каникулы в состоянии энергетической войны с ближайшими соседями. В январе-2009 Москва билась с Киевом, заблокировавшим транзит газа в Европу, в январе-2010 — сражается с Минском, посулившим оставить без электричества наш западный анклав — Калининградскую область.
Почему-то вновь вышло так, что загодя, как когда-то с Украиной, так и теперь с Беларусью, мы не смогли на уровне правительств договориться об условиях поставок углеводородов. В прошлый раз — газа, теперь — нефти. В итоге, Путин с Медведевым проводят отпуск под Сочи на лыжных склонах «Красной поляны». Зато их непосредственные подчиненные ни в какие Куршавели не поехали и делают вид, что в поте лица работают, отстаивая честь державы.
Так, скажем, вице-премьер РФ Игорь Сечин держит руку на пульсе почти круглосуточно. Вечером 4 декабря на встрече с премьером Владимиром Путиным он докладывал, что все возможное делается, работа кипит, и вопросы поставок углеводородов в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана будут урегулированы в течение ближайших месяцев.
Корреспондент «Свободной Прессы» обратилась за комментариями к человеку из оказавшегося на Новый год заложником большой политики анклава — депутату Калининградской областной думы Михаилу Чесалину.
«СП»: — Скажите, это ведь не первый случай давления со стороны Беларуси? Помнится, зимой 2004 года беларусская сторона тоже снижала транзитные поставки в Калининградскую область, правда, тогда — газа. Как вы относитесь к таким методам Лукашенко: если Россия не будет слушаться, то отключим газ и свет?
— Увы, новогодние скандалы правительства Владимира Путина с братьями-славянами становятся в последние годы неотъемлемым атрибутом праздника. То с Ющенко не поделят Тимошенко, то с Лукашенко — право называться батькой.
«СП»: — Какой же из этого вывод?
— А вывод напрашивается сам собой: правительство, не сумевшее за год договориться об элементарных вещах с братской страной, — недееспособно и только зря просаживает наши налоги и тратит ресурсы России.
«СП»: — Но народ, признаться, напуган перспективой остаться в конце праздников без света.
— Мне кажется, в этом деле весьма велика PR-составляющая рождественской электротерапии. Раздувание в СМИ скандала на пустом месте решает как минимум две антинародные задачи: во-первых, вбивает в мозги российских граждан сомнение: «А, действительно ли братья беларусы нам родные братья?» Во-вторых, формирует в сознании калининградских обывателей разлагающую мысль о том, что без строительства в регионе атомной станции, все мы просто обречены в ближайшем будущем коротать вечера под лучину.
«СП»: — Но ведь этот дикий проект строительства АЭС уже реализуется?
— Отсюда возникает вопрос, который одновременно является и ответом: Кому это выгодно?!
«СП»: — Значит, вы не боитесь остаться без электричества, пока в верхах договариваются? Могут ведь и не договориться…
— Скажу, как коренной калининградец, — не боюсь и не верю, что отключат. Скорее Путин задушит в объятиях Сечина, чем допустит отключение калининградцам электричества.
«СП»: — Откуда такая уверенность? Она не очень вяжется с вашими словами о недееспособном правительстве…
— Все просто: ведь вместе с лампочками погаснут и экраны телевизоров, ежедневно промывающие россиянам мозги, и народ очнется от их гипнотического воздействия, прозреет и увидит, кто виноват. А там, глядишь, и надумает «с лопатами и вилами» выправить дефект.
Как начиналась война
Россия и Беларусь вошли в 2010 год без соглашения о торговле нефтью. Москва не раз заявляла, что в случае, если соглашение с 1 января не будет подписано, Беларуси придется оплачивать 100% таможенной пошлины при поставке российской нефти. Минск, в свою очередь, по-прежнему настаивает на льготном таможенном режиме. При этом в Беларуси заявляют, что подходы РФ к условиям торговли нефтью угрожают Таможенному союзу.
Россия и Беларусь в течение двух последних месяцев обсуждали вопрос подписания документа, но ничего не получилось.
— В ноябре, в декабре в различных форматах… все эти вопросы подробно разбирались с нашими партнерами, они все в курсе, и работа с партнерами продолжится, — сказал на упоминавшейся встрече с Путиным вице-премьер Сечин. — Мы исходим из того, что эту работу мы должны завершить в ближайшие месяцы.
На фоне разногласий крайним остался самый западный анклав России — Минск, который пригрозил прекратить транзит электроэнергии с основной территории России в Калининградскую область. Компания ОДУ, входящая в государственный концерн «Белэнерго», заявила о том, что российские компании «Интер РАО» и «ФСК ЕЭС» осуществляют транзит электроэнергии через Беларусь в страны Балтии и российский анклав, не согласовал условия этого транзита.
Заявление беларусской компании прозвучало как раз во время переговоров по вопросу о таможенных пошлинах на российскую сырую нефть.
— Мы исходим из подписанных документов. Вопросы перемещения углеводородов должны быть определены дополнительным соглашением, — доложил Сечин Путину. По его словам, документ должен начать действовать с 1 июля 2010 года.
В свою очередь, в заявлении беларусской компании говорится:
«Объем несанкционированного транзита (по состоянию на 4 января) составил порядка 39,5 миллиона киловатт в час. Данные действия российской стороны вынуждают беларусскую сторону рассматривать меры по прекращению несанкционированного коммерческого перемещения электроэнергии через сети беларусской энергосистемы, что может поставить под угрозу надежное энергоснабжение потребителей Калининградской области, в том числе население».
Переговоры по этому вопросу вроде бы продолжаются, но дата очередного визита беларусской делегации в Москву неизвестна.
Прямая речь
Вот как прокомментировал скандал в программе «Утро на Би-би-си» экономист Леонид Заико, руководитель беларусского аналитического центра «Стратегия»:
— Конфликт носит явно провокационный характер. Для Лукашенко важно получить определенные политические дивиденды, сегодня для него самое главное — выборы. Российской стороне придется чем-то пожертвовать…