Интервью шеф-редактора «СП» Захара Прилепина с кандидатом в мэры Москвы Вадимом Куминым
Из-за пенсионной реформы явка на выборах в единый день голосования 9 сентября, скорее всего, будет понижена. Об этом 30 августа заявил генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.
Одним из факторов невысокой явки на региональных выборах он назвал «электоральную усталость после больших выборов». «Люди сегодня вообще не хотят слышать ничего связанного с выборами, необходимостью определяться, голосовать. Это вообще не связано с высокой конкурентностью или с низкой конкурентностью, это связано с тем, что мы все этой весной пережили очень важную, насыщенную кампанию», — сказал Федоров на круглом столе, имея в виду прошедшие в марте 2018 года выборы президента.
«Второй тренд — негативное послевкусие от повышения пенсионного возраста. Вчерашнее телеобращение президента РФ Владимира Путина явно должно этот эффект снизить, но в целом факт остается фактом. Такая всеобъемлющая, всех затрагивающая реформа всего через несколько месяцев после триумфальных выборов существенно демотивировала значительную часть избирателей», — отметил глава ВЦИОМ.
Как следствие, социологи ожидают сниженную явку, поскольку в условиях низкоконкурентных выборов «избиратели склонны высказывать свое недовольство не голосованием за оппозиционные партии, а чаще всего неучастием в выборах».
Интервью шеф-редактора «СП» Захара Прилепина с кандидатом в мэры Москвы Вадимом Куминым
Напомним: 29 августа президент Путин выступил с телеобращением, в котором предложил «по справедливости» смягчить пенсионную реформу. Конкретно — снизить до 60 лет вместо 63-х планку пенсионного возраста для женщин, и предусмотреть объемный пакет льгот на переходный период.
Путинские поправки понизили градус недовольства в обществе, и наверняка несколько укрепили рейтинг самого главы государства. Но вряд ли это относится к «Единой России» и тем кандидатам от партии власти, которые будут участвовать в выборах 9 сентября.
Надо понимать: накануне парламентских слушаний, на заседании генсовета, единороссы подписалась под всем негативом пенсионной реформы. Генсовет, по сути, подписался под самым жестким ее вариантом, и взял на себя всю ответственность за это политическое решение правительства.
В результате, по мнению экспертов, партия власти стала токсичной — как в свое время «Наш дом — Россия» Виктора Черномырдина. Это значит, если кандидат будет признавать причастность к «Единой России», он автоматически будет ставить крест на себе в глазах избирателей. Избиратели будут шарахаться от таких кандидатов, как от зачумленных.
Симптоматично, что президент Путин давно никак не позиционирует себя по отношению к «Единой России». Той же линии, хотя и с меньшим успехом, держится премьер Дмитрий Медведев. Полностью открестился от ассоциирования с партией власти столичный мэр Сергей Собянин. По поводу повышения пенсионного возраста, что характерно, он упорно не говорил ни «да», ни «нет».
В таких условиях низкая явка, которую предрекает ВЦИОМ, играет на руку кандидатам-единороссам. За которых, надо думать, 9 сентября проголосует весь подвластный административному ресурсу электорат.
Но это не решит проблем партии власти. Аналитикам ее будущее видится в двух вариантах. Первый — «Единая Россия» и на парламентских выборах 2021 года наберет свои 30−35% за счет конформистского слоя людей, которые голосуют по принципу «как все — так и мы». Второй — результатом пенсионной реформы будет обнулением нынешнего политического класса при относительно высоком рейтинге Путина. Класса, который, согласно этой версии, не дает сейчас развернуться технократам первого замглавы администрации президента Сергея Кириенко.
— Телеобращение Путина мало повлияло на отношение граждан к пенсионной реформе, — уверен кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов. — Но что гораздо важнее, у людей стала меняться картина мира.
В картинке мира, которая сформировалась в 2000-м году, Путин стоял над кланами и был последним народным заступником. По сути, был хорошим царем. И то, что сейчас Путин выступил против народа вместе с ненавистным олигархатом и правительством, очень сильно эту картинку поколебало.
Люди действительно начинают задавать вопрос: почему мы должны жертвовать последними деньгами — копейками, которые мы получаем по старости, и на которые невозможно жить, — когда правящий класс и олигархи не готовы жертвовать ничем?
Даже ради спасения пенсионной системы власть не решится вводить налоги на роскошь
Многие такое положение восприняли как оскорбление. И это чувство, безусловно, осталось после выступления Владимира Путина, и будет так или иначе проявляться на всех последующих выборах.
«СП»: — ВЦИОМ предрекает, что из-за недовольства пенсионной реформой явка 9 сентября будет низкой. Это на руку «Единой России»?
— Да, конечно. Именно поэтому в Кремле никто сейчас о явке не беспокоится. Все понимают: чем ниже явка — тем лучше результат партии власти.
Хотя не во всех регионах дело идет гладко. На пенсионной реформе сильно выиграли коммунисты, и там, где они сумеют выставить сильных кандидатов, их будет ждать успех. А если обновится сама Компартия — со временем успех будет еще больший.
Инициатива сейчас переходит к левым силам — это совершенно очевидно. И они, я считаю, должны ловить момент — этот большой политический шанс, который они не должны упустить.
«СП»: — Как на этом фоне выглядят перспективы партии власти?
— «Единая Россия» — это мертвое тело. Оно уже умерло, но существует по инерции, как сваленное бревно. Это бревно будут пинать, пытаясь оживить, но самостоятельно оно все равно жить не сможет.
Думаю, желающих добивать «Единую Россию» будет достаточно.
«СП»: — Вы сами говорили, что у людей сегодня есть настрой на протест. Что власть мечется, сама не знает, что делать, и это повышает готовность граждан выходить на улицы — разогревает их. 9 сентября мы увидим массовые протесты?
— Люди очень разочарованы и пенсионной реформой, и путинскими поправками. Но больших протестов в единый день голосования, я считаю, не будет.
В этот день намерены выступить «навальнисты» — сторонники Алексея Навального. Но это будет, в основном, молодежь и студенты. Люди старшего поколения не пойдут на митинги Навального, а молодежи до пенсионной реформы большого дела нет.
Молодежи хочется, что называется, побузить. Показать свою силу, показать, что они что-то значат — это молодежное самоутверждение, а не тревога по поводу пенсионной реформы.
Поэтому какая-то часть молодежи, безусловно, выйдет 9 сентября на митинги. Но я не жду чего-то экстраординарного. Результаты телеобращения Путина, на мой взгляд, имеют долгоиграющие последствия — они не проявятся сходу.
«СП»: — Долгоиграющие последствия — они в чем?
— Как я сказал, у людей изменилась картинка мира. Я не хочу утверждать, что ситуация революционная. Тем не менее, она все больше и больше становится социально-опасной.
Общество поляризовалось из-за ощущения «вам все — нам ничего, у нас забирают последнее». И это ощущение очень сильно революционизирует людей, которым — по большому счету — становится нечего терять.
В итоге отношение граждан к власти, я считаю, кардинально изменится. Но это не проявится сразу, в протестных митингах — просто потому, что такие митинги не являются успешным инструментом. Люди понимают, что ничего не изменится, если они выйдут на улицы.
Но протест, уверен, проявится в чем-нибудь другом. Просто потому, что страна вступает в пору сложных испытаний. А власть на поддержку прежнего электората надеяться, как мне представляется, уже не может.
Глава государства также предупредил россиян, что лучших условий ждать не надо
— Выборы 9 сентября правильно разделять на московские и все остальные, — считает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Для Москвы проблема повышения пенсионного возраста менее актуальна. Многие москвичи, работающие на ответственных «чистых» должностях не против такого решения. В целом, в столице наблюдается западный тренд: пенсионеры стараются вести активный образ жизни, и не желают расставаться с любимой работой.
Поэтому не думаю, что пенсионная реформа может негативно повлиять на явку в Москве, и на протестное голосование жителей столицы.
В регионах ситуация другая. Люди там считают себя более пострадавшими от повышения пенсионного возраста. В регионах высокая безработица, и чем раньше человек выходит там на пенсию, тем быстрее у него появляется подспорье — стабильная и регулярная «денежка». Поэтому там пенсионная реформа находит гораздо меньше понимания.
С другой стороны, население в регионах более лоялистское, не склонное к политическому протесту — в отличие от либеральных столичных центров. Реформа вряд ли серьезно повлияет на эту лояльность, поэтому и в регионах победят провластные кандидаты, разве что немного больше наберут левые игроки, в частности, представители КПРФ.
В целом, 9 сентября не приходится ожидать каких-то политических перегрузок, и тем более катастроф.
Новости Москвы: Зачем власть убивает в москвичах патриотизм
Проблемы Москвы: Вадим Кумин призвал москвичей очистить город от «мафии»