В Киеве боятся, что президенты России и США поделят «незалежную» на переговорах
28 июня на Украине отметили День Конституции. 22 года назад в этот день Верховная Рада приняла текст Основного закона, который с тех пор претерпел множество изменений.
За годы независимости Украина пережила целых 5 периодов конституционного моделирования: советско-парламентский (1991−1996),
президентско-парламентский (1996−2004), парламентско-президентский (2004−2010), президентско-парламентский (2010−2014), парламентско-президентский / фактически суперпрезидентский (2014−2018). Однако постоянное переписывание Конституции не уберегло Украину от нескольких антиконституционных переворотов. С нынешней редакцией Конституции также имеются проблемы, поскольку на волне Евромайдана ее подписал Александр Турчинов в статусе так называемого «исполняющего обязанности президента Украины», не имевший на то соответствующих полномочий, а полномочия президента Виктора Януковича официально так и не были прекращены.
На сегодняшний день из 161 статьи Конституции Украины системно и последовательно нарушаются 128, то есть около 80%. 33 статьи Основного закона, которые условно выполняются, содержат в основном номинальные или отсылочные нормы. Из первых двух разделов Конституции выполняется только статья 20 «Государственные символы».
В Киеве боятся, что президенты России и США поделят «незалежную» на переговорах
Чиновники и политики за деньги украинского общества нарушили все ключевые положения Конституции — от бесплатной медицины, образования, защиты частной собственности и личной неприкосновенности, нарушения прав меньшинств и запрета на вмешательство в религиозные дела до неперсонального голосования в парламенте и принципа разделения ветвей власти.
Нынешнему набору полномочий Петра Порошенко могли бы позавидовать и Леонид Кучма, и Виктор Янукович, обладавшие куда меньшим влиянием на силовой блок и особенно судебную ветвь власти. Помимо прямого влияния президента на судебную систему, резкое повышение заработных плат судей Верховного суда и Конституционного суда, которые в 60−70 раз превышают средние по стране (в странах «Новой Европы» это соотношение составляет один к четырем-пяти), обеспечили полную лояльность украинской Фемиды к правящей верхушке. Надежды же на то, что Высший антикоррупционный суд заработает до президентских выборов 2019 года и станет инструментом обуздания коррупции в государственном аппарате крайне невысоки. Едва ли эффективная борьба с коррупцией в принципе возможна в архаизирующейся стране, где ВВП на душу населения составляет менее $3 тыс., а «кормовая база» для элитариев непрерывно сужается.
В последнее время среди политического класса активизировалась дискуссия о необходимости провести конституционные изменения и перераспределить полномочия президента в пользу парламента, пускай сугубо формально Спрос на эту идею генерируют представители ряда финансово-промышленных групп, коим не нравится тот факт, что президент Порошенко замкнул на себя все рычаги управления государством, компенсируя этим в том числе падение своих электоральных рейтингов. Но в системе общественных отношений, где даже Основной закон страны в лучшем случае «что дышло», в худшем — просто декларация, нет смысла просто его переписывать, ведь, как говорится, не растут груши на Марсе.
Очередным декларативным шагом станет инсталляция в текст Конституции правок имени Порошенко, согласно которым ключевой внешнеполитической целью страны станет приобретение членства в ЕС и НАТО. Понятно, что Порошенко нужны дополнительные пиар-поводы накануне официального старта предвыборной кампании. Хотя будущее этих организаций, особенно в условиях покрытия трещинами трансатлантического единства, представляется весьма туманным. В частности, внутри Евросоюза все больше задумываются о создании общеевропейских оборонных союзов вне НАТО. Более того, членство в военно-политических организациях, коей является Североатлантический Альянс, противоречит Декларации о государственном суверенитете Украины от 1990 года, на которой базируется Конституция и которая провозглашает принцип внеблоковости страны.
В интересах общества нужно заниматься не созданием симулякров, а прежде всего кардинально менять практику правоприменения Основного закона и наказания чиновников за игры с Конституцией, при этом создавая условия для будущего реформирования Конституции и наконец-то определиться с моделью государственного управления — парламентской или президентской. Только в таких условиях можно обеспечить хоть какую-то ответственность политиков и чиновников.
Без экономических связей с Россией Украина превращается в кладбище заводов и фабрик
Для народа День Конституции — не более, чем лишний выходной. Что ж, это лучше, чем ничего, поскольку есть время для дополнительной подработки и подсобных хозяйств, которые становятся все более весомым фактором выживания громадян. Значительная часть украинцев текст Конституции в полной мере ни разу и не читала. В сущности, потребности в этом нет, поскольку страна уже третье десятилетие живет по неписаным законам, а после Евромайдана и последовавших за ним событиям 2014 года и вовче скатилась к неофеодальным общественным отношениям. Именно с таким багажом, отчуждения правящих кругов от широких народных масс, живущих в параллельных плоскостях и пересекающихся максимум на выборах, Украина отпраздновала очередной День Конституции.
Новости Украины: Порошенко: Конституция Украины самая «демократическая в мире»
Кризис на Украине: Украинские танкисты заняли последнее место в танковом биатлоне в Германии