Очередной, шестой по счету, рейтинг политической выживаемости губернаторов представил Международный институт политической экспертизы и фонд «Петербургская политика» www.regnum.ru. В группу губернаторов, обреченных на отставку (1 балл), эксперты включили челябинского губернатора Петра Сумина и башкирского президента Муртазу Рахимова.
В «двоечники» попали семь глав регионов: Борис Громов (Московская область), Сергей Антуфьев (Смоленская область), Юрий Лужков (Москва), Георгий Боос (Калининградская область), Александр Михайлов (Курская область), Юрий Неелов (Ямало-Ненецкий автономный округ), Алексей Чернышов (Оренбургская область).
О политических перспективах этих «кандидатов на вылет» рассуждает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.
«СП»: — Михаил Юрьевич, начнем с губернаторов, набравших по одному баллу (система оценки, напомним, пятибалльная). Чем они вам не угодили?
— У Петра Сумина вскоре заканчивается срок полномочий. Несмотря на то, что Сумин достиг определенных успехов внутри региона — в последнее время провел в свою пользу смену ряда глав муниципалитетов — шансы на сохранение губернаторского кресла, особенно после ухода Росселя, расцениваются как низкие. Во-первых, в регионе есть определенная тенденция к застою и консервации. Во-вторых, Урал — это территория, довольно серьезно пострадавшая во время кризиса — там расположены металлургические предприятия, машиностроительные. И здесь налицо необходимость оживления, повышения эффективности менеджмента. Все это, вкупе с привлекательностью региона, с начавшейся борьбой лоббистских групп за контроль над Челябинской областью, позволяют говорить об уходе Сумина с достаточной уверенностью.
«СП»: — А Рахимов?
— Что касается Муртазы Рахимова, он находится «на флажке» достаточно долго, и демонстрирует чудеса политической выживаемости, хотя и действует подчас вопреки принятым правилам игры — по крайней мере, публично. Но замена Митимера Шаймиева выглядит как предвестник замены Рахимова. Его срок полномочий кончается чуть позже, но, наверное, и в самом Татарстане будет с непониманием воспринят шаг, когда более успешный и популярный Шаймиев потерял свой пост в силу возраста и длительности правления регионом, а Рахимов, который всегда был конкурентом Шаймиева, свой пост сохраняет. Не случайно в Уфе, накануне недавнего визита премьера Путина, распространялась слухи, что будет обсуждаться вопросы смены власти. Трудно сказать, было ли это на деле, но и личность Рахимова, и привлекательность региона, за который группы влияния борются достаточно давно, и более активно, чем за Татарстан, позволяет считать, что Рахимов — в числе фаворитов на отставку.
«СП»: — Перейдем к «двоечникам». Вы говорите о высокой вероятности смены власти и в Московской области, и в самой Москве. Почему?
— Два балла Борис Громов получил, в том числе, за критическое положение, в котором оказалась Московская область — и в контексте кризиса, и в контексте тяжелой экономической ситуации в регионе. Фактически процесс перехвата властных полномочий в Московской области уже начался — там произошел целый ряд кадровых перестановок, и Громов теряет свое влияние в Подмосковье уже сейчас. Правда, срок его полномочий не заканчивается в 2010 году, и это дает возможность некоторого маневра. Вообще ситуация, близкая к параличу власти, существует в Подмосковье уже больше года и, возможно, смена власти в Московской области тормозится из-за нерешенности вопроса о смены власти в Москве.
Не секрет, что у Юрия Лужкова в последнее время был целый ряд проблем. Имиджевые проблемы были связаны с его делами, которые создавали «бизнес-семейное» представление о мэре Москвы. Довольно серьезный удар по имиджу Лужкова может нанести и ситуация с «Речником», хотя она не в полной мере инициирована именно московскими властями.
С точки же зрения элит, довольно двойственно были восприняты на федеральном уровне выборы в Мосгордуму, которые далеко не всеми были восприняты как достоверные. Наконец, борьба за контроль над Москвой идет достаточно давно, количество уголовных дел, воспринимаемых в контексте этой борьбы, растет. Давно идут и попытки перехвата части сфер, находящихся под контролем Лужкова. А линия на замену ветеранов губернаторского корпуса так же делает позиции Лужкова достаточно уязвимыми. Словом, и внешние, и внутренние факторы для смены мэра столицы существуют.
«СП»: — Что можно сказать по поводу судьбы калининградского губернатора Георгия Бооса?
— Боос оказался в достаточно затруднительном положении. Несмотря на разговоры, что волнения в Калининграде имели под собой какие-то внешние факторы, очевидно, что эти волнения стали в значительной мере следствием непопулярности, а ранее и жесткости Георгия Бооса у населения и у элит. И хотя Боосу хватило такта и политических рычагов не пытаться разгонять антиправительственный митинг, в Москве эти события восприняты как довольно серьезный вызов, который посеял сомнения в эффективности Бооса. Поскольку его полномочия заканчиваются в 2010 году, это делает его шансы на продление полномочий низкими.
«СП»: — Неелов, глава Ямало-Ненецкого автономного округа, чем провинился?
— Часть возможных замен губернаторов воспринимаются в контексте уже прошедших перестановок. Когда появились списки по Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам, создавалось впечатление, что у главы ХМАО Филипенко список более конкурентный, у Неелова — более комфортный. Но после того, как были заменены и Филипенко, и Шаймиев, стали говорить о лоббистской активности ряда кандидатов на пост главы ЯНАО. В этом контексте шансы Неелова снизились. К нему не так много вопросов, но здесь может срабатывать фактор четвертого срока, потому что Дмитрий Медведев говорил, что губернаторы не должны руководить больше трех сроков. Это, конечно, не императив: мы видим, что вскоре после этой фразы было продление полномочий курганского губернатора Олега Богомолова. Тем не менее, для Неелова эта ситуация достаточно некомфортная.
«СП»: — Что скажите по поводу последних «двоечников» — губернаторов Антуфьева и Михайлова?
— Сергей Антуфьев столкнулся с внутренними проблемами. В пошлом году большой резонанс получили выборы мэра Смоленска, на которых победил кандидат от оппозиции, и это дало представление о том, что ситуация в Смоленской области контролируется достаточно слабо. С тех пор мы не увидели от Атнуфьева шагов, которые бы позволили разрушить этот стереотип. Михайлов же на своем посту находится достаточно долго, кроме того, он выходец из «красных» губернаторов. Но его полномочия вскоре заканчиваются, а в списке появились люди, которые выглядят, как серьезные претенденты. Плюс Михайлов не демонстрирует публично каких-то аргументов в пользу того, что его нужно оставить на этой должности.
Особенности национальной ротации губернаторов
Всего в 2010 году президенту Дмитрию Медведеву предстоит назначить 22 губернаторов: в 2010 году полномочия заканчиваются у 25 глав регионов, однако троих президент уже назначил. Кроме того, сменилась власть в Красноярском крае.
Для оценки их шансов в рейтинге впервые введена оценка популярности руководителя региона у населения. Это сделано по причине двойной логики в назначениях. С одной стороны, президент Медведев, говоря о критериях ротации губернаторского корпуса, высказывался против того, чтобы один и тот же человек руководил регионом более трех сроков и был малопопулярен у населения. С другой стороны, президент продлил полномочия непопулярного в Республике Алтай Александра Бердникова, но отправил в отставку популярного в Ханты-Мансийском автономном округе Александра Филипенко.
Не стоит знак равенства между популярностью и выживаемостью и в рейтинге. Так, ивановский губернатор Михаил Мень, чьи полномочия заканчиваются в текущем году, при троечной популярности имеет высокие шансы быть переназначенным, а кемеровский губернатор Аман Тулеев, напротив, при отличной популярности — более низкие шансы на сохранение своего поста.