Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Минск получит от Москвы $миллиард, а c военной базой прокатит

Почему Кремль совершает одни и те же ошибки на постсоветском пространстве

8562
Материал комментируют:

Договоренность о выделении российского госкредита Минску в 2019 году достигнута, следующая стадия — заключение соответствующего соглашения.

«Каких-то новых решений мы не ожидаем ни от российских коллег, ни со своей стороны», — сообщил министр финансов Белоруссии Максим Ермолович журналистам.

Правительство Белоруссии обратилось к правительству России с просьбой предоставить в 2019 году госкредит на 1 миллиард долларов для рефинансирования части внешнего долга, выплаты по которому в следующем году составят 3,6 миллиарда долларов. Минфин РФ подтверждал проведение переговоров и отмечал конструктивное взаимодействие по этому вопросу.

Премьер-министр республики Сергей Румас сообщал, что российская сторона предлагает рефинансировать только платежи, приходящиеся в адрес самой России в 2019 году. По его словам, белорусская сторона предлагает кредит немного расширить и попросить РФ рефинансировать платежи, приходящиеся в пользу Евразийского фонда стабилизации и развития.

То есть стало уже обычной историей кредитовать белорусскую экономику при том, что внешнеполитическая позиция Минска так и остаётся довольно неопределённой и нередко странной в отношении главного союзника России.

Читайте по теме

Что мешает Москве потребовать от Минска занять более пророссийскую политику в обмен на экономическую поддержку. И всегда ли Белоруссия будет нуждаться в российских кредитах?

— Что касается неизбежности кредитов — следует понимать, на чём зиждется белорусская государственно-политическая модель, — говорит директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. — Она зиждется на социальном контракте между властью и населением, что на деле подразумевает всяческие льготы и материальную помощь власти значительной части населения. Обеспечение таких контрактов требует серьёзной ресурсной базы у государства. А у белорусского правительства её нет. Что-то Белоруссия получает от экспорта удобрений, но этого явно недостаточно. Поэтому Белоруссия, используя свои геополитические преимущества, подпитывается от России. И речь не только о кредитах — это прямая подпитка, которую, как предполагается, Белоруссия получает не безвозмездно. Россия даёт в долг и получает проценты, хотя вопрос возвращения долгов — весьма туманный. Так что это не главный вид помощи. Россия ежегодно белорусскую экономику спонсирует за счёт продаж ей беспошлинной нефти и нефтепродуктов. Это хорошо всем известно и принимается как данность.

Неудивительно, что российская власть открыла Лукашенко новую кредитную линию на будущий год. Помимо прочего в Белоруссии приближаются президентские выборы. И Кремль заинтересован в том, чтобы рейтинг у Лукашенко был хорошим.

«СП»: — Ну, а от Лукашенко потребуют чего-то большего, чем уверения в дружбе с Россией?

— Хороший вопрос. Москва не против создать военную базу в Белоруссии, но Батька всячески пытается затянуть вопрос, уйти от этого. Недавно было очередное заявление Лукашенко, где он прямым текстом заявил, что не видит необходимости в строительстве российской базы.

Есть ещё интерес российского бизнеса к определённым белорусским активам. Но Минск не готов передавать контрольный пакет акций россиянам. По крайней мере, на тех условиях, на которых хочет Россия. Поэтому я думаю, что реально в обмен на финансовую помощь Россия не получит никаких новых политических или экономических бонусов. Кроме того, что будет выбран президент Белоруссии Александр Лукашенко, который считается договороспособным. С Лукашенко, считают в Кремле, можно иметь дело, а вместо него может прийти кто-то, с кем будет труднее. И тогда Минск может перестать быть даже ненадёжным союзником, как сейчас.

«СП»: — Напрашиваются аналогии: Украина долгое время получала газ от России по льготным ценам, однако интегрироваться в последний момент отказалась и стала в итоге антироссийским государством. Не могут ли по этому сценарию, хотя и смягчённому, пойти отношения с Белоруссией?

— Теоретически это возможно, поскольку тот вариант обеспечения лояльности, который выбрала Россия, подразумевает, что ситуация может развиваться по самым разным сценариям. Пока у меня нет ощущения, что Белоруссия движется по украинскому сценарию. Однако всё может очень быстро измениться. В какой-то момент могут больший политический вес в Белоруссии набрать силы куда менее пророссийские.

«СП»: — С чем это связано?

— Россия делает традиционную ошибку в отношениях с постсоветскими странами, которые хотела бы сохранить в зоне своего влияния. Москва, как правило, поддерживает одну политическую силу, в отличие от американцев, которые поддерживают разные политические силы, играя на противоречиях. Россия делает ставку на действующую власть. А она всегда дорого стоит, гораздо дороже оппозиции. Кроме того, если в какой-то из постсоветских республик оппозиция смещает власть, она начинает хуже относиться к Кремлю, который поддерживал предыдущий режим, и Кремль остаётся в проигравших. Поэтому необходимо делать, как американцы: немного поддерживать действующую власть, и одновременно растить ей на смену оппозицию. Но политическая российская традиция такого не предполагает. А надо действовать более дальновидно, чтобы не терять влияния на постсоветском пространстве.

«СП»: — Почему, на ваш взгляд, в Кремле не сделали выводов из неудачи с Украиной?

— Это уже вопрос психологического комфорта власти, она привыкла к определённому модусу внешней политики. Сейчас власти надо разобраться с внутренней политикой. Ошибки во внешней политике стоят дорого, но в принципе та внешняя политика, что есть, может продолжаться и дальше без особых потрясений. Ресурсы у России на покупку лояльности того же Лукашенко есть. А вот во внутренней политике власти надо кардинально менять подход, но она не может или не хочет этого делать. Неспособность власти меняться во внутренней политике может привести к фатальным для неё последствиям.

— Белоруссия получает беспошлинно нефть, получает кредиты от России, но взамен обеспечивает безопасность транзита нефтепродуктов и газа, — говорит доцент кафедры политической теории МГИМО МИДа России Кирилл Коктыш. —  Поэтому эти бонусы можно назвать долей в бизнесе по продаже энергоресурсов за рубеж. Через Белоруссию проходит на Запад углеводородов примерно на 120 миллиардов долларов в год. Готовы ли мы отказаться от поддержки Минска и поставить под вопрос этот доход?

Читайте также

Относительно небольших денег, которые мы тратим на Белоруссию, это не столь уж большая цена за сохранение в целом дружественных отношений с Минском. Посмотрите, из-за ухудшения отношений с Украиной мы вынуждены были потратить в общей сложности около 20 миллиардов долларов на строительство двух «Северных потоков». Это цена отношений.

«СП»: — Кстати говоря, долгое время Россия точно так же спонсировала Киев, продавая газ с большими скидками, а что в итоге…

— Всё не совсем так. То, что получала Украина за свою «долю в бизнесе» распределялось в основном внутри элиты. А в Белоруссии власть достаточно честно делится со своим населением.

В целом я считаю, что Белорусская экономика вполне жизнеспособна, когда действует в единой системе с российской экономикой. И это взаимовыгодное сотрудничество. Да, в некоторых вопросах у России и Белоруссии позиции разнятся, но это порой даже помогает двум странам совместно решать общие задачи, как в политике, так и в экономике. Ясно, что многое хотелось бы улучшить, но и то, что имеется — неплохо. Уровень взаимодействия в рамках Союзного государства России и Белоруссии весьма высокий.

Выборы в ДНР и ЛНР, последние новости: В Кремле прокомментировали прошедшие выборы в Донбассе

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Александр Корбут

Вице-президент Российского зернового союза

Арсений Кульбицкий

Специалист по кибер-безопасности

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня