Из вечной кредитной кабалы стране уже не выбраться
Россия ответила на украинские санкции введением специальных экономических мер, которые касаются 322 физических и 68 юридических лиц. Среди них — министр внутренних дел Украины Арсен Аваков, глава СБУ Василий Грицак, министр обороны Степан Полторак, радикалы Дмитрий Ярош и Олег Ляшко, бывшие премьеры — Юлия Тимошенко и Арсений Яценюк.
«Вводятся специальные экономические меры в отношении физических и юридических лиц Украины, предусматривающие блокирование (замораживание) безналичных денежных средств, бездокументарных ценных бумаг и имущества на территории России и запрет на перечисление средств (вывод капитала) за пределы России», — сообщила пресс-службы российского правительства.
Что касается юридических лиц, то ответные меры распространяются на «Укргаз-Энерго» и «Черкассыгаз», «Банк кредит Днипро», госпредприятие «Укрспирт», Государственную продовольственно-зерновую корпорацию, химическое предприятие «Днепразот», ПАО «Азот» и на другие крупные предприятия.
Введение контрсанкций в отношении Украины связано с выполнением указа, который Владимир Путин подписал 22 октября, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Из вечной кредитной кабалы стране уже не выбраться
По его словам, эти меры стали зеркальным ответом на действия Киева.
«Традиционно президент не включается в санкционные списки, это уже, скажем так, какой-то запредельный шаг», — сказал Песков.
Впрочем, кроме Петра Порошенко в санкционные списки по необъяснимым причинам не попали многие украинские деятели с явно «антироссийским уклоном». В первую очередь — это олигарх Игорь Коломойский, ставший спонсором первых нацбатов, отличавшихся особой жестокостью к мирным жителям Донбасса.
Кроме него, избежали санкционного порицания многие рыбёшки помельче.
«Обнародованный сегодня в России санкционный список против украинских деятелей и бизнес-структур не содержит ни одного крупного спонсора Евромайдана и АТО из Одессы — города, где наиболее жёстко было подавлено движение Русской весны в 2014 году», — написал в своём блоге редактор одесского издания «Таймер» Юрий Ткачёв.
«Долго, мучительно искал в списках одесских крупных коммерсов, словом и баблом поддерживавших майдан и АТО и при этом реально сотрудничающих с Россией. Таких знаю несколько. Ни одного нет», — констатировал Ткачёв.
Состав санкционного списка свидетельствует, что на пятом году конфликта с Украиной в России отсутствуют серьезные аналитические центры, компетентные в противостоянии с националистическим режимом в Киеве, отмечает экс-депутат Одесского горсовета Александр Васильев.
— На самом деле механизм введения санкций всегда довольно избирателен и не всегда выглядит логически объяснимым, — считает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. — Вопрос всегда в том, какие конкретно цели преследуют эти санкции.
Посмотрите, США четыре года спустя после воссоединения России с Крымом вводят персональные санкции против российской элиты, и собираются продолжать это делать. Почему?
Потому что в 2014 году Соединённые Штаты преследовали цель — надавить на экономику России. А сейчас американцы пытаются продемонстрировать российской элите, что все, кто сотрудничает с руководством России, будут отодвинуты от «западной инфраструктуры».
То есть антироссийские санкции в США тогда и сейчас — имеют абсолютно разные задачи. То же самое и в случае санкций России против Украины. Наша страна уже вводила против киевского режима определённые ограничительные меры экономического характера, не называя их санкциями. Это привело к значительным потерям украинского бюджета.
«СП»: — Какова же цель нынешних санкций?
— На мой взгляд, она очевидна: санкции введены с прицелом на грядущие президентские выборы на Украине. Таким образом, часть украинской элиты получает сигнал из Кремля: ребята, вы под прицелом, на вас есть рычаги воздействия. То есть они должны иметь в виду, что от их поведения в предвыборный период в «незалежной» будет зависеть успешность их активов в «стране-агрессоре». Напрямую Россия не может сейчас влиять на украинские президентские выборы, но вот с помощью угрозы санкций можно добиться от некоторых киевских политиков и олигархов определённых действий или хотя бы бездействия.
«СП»: — Почему мы не видим неких знаковых имён, вроде Коломойского в санкционных списках?
— Я думаю, что многие из тех, кто отметился резкими заявлениями против России или какими-то действиями против Донбасса, не имеют на самом деле уже интересов в нашей стране. Некоторые из них вступили в клинч с российскими властями ещё до событий 2014 года, как тот же олигарх Коломойский, либо под валом критики, будучи публичными персонами избавились формально от активов в России, как президент Порошенко. Но наличие в санкционных списках его сына весьма многозначительный факт.
Выбор персон санкционного списка понятен. Мы пока не знаем, какие последствия реально будут для тех, кто попал в этот список, и будут ли вообще. Но очевидно, что нет смысла вводить санкции против тех, кто не имеет активов в России. Ясно, что если фигурантам санкционного списка ничего грозить не будет, то сама вера в действенность российских санкций против Украины будет поставлена под вопрос. На Украина и на Западе сразу начнут говорить, что это санкции беззубые, если кто-то из попавших туда фигурантов заявит, что плевал он на санкции, поскольку в России у него нет никаких интересов и активов.
«СП»: — С другой стороны, Юлия Тимошенко уже так заявила, несмотря на то, что она есть в этих списках.
— Совершенно верно. Но тут своя коллизия. Тимошенко в Кремле считают оптимальным кандидатом на посту президента Украины. В руководстве России надеются, что с ней можно будет договариваться, как это было в девяностые и начале «нулевых». При этом шансы победить на президентских выборах у Тимошенко есть немалые. По всем опросам она лидирует среди гипотетических кандидатов на пост украинского президента. И у неё сейчас хорошая возможность сыграть на антироссийских настроениях. В Москве прекрасно понимают, что любой кандидат, который претендует на победу в грядущих президентских выборах на Украине, он должен играть на антироссийской риторике. Поскольку, если он будет занимать пророссийские позиции или даже умеренно высказываться в адрес России, он проиграет. И у Тимошенко возникает сейчас хороший повод сыграть на контрасте с Порошенко: вот смотрите, я попала в санкционный список, а действующий президент — нет, значит, что-то тут неладно, что-то он там с Кремлём имеет.
Наших моряков отпустили, а осадочек остался
«СП»: — Насколько смогут повлиять санкции не на персоналии, а на украинскую экономику в целом?
— Это большой вопрос — какие санкции против украинских предприятий будут применяться на практике. Мы знаем, что раньше многие промышленные предприятия Украины, несмотря на антироссийские санкции, окольными путями продолжали сотрудничать с российскими предприятиями. До сих пор мы видим, что финансовая подпитка Украины идёт. Объём инвестиций даже увеличился в этом году, несмотря на все разговоры об ужесточении позиции против режима Порошенко. Но в основном все инвестиции идут в финансовый сектор Украины для спасения собственных активов «дочек» российских банков в «незалежной».
В общем, всё будет зависеть от конкретики применения санкций, мы видим, например, что американские санкции против Олега Дерипаски весьма непоследовательны. Чисто гипотетически Россия может нанести серьёзный урон украинской экономике, но я не уверен, что Россия преследует такую цель.
Новости Украины: Климкин объяснил смысл санкций России против Украины