Владимир Путин рассказал о том, что руководство США «грубо и нагло» обмануло Россию в феврале 2014 года, однако при этом допустил, что отношения между двумя странами ещё могут наладиться.
«К нам обратились американские партнёры, я сейчас говорю почти дословно просьбу: чтобы Янукович не применил армию, чтобы оппозиция освободила площади, административные здания и перешла к выполнению достигнутых соглашений о нормализации ситуации», — сказал Путин в фильме «Миропорядок 2018», основанном на нескольких интервью журналисту Владимиру Соловьеву.
По словам главы государства, Россия согласилась, а через день на Украине произошел государственный переворот.
Президент подчеркнул, что, фактически Америка своими руками совершила этот переворот, поэтому вынуждена поддерживать сегодняшнюю киевскую власть — «они загнали себя в угол».
Как отметил российский лидер, этот случай стал первым серьёзным обманом со стороны американских партнеров.
При этом Путин отметил, что не разочаровался в президенте США Дональде Трампе, с которым можно договариваться и искать компромиссы.
«У меня разочарование совсем не в партнёре, а всё больше разочарования в самой системе. Здесь не может не быть разочарования, потому что она демонстрирует явную неэффективность и сама себя поедает», — подчеркнул глава государства.
При этом американская система непредсказуема, что усложняет взаимодействие с ней, добавил президент России. Что касается отношений с Россией, то надежда на их улучшение ещё есть, уверен Владимир Путин.
— Я думаю слова Путина о том, что всё не так плохо, и Трамп не безнадёжен и даже отношения с США могут улучшиться — не больше, чем дань традиции, — считает политический аналитик международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок. — Мы помним, что встречи российских лидеров с американскими коллегами всё постсоветское время сопровождались надеждами на «очередную перезагрузку», улучшение и смягчение. В данном случае Путин сказал то, что он с высокой степенью вероятности сказал бы даже по поводу Хиллари Клинтон, будь она выбрана президентом США. То есть не в интересах России делать конфронтационных заявлений лично против президента США, и было бы странно, если бы Путин этого не понимал.
Кроме того, очевидно, что обещания, которые делал Трамп в сторону России во время своей предвыборной кампании, обещая наладить отношения, он делал вполне искренно.
Действительно, у него есть на личном уровне пересечения с Путиным. Они оба придерживаются образа сильного лидера, оба склоняются к консерватизму. Идеологически они вполне себе близки.
«СП»: — Почему же отношения России и США при Трампе, скорее ухудшились?
— Институт президентства в США и России это довольно разные вещи. Ожидать, что из-за личных симпатий Путина и Трампа наладятся отношения двух стран, было бы наивно.
Помимо прочего, сейчас в США раскручивается тема вмешательства России в эту самую кампанию.
Демократы и консерваторы там пришли к абсолютному антироссийскому консенсусу. Они готовы спорить по всем вопросам мироздания, но именно на вопросе России они сходятся. Для них наша страна — враг, который вмешивался в выборы, который препятствует сохранению мировой гегемонии США, и вообще виноват во всём сразу. Поэтому Конгресс зорко следит за тем, чтобы не дать президенту США отменить хоть какие-то антироссийские санкции или препятствовать принятию новых.
Поэтому я не верю в улучшение отношений США и России. Возможно, Трампу удастся сделать символические шаги, вроде возврата российской дипсобственности в Америке. И то вряд ли, поскольку тут же это будет использовано американскими СМИ, как «доказательство» того, что Трамп «работает на Кремль».
«СП»: — И что Трампу это так страшно?
— Нельзя забывать, что в этом году в США выборы в Конгресс, и Трамп как представитель республиканцев не может подставлять свою партию. А через год будет уже недалеко и до новых президентских выборов в США. А Трамп, по-видимому, будет стремиться переизбраться. То есть, симпатии к России проявлять ему никак нельзя.
«СП»: — Вы сами упомянули, что Трамп хочет показать себя как сильный лидер и при этом он постоянно потакает Конгрессу и вообще истеблишменту…
— Повторюсь, в России, можно сказать суперпрезидентская республика, а в США у лидера государства гораздо меньше возможностей влиять на политическую жизнь. Там существует система сдержек и противовесов. И поэтому было бы странно ожидать, что американский президент «любил бы Россию» существенно больше, чем политический мейнстрим, на который он и ориентируется, и от которого зависит.
Ясно, что и в США думающие люди, разбирающиеся в политике, понимают, что никакого вмешательства России в выборы не было. Но политики вынуждены ориентироваться на массового избирателя. А массовый избиратель ориентируется на телевизор, который в США говорит, что Россия вмешивалась.
«СП»: — Путин в очередной раз обнародовал историю о том, как США нас обманули накануне переворота в феврале 2014 года в Киеве. Почему наше руководство такое доверчивое, не раз его уже обманывали западные «коллеги», а оно всё верит им. Так будет продолжаться?
— Что касается конкретно ситуации февраля 2014 года, предыдущий опыт цветных революций на постсоветском пространстве, показывал, что последствия этих революций не так уж страшны для России. В российском руководстве предполагали, что в самом худшем случае Янукович согласится на досрочные выборы, а там уж ситуация как-нибудь разрулится. Я думаю, что ни российское, ни даже американское и европейское руководство не допускали, что начнётся гражданская война, которая не заканчивается уже несколько лет. Поэтому американцам тогда верили ровно столько, сколько не верили, что события примут такой кровавый оборот.
А в целом, да примерно с 2007 года в речах Владимира Путина часто встречаются отсылки на то, что нас обманули с расширением НАТО, недооценили в ЕС