Зачем Киев хочет оторвать украинский язык от русских корней
Кажется, Украину скоро ждет «процесс века», где на одной скамье подсудимых могут оказаться недавняя национальная героиня Надежда Савченко, руководитель «Центра освобождения пленных» Владимир Рубан и глава общественного движения «Украинский выбор» Виктор Медведчук, известный как «друг Путина». Это стало понятно из заявления генпрокурора Украины Юрия Луценко в эфире телепрограммы «Свобода слова».
По словам Луценко, у его ведомства есть вопросы к деятельности «Украинского выбора», как центра антиукраинской пропаганды. Если верить генпрокурору, за две недели до задержаний Рубана, а затем Савченко были ликвидированы несколько антиукраинских «притонов», которые за деньги и по плану Москвы организовали подрывную деятельность в экс-Днепропетровске, Харькове, Львове, Киевской и Николаевской областях. Причем, разработка велась около года, а планы были изъяты СБУ.
О том, что над Медведчуком сгущаются тучи, стало известно еще 22 марта, когда, когда Верховная Рада проголосовала за отмену депутатской неприкосновенности депутата Савченко. Тогда Луценко, выступая перед парламентариями, упомянул «Украинский выбор», намекнул, что ее лидер — кукловод и пообещал возбудить уголовное дело против «главного врага Украины, который организовывает этот внутренний подрывной антиукраинский фронт».
Фигура Медведчука выглядит как необходимое дополнение, важный элемент к картине подготовки государственного переворота Савченко и Рубаном, сообщающая всему плану политическое измерение. Без него дело было бы не полным. Пикантность ситуации состоит в том, что Медведчук был основным переговорщиком по поводу помилования и выдачи на Украину осужденной в России к 22 годам лишения свободы наводчицы. Сама Савченко знакомство с Медведчуком отрицает.
Напомним, Савченко и Рубан, по версии следствия, намеревались совершить в здании Верховной Рады теракт, обрушив купол минометными выстрелами и добив выживших из стрелкового оружия. Причем следствие утверждает, что располагает видеозаписями разговора Рубана и Савченко с украинскими офицерами, которые донесли на мятежников. Ранее СБУ продемонстрировало оперативную видеосъемку задержания груза оружия, которую Рубан вез с Донбасса.
Зачем Киев хочет оторвать украинский язык от русских корней
Медведчук, судя по всему, воспринял намерения Луценко всерьез и поспешил упредить неблагоприятное для себя развитие ситуации. В заявлении «Украинского выбора» слова генпрокурора названы «абсурдными». «Дешевая манипуляция», уверены в организации, призвана «запугать общество, искусственно создавая образ врага, увеличивая таким образом поддержку власти». При этом подчеркивается, что позицию «Украинского выбора» разделяют миллионы украинцев.
Отметим, что попытка Медведчука оправдаться вряд ли будет эффективной, так как за ним уже давно закрепилась репутация пророссийского политика, ориентированного на евразийский, а не европейский путь развития Украины, выступающего против вступления своей страны в НАТО и ЕС. Как идеологическая антитеза нынешнему киевскому режиму, Медведчук — идеальная кандидатура на роль «паровоза» в предстоящем судебном процессе.
К тому же личная дружба с Путиным, не скрываемая Медведчуком еще со времен, когда он возглавлял администрацию президента Кучмы, лишь усиливает искушение властей добиться его осуждения. За такого, в отличии, например, от Михаила Саакашвили, не станет вступаться Запад. Слова же российского президента о том, что Медведчук является украинским националистом, сыном активного деятеля ОУН* и сторонником идей профессора Грушевского, выглядят, скорее, как малоудачная попытка защитить от давления своего «партнера».
Недаром, украинские националисты-радикалы, которым нет нужды играть в политические игры, видят в Медведчуке откровенного врага. Так, во время первой атаки на него в 2016 году сторонники «Правого сектора"* сожгли киевский офис «Украинского выбора».
Политолог Александр Асафов считает превращение противников Порошенко в фигурантов единого уголовного дела о попытке государственного переворота политическим инструментом широкого профиля.
— Несмотря на то, что доказательства, явленные Луценко и генпрокуратурой по делу Рубана-Савченко выглядят странно, это дело будет жить. Натянутый характер доказательств не помешает использовать его в политических целях. Основная задача Петра Порошенко — создание повода для борьбы с оппозицией и повода для того, чтобы отложить выборы.
«СП»: — Каким образом возможно перенести выборы?
— Для того чтобы получить узурпированную полноту власти и был принят так называемый закон о реинтеграции Донбасса. По этому закону президент уже без одобрения Верховной Рады может вводить военное положение в любых областях Украины. Это военное положение по закону подразумевает ограничение некоторых гражданских прав. В первую очередь, права выбирать. То есть, если Порошенко перед выборами почувствует угрозу, а он уже ее чувствует, то благодаря этому закону и, используя дело Рубана-Савченко по обвинению в терроризме как повод, он может вводить военное положение и переносить выборы.
«СП»: — Чем еще это дело выгодно Порошенко?
— Оно дает отличный повод для борьбы с оппозицией, подключение к нему Медведчука было лишь вопросом времени. Его давно пытаются обвинить, против него не в первый раз возбуждается уголовное дело, поскольку он, конечно, неудобная фигура и потенциальный конкурент. Не такой, как Юлия Тимошенко, но достаточно серьезный. Поэтому последовательная борьба с Медведчуком, в том числе с помощью такого инструмента, как дело Рубана-Савченко, очевидна. Дойдет ли до ареста Медведчука, сейчас предположить сложно, поскольку понять логику украинских властей с рациональной точки зрения невозможно. Но я такой сценарий не исключаю.
Кроме того, дело Рубана-Савченко дает casus belli (повод к войне) для того, чтобы начать новый виток эскалации в Донбассе. Если переговорный процесс в формате Сурков-Волкер или в других форматах, где Украина не участвует, пойдет не так, как это хочется Киеву, то это дело можно использовать для начала военных действий. Ведь в этом деле описано участие лидера ДНР Александра Захарченко. Такой сценарий для Порошенко трудный, но он прекрасно понимает, что со своей текущей популярностью его электоральные позиции могут спасти либо война, либо прямая борьба с политическими конкурентами силовыми методами.
Поскольку дело Рубана-Савченко содержит большое количество участников, к нему будут подключать все большее число оппонентов Порошенко, в том числе, возможно, и главного его конкурента — Юлию Тимошенко. Ведь у нее гораздо выше электоральные позиции и к тому же она уже съездила за одобрением в Вашингтон, где встречалась, в том числе со спецпредставителем по Украине Куртом Волкером. Порошенко понимает, что его американские партнеры могут в любой момент принять решение о замене его на Тимошенко или даже на Саакашвили. Поэтому дело Рубана-Савченко будет делом широких политических репрессий.
«СП»: — В чем сила Медведчука? Он выглядит настолько пророссийски, что странно, как он вообще уцелел в нынешней украинской реальности?
— Украинский политический класс, «политикум», пронизан горизонтальными связями. Медведчук — это не отдельно стоящая в стороне фигура, не боец-одиночка, имеющий пророссийские очертания. На самом деле он общается и с руководителями «Оппозиционного блока», и с Ринатом Ахметовым, и с другими олигархами. Во многом Медведчук — это представитель украинского олигархата для каких-либо переговоров с Россией. Поскольку украинский политический класс загнал себя в такую ловушку, что Россия ни с кем больше разговаривать не собирается, учитывая риторику Киева. А с Медведчуком будет. Это человек, который может говорить с Россией на разные темы — от обмена пленными до будущего Донбасса. Если Медведчука не будет, разговаривать будет просто некому.
«СП»: — Складывается впечатление, что его настойчиво хотят посадить…
— Да, желание такое есть. Но есть и понимание, что без этой фигуры Украину ждет настоящая война, а не бумажная, которая закреплена в украинском законодательстве. Насколько хватит негласной политической поддержки Медведчука со стороны других акторов от уничтожения командой Порошенко — это вопрос. Судя по всему, та самая партия «ястребов», куда входят и Турчинов и Климкин — те, кто видит в войне единственное решение, принято решение об уничтожении Медведчука. Дело Рубана-Савченко здесь является инструментом.
В США придумали, как решить проблему Йеллоустоуна
— Я рассматриваю дела Савченко и Рубана в контексте предстоящей избирательной кампании, — говорит директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов. — По факту она уже началась на Украине и должна завершиться весной следующего года президентскими выборами, а потом и парламентскими. В этом контексте все более-менее понятно. Исходя их того, что украинская власть не может предложить своим избирателям, населению, какую-либо позитивную повестку, видимо, было принято решение отыгрывать избирательную кампанию на негативной повестке.
Это значит, что в рамках кампании необходимо создавать, причем искусственно, те или иные негативные истории. Так это и делается сейчас с делом Рубана-Савченко — в связи с возможной подготовкой ими госпереворота. Да, все прекрасно понимают, что обвинения выглядят немного абсурдно, но это не мешает Киеву предъявлять обвинения, а европейским партнерам не мешает молчать.
Поэтому совершенно неудивительно, что в эту историю могут попасть многие знаковые для Украины люди, включая Медведчука с его общественной организацией или, например, руководителей добровольческих батальонов, чтобы нейтрализовать их на время выборов. Власть просто пытается подчистить политическое поле от своих оппонентов. Причем, действует традиционно достаточно грубо, используя силовые ведомства и свое право и возможность наносить такие удары.
*17 ноября 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры», организации «Братство». Их деятельность на территории России запрещена.
Новости Украины: Савченко из СИЗО пообещала стать кандидатом в президенты