Столичные власти намерены напомнить москвичам о роли Иосифа Сталина в Великой Отечественной войне. Плакаты с изображением «вождя народов» появятся в местах формирования народного ополчения. Как уточнил председатель комитета рекламы, информации и оформления Москвы Владимир Макаров, «стенд о роли Верховного главнокомандующего будет установлен по многочисленным просьбам ветеранских организаций». В частности, с подобной просьбой к городским властям обратился председатель Московского городского совета ветеранов войны, труда и правоохранительных органов Владимир Долгих. К 1 апреля планируется вывесить основные плакаты, к 15 апреля — украсить витрины и фасады зданий, а к 20 апреля — крупномасштабные панно военной тематики.
Эта инициатива имеет высокий шанс на реализацию. Достаточно вспомнить, как около полугода назад тот же Владимир Долгих (он еще занимает должность члена совета директоров «Норильского никеля») потребовал от московского правительства сменить вывеску шашлычной «Антисоветская», которая, якобы, оскорбляет чувства москвичей. Городские власти незамедлительно откликнулись на призыв Долгих и демонтировали вывеску.
Мы попросили прокомментировать инициативу московских властей наших экспертов.
Сергей Ковалев, правозащитник:
— Это очень серьезное политическое решение — именно политическое, имеющее общегосударственное значение. И если наш молодой президент хотя бы немного отвечает за свои слова, ему надлежит вмешаться. Он много любит разговаривать о свободе, которая лучше, чем несвобода. Пусть он подумает, как тут обстоит дело с ущербом для свободы.
Что касается роли генералиссимуса Сталина в Великой Отечественной — давайте вспомним нашу главную военную доктрину того времени. Наша победная стратегия состояла в том, чтобы утопить врага в собственной крови, завалить его собственными трупами. Если уж говорить о народном ополчении, куда люди шли, чтобы бороться со страшным врагом, что сделал Сталин с этим ополчением? Они все полегли, были брошены на заклание! Вот вам — народный вождь.
Хочу напомнить личное отношение генералиссимуса к некоторым эпизодам победного конца войны. Вот почитайте записки Милована Джилоса, который тогда бывал в Москве, и встречался со Сталиным. Сталину сказали, что в Восточной Пруссии — огромное число изнасилований немок. Что сказал Сталин в этой связи? Люди вынесли такую войну, мужчины годами жили в тяжелейших условиях без женщин, и если кто-то пошалил с женщиной, надо ли так уж строго к этому относиться? И рассказал историю, как он, Сталин, узнав об осуждении некого офицера за изнасилование, вмешался и смягчил приговор, и «этот человек воюет, и как успешно воюет!». Вот и весь разговор!
Давайте вспомним еще один эпизод, относящийся к завершению войны. Нюрнбергский процесс. Обвинитель от Советского Союза выдвинул в качестве эпизода немецкого зверства расстрел более 10 тысяч польских офицеров в Катыни. Все в суде знали, кто и когда убил поляков, и тем не менее, катынские палачи старались свое преступление повесить на чужую шею.
Все это и есть роль Сталина в войне.
Андрей Клычков, член КПРФ, депутат Мосгордумы:
— Надо отдать должное Юрию Лужкову — он пошел навстречу ветеранам. То, что планируется сделать — большой шаг по восстановлению исторической справедливости и подарок нашим ветеранам. Думаю, именно так это и будет оценено. Мы пытались эту идею реализовать в Воронеже, в юбилей Иосифа Сталина, но тогда возникли проблемы. Только неоднократные обращения в прокуратуру дали возможность все же повесить билборд к праздничной дате Сталина. То, что теперь нечто подобное будет в Москве — только плюс. Конечно, правозащитники будут выступать против. Но их — единицы, а ветеранов, которые получат от этого положительные эмоции, гораздо больше.
Сталин — это человек, который имел государственное видение, и как раз занимался государственным строительством, а не частными мелкими интересами. В этом, по большому счету, его основная роль. Сталин — человек, который из руин, из ничего создал огромную сверхдержаву. Чего — его видения в плане государственного строительства — не хватает нынешним правителям.
Дмитрий Орешкин, политолог:
— Все это, конечно, политика, причем политика оборонительная. Лужков понимает, что его эпоха сочтена. Ему надо каким-то образом позиционироваться в глазах избирателей, создать иллюзию, когда его будут выгонять — а его скоро будут выгонять — что с ним расправляются не за экономику, не за коррупционные схемы, а за политику. В связи с этим, я думаю, была опубликована скандальная статья против Егора Гайдара. Сейчас он хочет зафиксировать позицию относительно Сталина. Когда его будут выгонять, он сможет апеллировать и к части населения, которая придерживается патриотическо-державной системы ценностей, и даже к части путинского истеблишмента.
Мне кажется, это довольно рискованный шаг. Но, с другой стороны, ему ничего другого не остается, у Лужкова кругом — очень плохие дела. В городском бюджете дефицит, система обслуживания населения работает плохо, город стоит в пробках. Люди устали от Лужкова, и ему приходится хвататься за соломинку под именем Сталин.
На самом деле, наверху прекрасно понимают, что все это — маскарад. Но в то же время, наверху все сильнее проявляются настроения жесткого советского реванша. Если они будут действовать рационально, им надо идти по пути либерализации, иначе экономика не будет работать. Но в этом случае надо сворачивать коррупционные модели, а верхи этого не хотят. Соответственно, выход один: не рационализироваться в экономическом смысле, а переводить центр внимания на политическую риторику.
В этом смысле, возможно, Лужков дает сигнал, что он тоже готов вступить в этот национал-патриотический фронт. Но это, повторюсь, рискованный шаг, потому что соломинка по имени Сталин ведет к силовому перехвату власти. Нынешняя власть в условиях более-менее демократических не может выиграть, потому что при их правлении экономика идет вниз и только вниз. Национал-патриотический вариант позволяет перекинуть центр тяжести из сферы экономики в сферу идейных ценностей: кругом враги, нас хотят уничтожить США, надо сплотиться, теперь не до экономического улучшения,