Иркутская «Единая Россия» села в лужу. На организованном пропагандистском шоу в честь праздника Защитника Отечества в сквере Кирова, единороссами был организован пейнтбольный тир. В качестве мишеней использовались постеры к фильму «Мы из будущего-2». На одном из них был изображен капитан советской армии. Приглашенная молодежь с удовольствием расстреляла мишени, в том числе изображение советского солдата. Инцидент остался бы незамеченным, однако иркутские журналисты проинформировали о происшествии все избирательные штабы и политические структуры. На сигнал отреагировал только депутат Законодателього собрания Иркутской области, коммунист Виктор Кондрашов. Что он думает по этому поводу, Кондрашов рассказал «Свободной прессе».
«СП»: — Виктор Иванович, как вы узнали о случившемся?
— Я заезжал в сквер Кирова перед началом праздничных мероприятий, но не заходил на саму площадку «Единой России». У нас был там свой митинг. Все выступили, собрались ехать домой. А мы с фотографом, которого периодически привлекаем на мероприятия, остались. И тут ему позвонил кто-то из его друзей, сказал, чтобы снимали пейнтбольные увеселения на видеокамеру. Вот мы и поехали посмотреть.
«СП»: — И что вы увидели?
— Приехали в сквер Кирова — это прямо перед зданием областного правительства. Заходим — там флаги «Единой России», народ, медведей костюмированных штук 20 бегает, автобус со штабом вице-мэра Иркутска Сергея Серебренникова, мелькают депутаты Заксобрания. И тут же — пейнтбол: между деревьев натянута сетка, и там стоят несколько мишеней из фильма «Мы из будущего», часть вторая, как мне объяснили. Я сам фильм не видел. Но тут отчетливо видно: в числе мишеней двое в штатском, а сбоку капитан советской армии — звездочки на погонах видно. С автоматом ППШ в руках.
«СП»: — Он был в краске пейнтбольной?
— Капитан был весь уляпан отметками от выстрелов. Детишки по нему стоят, стреляют, взрослые. Я уже понимал, в чем дело, и просто попросил фотографа походить и поснимать это дело. На сцене в этот момент танцевали какие-то пьяные личности. Было общее веселье — праздник 23 февраля, по радио объявляли, чтобы город собирался. Видимо, город весь и прошел через тир.
«СП»: — Как вы теперь будете действовать?
— КПРФ уже направила запрос в прокуратуру.
«СП»: — А вы сами как оцениваете случившееся?
— Да м. ки, если честно, вот и все. По большому счету — это, конечно, недосмотр. Я же реально смотрю на вещи, и никого не хочу осуждать. Ясно, что сказали тем людям, которые занимаются пейнтболом, этим пейнтбольным клубом. Мол, ребята, сделайте, чтобы это было интересно, с мишенями. Но проверяющий должен был пройти, посмотреть, что происходит. А так, честно, вакханалия какая-то получилась. Я же заехал туда после праздника: вижу — народ подвыпивший вокруг, дым коромыслом.
«СП»: — А прокуратура что должна сделать, теоретически?
— Я считаю, должны сделать проверку фактов. Разобраться, кто за что отвечал, кто заряжал, кто отвечал за технику безопасности — по порядку провести следственные действия. А если бы привезли чучело, набитое соломой, и одетое в форму солдата, и потом бы сожгли? Типа, мы зиму провожаем?! Нужно понимать, как это выглядит идеологически — у тех, кто организует митинг, всегда есть человек, ответственный за идеологию. А дальше что прокуратура будет делать — не знаю. Возможно, решит, что это было надругательство над образом советского солдата, и вынесет соответствующее решение.
Адвокат Трунов: Закон здесь не нарушен
Мы обратились с просьбой дать юридическую квалификацию инциденту к адвокату Игорю Трунову. Как оказалось, с точки зрения закона дело обстоит совсем не однозначно.
— Здесь есть существенный момент. Да, Советский Союз победил гитлеровскую Германию, да, мы его наследники, но все-таки Россия — это другое государство. Солдат был в форме и с автоматом ППШ — это уже не существующая форма. Получается, нужно найти правовую норму нынешнего государства, которая бы наказывала за неуважение атрибутов несуществующего государства. Возможно, здесь можно поискать параллели с уничтожением памятника герою-освободителю в Прибалтике. А то, что герой фильма к действующей российской армии отношения не имеет — совершенно очевидно.
Сформулировать тут юридическую квалификацию сложновато. Чего такого нарушил человек, стрелявший в героя войны СССР против гитлеровской Германии? Зацепиться здесь практически не за что, с учетом того, что капитан именно советской армии, а у нас — не Советский Союз.
«СП»: — А провести параллель, что российская армия является правопреемницей советской, не получиться?
— Нет, это никак сюда не подвяжешь. Правопреемница — это понятно. Ну и что?! С точки зрения юридической ответственности я не вижу никаких оснований для взысканий, кроме этических, нравственных аспектов. Наши отцы, деды, которые защищали нас, а тут такое кощунство — это все понятно. Но с позиции юридической — с трудом.
Напомним, что это не первый случай оскорбительного отношения партии к исторической памяти. Несколько лет назад «Единая Россия» поставила вне закона Знамя Победы. Преодолев вето Совета Федерации, единороссы протащили закон о снятии с исторического знамени изображений серпа и молота.