Лидеров двух сверхдержав уже заждались в Вене. Эксперты строят прогнозы
Евросоюз собрался на экстренный саммит, на котором обсуждали очередное обострение миграционного кризиса. В Брюсселе собрались главы 16 из 28 государств, входящих в Евросоюз, однако никакой общей позиции по поводу того, что делать с мигрантами из Северной Африки и Ближнего Востока, они так и не сумели выработать.
Между тем мигранты продолжают стремительно наводнять европейские города: только по морю за прошлый год в Европу прибыло более 170 тысяч переселенцев, а за первую половину нынешнего года — уже 110 тысяч. Сотни желающих попасть в «европейский рай» гибнут в катастрофах паромов, которые контрабандисты, наживающиеся на людском горе, переполненными отправляют по Средиземному морю из Ливии в Италию и Мальту.
По подсчетам европейских статистиков, большинство мигрантов прибывают из трех государств, где идет гражданская война, — Сирии, Афганистана и Южного Судана. Кстати, за пределами Сирии сегодня уже проживает почти шесть миллионов ее граждан, а за пределами Судана — почти три миллиона. В Европу выезжают в основном молодые семьи, которым устроиться на новом месте крайне сложно: по оценкам ученых, почти половина мигрантов не имеют даже 9-летнего базового образования!
Что делать с этими людьми, как перекрыть каналы по сути новой работорговли, европейские политики не представляют. Запретить приезжать в Евросоюз — мешают принципы гуманности. Разрешить — значит, обречь Европу на медленное разрушение…
Это далеко не первый раз, когда европейские политики не могут достигнуть консенсуса по жизненно важным вопросам. Скажем, ранее смуту в элиту Евросоюза внесла позиция США по выходу из Парижского соглашения по климату и введению заградительных пошлин на европейские товары (в том числе автомобили). Ранее европейские политики разошлись во мнении по поводу того, что делать с Россией — ужесточать или ослаблять санкции, которые, как выяснилось за четыре года, острее всего бьют именно по экономике самого Евросоюза (в первую очередь, сельскому хозяйству).
Лидеров двух сверхдержав уже заждались в Вене. Эксперты строят прогнозы
Так можно ли сегодня вообще говорить о существовании единой Европы, когда все государства вместе могли бы противостоять новым вызовам коллективной безопасности? Об этом корреспондент «Свободной прессы» побеседовал с руководителем ассоциации «Центр научных и социальных инноваций», кандидатом политических наук Иваном Бабиным.
«СП»: — Иван Алексеевич, вы много лет занимаетесь вопросами европейской и глобальной безопасности. На ваш взгляд, те институты, которые формировались после Второй мировой войны, сегодня отвечают вызовам времени?
— В 1975 году в разгар «холодной войны» разные страны нашли возможность встретиться в Хельсинки и обсудить вызовы глобальной безопасности, по итогам чего была создана Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Накануне начала XXI века, в 1999 году, главы государств — членов ОБСЕ — встретились в Стамбуле и подписали Хартию европейской безопасности с обязательством укрепить сотрудничество.
С тех пор, безусловно, мир изменился — остались и многие старые проблемы, и добавились новые, появились новые угрозы и вызовы, в первую очередь, международный терроризм и радикальный исламизм.
На различных площадках мы давно выступаем с предложением о созыве нового Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе — так называемого СБСЕ-2, на котором были бы обсуждены эти вызовы и было бы принято решение о некоем реформировании, реновации ОБСЕ, в том числе для более эффективного противодействия экстремизму и терроризму.
Необходимо разбудить и активизировать работу ОБСЕ, штаб-квартира которого находится в Вене, при поддержке наших австрийских коллег и независимой позиции канцлера Себастьяна Курца. На мой взгляд, это значительно повысит роль Австрии, как мостика и миротворческой площадки между Западом и Востоком по вопросам европейской безопасности.
«СП»: — А какие конкретно это могут быть вопросы?
— Необходимо внести коренные изменения в структуру ОБСЕ, принять новую платформу безопасности, создать Комитет «Россия — ЕС» по вопросам внешней политики и безопасности, как об этом было заявлено в 2010 году в Мезеберге, на встрече представителей России и Германии, уделить особое внимание противодействию терроризму и исламскому радикализму.
Необходимо уйти от сложившегося в последнее время крайне негативного политического мейнстрима Европы по отношению России. Надо понять, что не президент Владимир Путин — это угроза миру, а миру угрожает общая опасность, иначе может произойти, как указывал в свое время профессор Самюэль Хаттингтон, «столкновение цивилизаций».
Реновация ОБСЕ, создание в нем новых структур, соответствующим глобальным вызовам и организация Фонда по противодействию терроризму, в рамках ОБСЕ, позволила бы, на мой взгляд, наладить системную, последовательную работу в противостоянии этим угрозам.
«СП»: — Вы упомянули о миротворческой инициативе Австрии (которая, кстати, хотела бы провести именно на своей территории встречу Путина и Трампа по вопросам глобальной безопасности). А какие еще страны могли бы участвовать в этом процессе?
— Я думаю, в этом вопросе необходимо также привлечь, Италию, как страну, председательствующую в ОБСЕ, вместе с министром иностранных дел Анджелино Альфано.
В формировании архитектуры европейской международной безопасности все большую роль играет Китай. Он сегодня уже является крупнейшей экономикой мира, а его выход на ключевые позиции в глобальной политике — лишь вопрос времени. Сейчас мы видим, как юань набирает обороты в международных расчетах, растет и внешнеполитический вес Пекина.
«СП»: — Саммиты, форумы, совещания… Проводится их много в последние годы. Но на сей раз будет ли высок КПД нового подобного собрания на высоком уровне?
— Я считаю, что созыв совещания ОБСЕ по угрозам, рискам и вызовам терроризму и исламскому радикализму позволил бы выработать новые идеи к осуществлению европейской безопасности и создать новый климат доверия между государствами Европы и России. Мы смогли это сделать в 1975 году, в условиях противостояния двух систем, я надеюсь, сможем сделать и сейчас.
Необходимо еще раз вернуться к тем историческим документам и предложениям, которые были направлены на формирование архитектуры европейской и международной безопасности. И здесь безусловный интерес представляет забытый в настоящее время документ, предложенный на пороге нового века — Хартия европейской безопасности, который был подписан в Стамбуле в ноябре 1999 года. Уверен, что некоторые предложения этого документа можно использовать и сейчас.
Думаю, что серьезный анализ и доработка этого документа, позволит выработать политические рекомендации архитектуры безопасности XXI века и лечь в основу новой стратегии безопасности Европы, в первую очередь, по противодействию терроризму и исламскому радикализму.
«СП»: — А насколько, на ваш взгляд, Иван Алексеевич, вызовы, стоящие сегодня перед Европой, должны быть увязаны с вызовами глобальной безопасности? Ведь, например, сегодня все мы видим, как происходит постепенное размежевание Евросоюза и США даже по самым животрепещущим вопросам — в частности, иранскому.
— Мы же сегодня несколько «капсулируемся» с идеей европейской безопасности. Ведь не меньшую угрозу миропорядку создают не только события на Ближнем Востоке или миграционный кризис в Европе, но и, скажем, торговые войны между США и Китаем. Нам нужно задуматься о создании некой «оси безопасности» Пекин — Москва — Брюссель. Россия могла бы стать мостиком, соединяющим интересы Китая и Европы. При этом, кстати, значительно возрастает роль и созданных по инициативе России организаций — ЕврАзЭс, ШОС и ОДКБ.
Конечно, говоря об архитектуре европейской безопасности, мы должны выработать предложения по глобальной безопасности, и здесь стоит вопрос о созыве Генеральной Ассамблеи ООН по угрозам и вызовам XXI века. Принятие резолюции Генеральной Ассамблеи ООН будет еще одним шагом по противодействию экстремизму и терроризму.
Еще одно наше предложение касается реформирования Совета безопасности ООН. Он был создан в 1945 году, и с тех пор архитектура мировой политики всерьез изменилась. В частности, на мой взгляд, требуется изменение количественного состава стран — постоянных членов Совбеза: он может быть дополнен как ведущими государствами, определяющими мировую политику (такими как Индия или Германия), так и наднациональными структурами (Евросоюзом).
Недовольство антироссийскими санкциями в странах ЕС достигло критической массы
Заседания Совбеза должны проходить по принципу ротации — то есть, поочередно на территории различных государств, входящих в его состав. Это, с одной стороны, позволит привлечь к обсуждению проблем более широкий круг общественности, дипломатов, политиков, а с другой — Совбез обезопасит себя от конъюнктурных изменений.
Важное значение для формирования стратегии европейской безопасности приобретает Арктика. Это в настоящее время зона геополитических интересов России и ведущих европейских государств в борьбе за энергоресурсы. В настоящее время здесь формируются группировки войск и вырабатываются новые подходы к арктическому стратегическому направлению.
Все это мы должны учесть изложить в наших политических рекомендациях по формированию новой модели европейской безопасности, противодействию международному терроризму и исламскому радикализму. Необходимо четкое понимание целей и задач формирования европейской международной безопасности и инструментов и механизмов ее обеспечения.
Новости Эстонии: Бывший президент Эстонии пригрозил России потерей Санкт-Петербурга