На Украине состоялся первый тур президентских выборов. Полностью данные голосования еще не обработаны, но уже очевидно, что никто из фаворитов гонки не собрал заветные 50%. Стало быть — страну ждет теперь второй тур. В нем сойдутся Виктор Янукович и Юлия Тимошенко, за которых на пару было отдано более 60% голосов явившихся на участки украинцев. Янукович при этом получил примерно на 12−13% симпатий больше.
В аутсайдерах оказались в такой последовательности: Сергей Тигипко, Арсений Яценюк, Виктор Ющенко (теперь уже экс-президент набрал менее 5% голосов), Петр Симоненко… И пока ЦИК страны подбивает окончательный баланс, самым интересным становится вопрос: как разложатся голоса, отданные в воскресенье за лузеров, между Виктором Федоровичем и Юлией Владимировной 7 февраля — в день повторного голосования.
Анализирует ситуацию директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.
«СП»: — Евгений Николаевич, насколько фатален для Тимошенко разрыв в 12% с Януковичем?
— Разрыв достаточно большой. Как вы знаете, было шесть экзит-полов, из них пять показывали разрыв между лидерами около 10%, и только один — 4%. Тимошенко, естественно, заявила, что все куплены, кроме этого последнего. Но сейчас результаты подсчетов как раз и показывают — разрыв, действительно, в районе 10%, и он сохраняется. Это очень большой разрыв, и его сложно преодолеть. Но дальше ситуация будет зависеть от нескольких факторов. Первый — настрой самих избирателей, которые голосовали за других кандидатов. Второй — поведение кандидатов, которые не попали во второй тур. Наконец, третье — работа фаворитов с избирателями.
«СП»: — Как будут голосовать избиратели, поставившие в первом туре на проигравших?
— В день голосования я много общался с украинскими коллегами-социологами. Получается примерно так: избиратели Тигипко проголосуют, скорее, за Януковича — до 70%. У Яценюка — 50 на 50. У Ющенко — в большей степени, в сторону Тимошенко. Хотя среди сторонников Ющенко есть порядка 10%, которые так ненавидят Тимошенко, что готовы проголосовать даже за Януковича. В итоге, большая часть голосов нынешних избирателей Ющенко, Гриценко, Тягнибока уйдут Тимошенко, у Яценюка — пополам, а большая часть электората Тигипко поддержит Януковича. Исходя из этого, разрыв между Януковичем и Тимошенко, по всей видимости, сократиться до 6−8%, но все равно, останется в пользу Януковича. С этой точки зрения, шансы Януковича неплохие.
«СП»: — А сами уже проигравшие кандидаты как будут себя вести?
— Насколько я понял из выступлений Яценюка и Тигипко, они настроены играть вдолгую, понимают, что поддержка какого-то одного кандидата может им потом выйти боком. Все равно, будет разочарование, кто бы не победил, а Яценюк и Тигипко уже нацелены на президентские выборы 2015 года. Поэтому я не исключаю, что они постараются никого открыто не поддерживать. Хотя Янукович, на мой взгляд, мог бы сделать ход конем — предложить Тигипко пост премьера, а Яценюку — руководителя Нацбанка Украины.
Но есть еще одна составляющая — это коммуникации с избирателями проигравших кандидатов. Тут, я считаю, Тимошенко действует более эффективно. Сразу после подведения предварительных итогов в день голосования она сразу выступила и сказала: избиратели Тигипко и Яценюка хотели перемен — я дам им перемены; избиратели Ющенко хотели свободы и независимости — я дам им свободную и независимую страну. Она выдала четкие посылы. Сразу после Тимошенко, в прямом эфире телеканала Inter выступил представитель Партии Регионов. И вдруг он начал рассказывать, что Янукович, оказывается, гораздо лучше, чем Тигипко. Уже нет Тигипко как конкурента, про него, вроде, говорить только хорошее надо! Выступил и Янукович — сказал, что большая часть избирателей за перемены, против оранжевых. Это хорошая повестка дня. Но потом Янукович начинает говорить, что будет выполнять программы всех кандидатов, не вышедших во второй тур. И тут я его перестаю понимать. Он будет выполнять программу Ющенко, или Тягнибока? Что-то в штабе Януковича не додумали…
«СП»: — То есть Тимошенко позиционирует себя гораздо яснее?
— Да, с точки зрения коммуникаций с этими группами избирателей, Тимошенко действует более четко и ясно. Думаю, по технологиям у нее есть возможность сокращать разрыв.
«СП»: — По поводу участия в избирательном процессе России. Мы на этих выборах подчеркнуто держались в стороне. Изменится ли ситуация во втором туре, или мы умыли руки?
— Нет, мы не умыли руки. Россия объявила тендер на поддержку. Сказала: ребята, делайте свои предложения. Обратите внимание: именно в силу того, что Россия не делала ставку ни на кого, в ходе избирательной кампании все кандидаты, кроме Ющенко, считали своим долгом выйти с реверансами в сторону России, озвучить тезисы по транспортному консорциуму, по Черноморскому флоту, по русскому языку. Я считаю, эта тактика себя оправдала. Думаю, российское руководство прекрасно понимает все сильные, а главное, слабые стороны и Тимошенко, и Януковича.
«СП»: — И в чем они заключаются?
— Тимошенко авантюристка, с ней можно точечно договариваться — даже более выгодно, чем с Януковичем, по конкретным бизнес-проектам. Но с точки зрения системной работы Янукович несколько более комфортен. Но при этом надо учитывать, что у Януковича все равно есть тренд в сторону Запада, и он уже никуда не денется. Поэтому надеяться, что, к примеру, при нем русский язык станет вторым государственным, было бы достаточно наивно. Никто из них не будет пророссийским президентом Украины.