Какую автономию могут предложить Народным республикам
Комитет Сейма Литвы по национальной безопасности и обороне завершил парламентское расследование незаконного влияния бизнеса на политические процессы. Выводы вынесут на утверждение Сейма. Сомнения в их одобрении нет, так как они отвечают местному тренду на обличение России, хотя и расходятся с призывом главы Еврокомиссии Жана-Клода Юнкера о необходимости странам ЕС налаживать контакты с Россией.
Опаснее России нет никого…
Агентство BNS представило основные выводы. Так, парламентарии решили, будто корпорация «Росатом» пыталась оказать незаконное влияние на органы власти. Её целью, говорится в отчёте, являлось доминирование в энергетическом секторе региона. Это, констатируют депутаты, не согласуется со стремлением Литвы обеспечить энергетическую независимость от России.
Между тем, рассуждения о незаконности и непрозрачности намерений «Росатома» сомнительны. Его представители не проводили конспиративных встреч с руководителями страны, а приходили к ним прямо в кабинеты, куда можно попасть, естественно, лишь после согласования и проверки охраной на входе в здания парламента и правительства.
Другое дело, что те руководители, которые принимали представителей «Росатома», проявили политическую наивность. А встречи, о которых, между прочим, кричала пресса (вот такая «непрозрачность»), проходили не где-нибудь, а в кабинетах спикера Сейма Видаса Гедвиласа и ни много ни мало — премьер-министра Литвы Альгирдаса Буткявичюса. Оба недооценили рвения оппонентов, направленного на разоблачение «козней Кремля» и на поиск его пособников. В результате Гедвилас удержался в кресле спикера лишь один год, давление критиков оказалось столь сильным, что он сам подал в отставку с этого поста, формально одного из главных в парламентско-президентской республике, но остался в Сейме. Буткявичюсу удалось снизить накал разоблачений в свой адрес как «агента Кремля», так как открестился от осознанной организации встречи: типа, все произошло случайно. Да, конечно, и в бюро пропусков случайно оказался пропуск.
Какую автономию могут предложить Народным республикам
Но больше всего досталось вице-спикеру Сейма Миндаугасу Бастису, который активнее других пытался привести в Литву инвестиции «Росатома», преступно общался и встречался. Сначала в парламенте изучали только его деятельность, затем расследование резко расширилось в отношении литовского бизнеса в целом. Сделано это было по инициативе председателя парламентского Комитета по национальной безопасности и обороне Витаутаса Бакаса.
Такое рвение объяснимо. Ранее, будучи профсоюзным лидером, Бакас пытался наладить отношения с российскими коллегами, из-за чего после избрания в Сейм чуть не стал жертвой разоблачения в качестве «агента Кремля» и в ответ сам проявил активность в их ловле. Миндаугасу Бастису под давлением «разоблачений» пришлось сначала покинуть пост вице-спикера, а потом и вовсе Сейм.
Любопытно, что Конституционный суд, куда обращались парламентарии за разъяснением позиции КС относительно «преступлений» Бастиса, не усмотрел их в контактах с представителями «Росатома», но обнаружил страшное — нарушение закона и парламентских правил в том, что депутат не декларировал свои контакты с бывшим офицером КГБ Петром Воейко, давным-давно ставшим литовским предпринимателем. Нарушение есть нарушение. Пришлось-таки сдать депутатский мандат.
Ну а парламентское расследование, затеянное Бакасом, обнаружило самое страшное: «Росатом», оказывается, стремился создать вместе с литовскими компаниями консорциум и хотел заручиться решениями и оценками проектов, благоприятными для его деятельности. Ну да, какой же бизнесмен хочет заручиться неблагоприятными оценками. И вот парламентский комитет сделал вывод, будто российская корпорация пыталась изменить геополитическое направление Литвы, а это, стало быть, представляет угрозу национальной безопасности. Это как же? «Росатом» пытался вывести Литву из НАТО и Евросоюза? Круто!
Какие же конкретно преступные намерения инкриминировались нашей госкорпорации? В 2012—2013 годах «Росатом», говорится в выводах, хотел реализовать план, согласно которому учредил бы с литовскими компаниями совместное предприятие для участия в важнейших региональных проектах: прокладке линии электропередачи с Калининградской областью, а в будущем и торговал бы электроэнергией со строящихся в Белоруссии станций. От Белорусской АЭС, которая вступит в строй в Островце в следующем году, у литовских политиков вообще белеют глаза. Они заявляют, будто станция, которую строит, кстати, «Росатом» — очень опасная и вредная, хотя этот проект заказали и другие страны. Ну вот свою-то станцию — Игналинскую АЭС, оставшуюся в наследство от преступного СССР, литовцы закрыли, а новый проект, который хотели реализовать в Литве японцы со своим фукусимским реактором и американцы, осуществить не удалось из-за предательства Польши, Латвии и Эстонии, не обнаружившими в нем экономической целесообразности.
Еще в выводах парламентского расследования «Росатому» инкриминируют намерение подтолкнуть Литву к участию в строительстве Балтийской АЭС в Калининградской области. Комитет по национальной безопасности и обороне предупредил также: «Росатом» через свою компанию Nukem активно готовится к участию в намечающихся конкурсах по работам, необходимым для полного закрытия Игналинской АЭС.
«Вредные интересы» бизнесменов
Еще депутаты Сейма Литвы сделали неожиданный вывод о том, будто совпадают интересы «Росатома» и крупного литовского концерна MG Baltic, занимающегося строительными работами и владеющего СМИ. Речь о процессах закрытия Игналинской АЭС. Мол, компания концерна MG Baltic — Mitnija обеспечила бы долгосрочные строительные работы, а «Росатом» мог бы контролировать процесс закрытия станции.
«Росатом» к концерну MG Baltic «пришили» неслучайно. В Литве развернулась серьезная внутренняя борьба, особенно обострившаяся в преддверии президентской кампании следующего года и в связи с поражением консерваторов, поддерживаемых президентом Далей Грибаускайте, на парламентских выборах 2016-го. Фирму, которая до поры до времени считалась своей, обвиняют в том, будто она пыталась неконституционно взять власть через влияние на политиков и взятки. Считается, будто MG Baltic создало Движение либералов, управляло им, давало взятки теперь уже бывшему лидеру Элигиюсу Масюлису и другим деятелям. Правда нынешний лидер партии Эугениюс Гентвилас, отрицающий такое влияние на либералов со стороны бизнеса, утверждал, что концерн больше денег давал «главной» патриотической партии страны — консерваторам, которые как раз и ищут повсюду «агентов Кремля». Но всхлип либерала остался незамеченным. В выводах парламентского расследования деятельность MG Baltic признана создающей угрозу государственному строю, интересам государства и национальной безопасности. Ну как тут без «Росатома»?
К чему приведёт острая нехватка специалистов на «назалежных» АЭС
И «локомотивный» заговор
И это еще не все. Опасность якобы исходящую от России, расследователи обнаружили даже в железнодорожной компании Lietuvos geležinkeliai. Решили, будто с интересами Литвы не согласуется система безопасности КЛУБ-У для локомотивов, внедренная компанией и произведенная предприятием «Ижевский радиозавод». Предприятие отнесли к российскому ВПК, а это опасный стало быть завод.
Опасность усмотрели и в системе наблюдения за воздушным пространством Литвы. Оказывается, с национальной безопасностью не согласуется оборудование российского производителя «Северный завод», установленное в аэропортах Вильнюса, Каунаса и Паланги, — радиолокаторы «Урал». Предполагается, что разместили его «агенты Кремля»: мол, на принятие решения об их установке могли повлиять связи бывшего руководства литовского предприятия Oro navigacija. Его нынешний директор Миндаугас Густайтис говорит, что один радиолокатор стоит 3−5 млн евро, а в мире лишь около 10 известных поставщиков такого оборудования, из них в Европе 3−4.
В общем придется потратиться. Но это того, видимо, стоит, лишь бы избавиться от вредного радиолокационного оборудования Кремля…
Новости Белоруссии: Лукашенко запретил ветеранам умирать раньше него