Насколько безопасно грандиозное сооружение, которым мы так гордимся
На следующей неделе пройдет первое заседание обновленного правительства. Известно уже, что реформой самой проблемной сферы в стране — образования — займутся старые кадры, Ольга Васильева и Михаил Котюков, разделившие между собой некогда единое Минобрнауки.
Все решают в департаментах
Президент Владимир Путин вчера своим указом утвердил персональный состав нового кабинета министров, в котором будет 10 вице-премьеров и 22 отраслевых министра. Многие назначенцы сохранили свои посты, в частности, Ольга Васильева, которая возглавляла Минобрнауки с августа 2016 года (ранее заместитель руководителя Управления президента по общественным проектам).
Хотя на этапе согласования кандидатур министров обсуждалось, что этот пост может занять Елена Шмелева, руководитель образовательного фонда «Талант и успех», доверенное лицо Владимира Путина на президентских выборах. Она считается более прогрессивным человеком, нежели Васильева, которая отличается консервативными взглядами на природу образования. Но ради сохранения в составе кабинета министров ей пришлось поделиться значительной частью своих полномочий.
Насколько безопасно грандиозное сооружение, которым мы так гордимся
Из подчинения министерству были выведены два федеральных ведомства — Рособрнадзор и Росмолодежь — и теперь они подчинены напрямую правительству РФ. Но главное, что Минобрнауки теперь преобразовано в Министерство просвещения: полномочия в сфере науки и высшего образования переданы новому министерству, которое возглавил Михаил Котюков.
Собственно, теперь осталось дождаться назначения заместителей министров и руководителей департаментов — это те «рабочие лошадки», которые непосредственно и определяют государственную политику. Министерство просвещения лишается сразу трех департаментов: государственной политики в сфере высшего образования (им с 2012 года руководил бывший министр образования Свердловской области Александр Соболев), науки и технологий (с марта остается без руководителя, когда покинул пост занимавший его около года Сергей Матвеев из Калининградской области), аттестации научных и научно-педагогических кадров (с прошлого года руководитель — бывший замглавы Рособрнадзора Сергей Пахомов).
Михаил Котюков, возглавивший Министерство науки и высшего образования в правительстве человек не новый — пусть и, в отличие от Васильевой, менее известный широкой публике. С 2010 года он работал на различных должностях в Минфине России, а в октябре 2013 года возглавил Федеральное агентство научных организаций (ФАНО): именно на его плечи легла задача по реформированию РАН.
Суть ее в том, чтобы освободить РАН и ее научные институты от решения имущественных вопросов, чтобы они сконцентрировались исключительно на исследованиях. Тем не менее, фигура Котюкова, который был далек от науки (он по образованию финансист), вызывала постоянную критику со стороны академиков.
В чем только его не обвиняли! В бюрократизации и провале реформы науки, бездумном укрупнении (кластеризации) научных институтов РАН. Впрочем, похоже, что критиковали бы абсолютно любого чиновника, покусившегося на «вольницу» РАН — будь то Котюков, Иванов или Сидоров.
Недавно более сотни академиков и профессоров РАН написали открытое письмо Владимиру Путину с жесткой критикой деятельность Котюкова и возглавляемого им ФАНО. Ученые пишут, что «последние три года реформы фундаментальной науки в России не принесли никаких положительных результатов». Между тем, нынешний глава РАН Александр Сергеев уже позитивно высказался о его назначении: по его мнению, контакты с ФАНО у академии уже были выстроены — так что не придется выстраивать их с Миннауки.
Зато обращает на себя внимание такой факт. Михаил Котюков считается креатурой Александра Хлопонина, который до недавних пор был вице-премьером правительства: вместе с ним он работал в правительстве Красноярского края. Хлопонин покинул свой пост в Белом доме, а вслед за ним и его ближайший соратник — министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов. А вот еще один представитель «красноярской» команды Котюков, вопреки всему, остался…
«РАН лоббирует только свои интересы»
Очевидно, что новое министерство станет одним из ключевых в обновленной структуре правительства. Ведь именно ему придется решать ряд поставленных до 2024 года задач. К этому времени, согласно «майскому указу» президента, должна быть создана передовая инфраструктура научных исследований и разработок. В том числе сеть установок класса megascience (коллайдеры заряженных частиц, вычислительные комплексы, астрофизические и плазменные установки), сеть международных математических центров и центров геномных исследований.
На основе интеграции университетов, научных организаций и реального бизнеса должны появиться не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня — это тоже задача Котюкова, как вы понимаете. Также он должен до 2024 года завершить как минимум наполовину обновление приборной базы ведущих научных организаций.
Каким образом новое министерство будет решать все эти задачи, «Свободная пресса» расспросила экспертов.
— Тема [с разделением министерства] зрела давно, поскольку происходит снижение роли Российской академии наук в процессе лоббирования в органах власти научных приоритетов, и заняты они скорее собственной реорганизацией. Большая наука в лице серьезных исследовательских институтов, имеющих серьезные инвестиционные проекты вынуждены каждый раз проходить сложную цепочку согласований, а в дальнейшем конкурировать с вузами и другими образовательными площадками в реализации уже защищенных проектов. Поэтому для разделения ведомства есть объективные причины, — говорит в интервью «Свободной прессе» председатель комитета цифровых коммуникаций Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Сергей Водопетов.
Американцы не верят в успех российской самолетостроительной программы
— Традиционно слабым местом российской науки был этап внедрения в массовое производство созданных разработок — они либо не получали распространения, либо долго не модернизировались, однажды попав на конвейер, либо не могли преодолеть «барьер» между военными и гражданскими технологиями, — размышляет финансовый обозреватель, ведущий аналитик брокерской компании Amarkets Артем Деев. — В этом одна из причин отставания и в итоге исчезновения огромного числа предприятий, в принципе создававших потенциально интересную продукцию, способную конкурировать с зарубежными аналогами.
Связка между научными разработками и их внедрением — вот, какова могла бы быть наиболее продуктивная роль Министерства науки и высшего образования. Министерство должно выполнять координирующую функцию между научными учреждениями, РАН, объединениями предпринимателей (РСПП, «Опора России»
Основные вопросы — поддержка на законодательном уровне необходимых инициатив по стимулированию расходов на внедрение локальных научно-технических решений; координация программ по софинансированию, целевому и льготному кредитованию НИОКР, внедрения и экспортной деятельности
Новости политики: Опубликован новый состав правительства