Повышение НДС обернется скачком инфляции на 1,5% и закредитованностью населения
Европейский суд по правам человека вновь создал Кремлю проблему. На этот раз Россию обязали погасить задолженность Советского Союза по премиальным облигациям государственного внутреннего выигрышного займа 1982 года.
Россия, говорится в опубликованном на сайте ЕСПЧ документе, после распада СССР приняла на себя обязательства рассчитаться по задолженности держателям облигаций, однако не сделала этого, а исполнение законодательных актов, регулирующих конвертацию ценных бумаг, приостановила до 2020 года.
Кроме того, суд принял во внимание, что облигации остаются в России свободном обращении, а власти признают их долговыми обязательствами страны. В результате ЕСПЧ усмотрел в отношении заявителей нарушение статьи протокола № 1 о защите собственности Европейской конвенции о правах человека.
Теперь России придется выплатить различные суммы трем из 15 заявителей, а также выплатить дополнительно 1,8 тысячи евро в качестве компенсации морального вреда. Остальные истцы могут рассчитывать на возмещение судебных издержек в сумме от 30 до 1,5 тысяч евро.
Таким образом, россияне получили возможность использовать юридический механизм ЕСПЧ для предъявления требований материального характера по долгам государства советского периода. В том числе, по вкладам, «сгоревшим» в результате шоковой терапии, проведенной правительством Егора Гайдара.
Повышение НДС обернется скачком инфляции на 1,5% и закредитованностью населения
Общая сумма вкладов в Сбербанк, в организации государственного страхования и в государственные ценные бумаги оценивалась в 681 млрд «советских» рублей. «Надо честно признаться, что мы не сможем выплатить советские долги в прямом эквиваленте, какими они были в Советском Союзе», говорил по этому поводу глава Счетной палаты Сергей Степашин.
Принятую впоследствии практику компенсации вкладов в Сбербанке приемлемой назвать невозможно. В этом может убедиться каждый, используя специальный калькулятор на сайте Сбербанка. Так, за вклад в 1 тысячу рублей (на 20 июня 1991 года), который не закрыт до сих пор, его владелец 1941 года рождения сможет получить ничтожные 3 тысячи российских рублей.
Достойная компенсация «сгоревших» вкладов неоднократно становилась темой политических кампаний. Так в сентябре 2006 года десятки радикалов захватили здание российского Минфина. Лозунгами акции стали «Народу вклады, верните, гады!», «Кудрина в отставку!», «Деньги — народу, правительство — на хлеб и воду!». После чего последовали обращения в российские суды.
Тогда добиться полноценного возврата вкладов не удалось. Возможно, сейчас, после вердикта ЕСПЧ, ситуация может измениться.
Адвокат, правозащитник Дмитрий Аграновский видит в решении ЕСПЧ перспективный прецедент.
— Надо признать, что при переходе от Советского Союза к нынешней Российской Федерации абсолютное большинство населения было совершенно незаконно и необоснованно ограблено. Заметьте, заводы, фабрики, имущество остались, а накопления, которые в нынешних деньгах можно оценить как тысячи и тысячи долларов испарились. Из-за этого люди не смогли участвовать в приватизации.
«СП»: — То есть?
— Приведу личный пример. У меня на даче, в деревне во Владимирской области, напротив жила хорошая деловая доярка, у которой было около 20 тысяч рублей на сберкнижке. И эти накопления Гайдар превратил в пыль. Две-три таких доярки могли спокойно приватизировать, например, кафе или еще что-то. То есть у людей были живые деньги, но их этих денег лишили, а раздали «поганые ваучеры». Уверен, что это было сделано умышлено, чтобы превратить нас в батраков.
Сам я, кстати, распорядился своим ваучером наилучшим, считаю, образом — сохранил его на память о самой великой афере в истории человечества. Он у меня есть и может быть однажды послужит доказательством на суде.
«СП»: — Как вам решение суда в Страсбурге о компенсациях за невыплату дохода по облигациям?
— Это решение Европейского суда я полностью поддерживаю. Должен сказать, что мы живем все-таки при капитализме, а при капитализме право собственности и имущественные обязательства являются священными и признаются на уровне Конституции. Так что все эти советские долги — по облигациям, по вкладам, никуда не исчезли и по-прежнему висят на государстве. Рано или поздно все это надо будет возмещать.
Поскольку в стране до сих пор продолжают отнимать у людей деньги, народ должен защищать свои права. Такие обращения в Европейский суд должны быть массовыми. Упомянутое вами решение «Волокитин против России» надо скорее перевести — оно пока опубликовано по-английски, и использовать как прецедент. Пусть будет много таких решений. Раз уж мы живем при капитализме, этот капитализм должен быть в обе стороны. С нас требуют, и мы должны требовать.
Все, что у нас было в советское время, все, что было накоплено тяжелым трудом, должно быть возвращено до копейки.
«СП»: — А если власти обратятся в Конституционный суд о признании решения ЕСПЧ не соответствующим российскому законодательству? И обнулят таким образом прецедент…
— В КС можно обратиться только в том случае, если решение ЕСПЧ предлагает изменить законодательство. А здесь такого нет. В решении сказано, что обязательства России возникают в рамках нынешнего законодательства. Такого рода решения КС затормозить не может.
«СП»: — Получается, это решение ЕСПЧ весьма полезно…
— Нам пытаются навязать, что Европейский суд работает только на Навального. Но на самом деле там масса полезнейших решений затрагивающих обычных граждан: пенсионеров, чернобыльцев, военных, которым не выплачивались «боевые».
«СП»: — Теоретически, средства выплаченные по решению ЕСПЧ об облигациях или вкладах могут быть формой компенсации за отбираемые сейчас у стариков пенсии…
— Именно! Нельзя забывать, что государство — это орудие классовых интересов. Это никакое не солидарное государство, никакое «народ и партия едины». Те, кто у власти стремятся у нас отнять, устанавливая нужные им законы. И у нас отнимут ровно столько, сколько мы отдадим. Нас никто не пожалеет, не станет учитывать наши интересы. Ведь никто даже не пытается решать проблемы бюджета за счет прогрессивной шкалы налогообложения, перераспределения природной ренты, алкогольной ренты, хотя все это можно сделать. Они решают свои проблемы за счет нас, а мы должны научиться юридически решать свои проблемы за счет них.
Депутат Госдумы 2-го созыва Дарья Митина считает, что россияне имеют полное право надавить на власть через ЕСПЧ, раз уж к ним не прислушиваются в собственной стране.
— Формально в России международное право имеет приоритет над национальным законодательством. Тут надо смотреть на мотивы Европы. Предположу, что ЕСПЧ не сострадает пострадавшим российским гражданам, а хочет уколоть Путина и его правительство. Если это политическое решение, то наши найдут способ его не выполнять.
Автовладельцы готовы контролировать недолив бензина на АЗС
«СП»: — В чем опасность для Кремля таких решений?
— Раньше обращения в ЕСПЧ и положительные решения по ним были в основном единоличными. Одному истцу Российская Федерация обычно все выплачивала. Но теперь это может быть распространено на всю страну. Речь идет о прецеденте. Этак можно оспорить любые нарушения, которые допускала российская власть в процессе своей трансформации. В том числе, по вкладам советских граждан, сгоревших во время демократических реформ.
Ведь государство так и не понесло никакой материальной ответственности за это. Кстати, этот вопрос оппозиция ставит уже много лет. И до Верховного суда это доходило, и фракция КПРФ это инициировала в Госдуме неоднократно. Не исключено, что однажды люди будут подавать такие иски в массовом порядке. Будет интересно понаблюдать, как власть будет выкручиваться из этой ситуации.
«СП»: — С моральной точки зрения приемлема ли апелляция к внешнему правосудию по этим вопросам?
— Да, приемлема. Не всегда бывает так, что человек находит правду в рамках своего государства. Если власть плюет на тех, кто ей апеллирует изнутри, то после решения Европейского суда она задумается. Нельзя грабить население на протяжении нескольких десятилетий.
Новости экономики: Сергей Иванов предложил россиянам заработать на сдаче макулатуры