Предложение лишать родительских прав за митингующих подростков вызвало шок
11 ноября в Хакасии состоялся долгожданный второй тур выборов главы республики. В избирательных бюллетенях значилась всего одна фамилия — лидера хакасских коммунистов Валентина Коновалова. Для победы ему нужно было набрать более 50% голосов избирателей. По предварительным данным ЦИКа, он набрал более 57,57% при явке свыше 43%.
Напомним, 9 сентября в первом туре выборов главы республики ни один из четырех кандидатов не смог преодолеть 50-процентный барьер. Лидером тогда стал Коновалов (44,8%), второе место занял глава Хакасии Виктор Зимин (32,31%). Второй тур был назначен на 23 сентября, однако за два дня до него Зимин снялся с выборов «по состоянию здоровья». Второй тур трижды переносился. Кремль пытался выставить против Коновалова сначала лидера региональных справороссов Андрея Филягина, затем аутсайдера первого тура, кандидата от Партии роста Александра Мяхара, но оба они потом отказались от борьбы.
В результате единственным кандидатом на пост главы республики остался лидер республиканской КПРФ. И — выиграл безальтернативные выборы.
Заметим, Хакасия — важный регион и для президента Владимира Путина, и для министра обороны Сергея Шойгу. По данным СМИ, к коммунистам применялось жесткое административное давление: было много черного пиара против кандидата, а у тещи хакасского депутата Олега Иванова сожгли дом в тот день, когда он вместе с Коноваловым встречался с жителями Абакана.
Предложение лишать родительских прав за митингующих подростков вызвало шок
В октябре Путин назначил врио главы Хакасии замминистра по делам Северного Кавказа Михаила Развожаева. «Просьба заключается в том, чтобы вы выехали в Хакасию, поработали там в течение месяца, взяли под контроль ситуацию в республике, помогли провести чистые, открытые и в полном смысле отвечающие нашим законам выборы»,
— сказал Путин. «Потом я готов, обещаю, что сделаю это, верну вас в Москву и, безусловно, найду вам применение в федеральных органах», — добавил он.
Развожаев вскоре заявил, что готов пойти на выборы, если Коновалов не наберет 50%.
По мнению ряда аналитиков, Кремль рассчитывал, что коммунисту будет сложно набрать 50% голосов во втором туре. 9 сентября голосование было протестным, и протест был направлен против действующего тогда главы региона. Во втором же туре этот фактор переставал работать. Но кремлевские политтехнологи просчитались — коммуниста поддержал народ, а на продавливание ситуации любой ценой в Кремле — после скандала с пенсионной реформой — не рискнули.
Не исключено, что Хакасия — только начало. Кремль, надо думать, исходит из того, что нынешнее голосование за КПРФ — ситуативное. И что к осени 2019 года избиратели снова проникнутся симпатией к «Единой России». На деле, считают эксперты, сокращение «кормовой базы» неизбежно приведет к конфликтам кремлевской элиты и региональных элит. Это значит, мы увидим активизацию политической жизни в регионах, и будем наблюдать возрождение «красного пояса», как это было в начале 2000-х.
— Победа у Коновалова была еще в первом туре, но нам не удалось ее удержать, — отмечает секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — А дальше Кремль начал игру в затягивание ситуации. Хакасия — болезненный регион для действующей власти. На нем завязаны интересы, с одной стороны, главы UC Rusal Олега Дерипаски, с другой — интересы Сергея Шойгу. Именно поэтому власть стремилась всячески решить «проблему Коновалова».
Замечу, и по итогам второго тура победа кандидата от КПРФ висела на волоске. Порядка двух часов не вводились протоколы в систему ГАС «Выборы» — власть решала, по какому сценарию ей пойти.
«СП»: — Почему власть проиграла?
— Не сработала ни одна ставка власти, ни один прием, которые прежде помогали изменить политическую реальность. Например, прием «новый человек» — попытки убедить избирателей, что таким «свежим человеком» является врио Михаил Развожаев. Или прием, при котором против Коновалова играл и популярный мэр Абакана Николай Булакин. Он, напомню, также выразил готовность пойти на выборы, если коммунист не наберет 50% голосов.
Наконец, было организовано движение «Народный глава»: на ряде участков шло параллельное голосование за так называемого народного главу. В списке движения было 30 кандидатов, среди которых Развожаев, Булакин, секретарь хакасского отделения «Единой России» Сергей Комаров, главы городов и районов республики, депутаты разных уровней, топ-менеджеры крупнейших в Хакасии предприятий.
Тем не менее, власть не смогла предложить ничего содержательного, и это, я считаю, стало весомым фактором при голосовании. Люди наплевали на все попытки выставить Коновалова неопытным управленцем. И сочли, что лучше такой вариант, чем продолжение прежней политики наплевательского отношения к гражданам.
Сыграл свою роль и ключевой фактор: протестные настроения, вызванные пенсионной реформой, никуда не пропали. И власть расплачивается за это. Она думает, что победила общественное мнение. На деле, эти настроения ей аукнутся уже на ближайших выборах в Приморье.
— То, что произошло в Хакасии — естественный политический процесс, — уверен депутат Госдумы третьего и четвертого созывов, полковник в отставке Виктор Алкснис. — Российская власть, говоря по-простому, совершенно оборзела. Она утратила связь с реальностью, считает, что держит ситуацию под контролем, и потому может делать что захочет. Например, проводить пенсионную реформу, повышать НДС, выбивать из населения долги за ЖКХ с помощью бандитов.
Но несмотря на то, что у власти, казалось бы, в руках все рычаги, ситуация начинает меняться. Уже нет той единодушной поддержки, которую власть и лично президент Владимир Путин имели еще пять лет назад. Да, и сейчас большинство населения живет по советскому принципу «лишь бы не было войны». Но уже многие понимают, что бесконечно так продолжаться не может. Поскольку на их глазах происходит дальнейшая деградация России, деиндустриализация страны, и растет неадекватность власти. Становится понятно, что с этим нужно что-то делать.
Ясно, что добровольно власть никогда не пойдет на реформы. Она обеспокоена отнюдь не возрождением страны, а набиванием собственных карманов. Но роскошные дворцы высших российских чиновников, самые большие в мире яхты придворных олигархов, дачи госслужащих на Рублевке, выверты по поводу «денег нет, но вы держитесь», — все это способствует постепенному размыванию мифа, что у нас все хорошо, и власть знает, что делает.
В результате в настроениях людей зреет желание перемен. Да, люди боятся этих перемен. Но они их все же хотят. И события на последних региональных выборах — явное тому подтверждение.
Социальное расслоение в стране продолжает увеличиваться
Надо понимать: впервые за последние десятилетия власть выборы проигрывает. И это при том, что в ее распоряжении имеется крупнейшая в мире система фальсификации результатов голосования. Вдруг выясняется, что даже в таких условиях возможны прорывы в системе. И оказывается, что власть подпереть эту плотину, разрушающуюся на глазах, не в состоянии.
Люди в Хакасии голосовали не столько за кандидата-коммуниста, сколько против власти. К сожалению, в современной России нет оппозиционных лидеров федерального масштаба, которые могли бы предложить народу альтернативную программу. Нет и влиятельных независимых партий, которые могли бы гарантировать обществу реализацию подобной программы, в случае своей победы на выборах. И это затрудняет процесс перемен. Но он все равно происходит — стихийно.
Власть может теперь попытаться закрутить гайки, чтобы затормозить этот процесс. Но это отодвинет финал на год-другой-третий. А финал простой и неизбежный — нынешнюю власть сметут. Причем отнюдь не избирательными бюллетенями — этого власть точно не допустит.
Так что Хакасия — типичный пример протестного голосования. И очагов такого голосования, я считаю, с каждым годом будет больше и больше.
Новости политики: Выборы в ДНР и ЛНР: подведены первые итоги