Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Минск получит от Москвы $миллиард, а c военной базой прокатит

Почему Кремль совершает одни и те же ошибки на постсоветском пространстве

8562
Материал комментируют:

Договоренность о выделении российского госкредита Минску в 2019 году достигнута, следующая стадия — заключение соответствующего соглашения.

«Каких-то новых решений мы не ожидаем ни от российских коллег, ни со своей стороны», — сообщил министр финансов Белоруссии Максим Ермолович журналистам.

Правительство Белоруссии обратилось к правительству России с просьбой предоставить в 2019 году госкредит на 1 миллиард долларов для рефинансирования части внешнего долга, выплаты по которому в следующем году составят 3,6 миллиарда долларов. Минфин РФ подтверждал проведение переговоров и отмечал конструктивное взаимодействие по этому вопросу.

Премьер-министр республики Сергей Румас сообщал, что российская сторона предлагает рефинансировать только платежи, приходящиеся в адрес самой России в 2019 году. По его словам, белорусская сторона предлагает кредит немного расширить и попросить РФ рефинансировать платежи, приходящиеся в пользу Евразийского фонда стабилизации и развития.

То есть стало уже обычной историей кредитовать белорусскую экономику при том, что внешнеполитическая позиция Минска так и остаётся довольно неопределённой и нередко странной в отношении главного союзника России.

Читайте по теме

Что мешает Москве потребовать от Минска занять более пророссийскую политику в обмен на экономическую поддержку. И всегда ли Белоруссия будет нуждаться в российских кредитах?

— Что касается неизбежности кредитов — следует понимать, на чём зиждется белорусская государственно-политическая модель, — говорит директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. — Она зиждется на социальном контракте между властью и населением, что на деле подразумевает всяческие льготы и материальную помощь власти значительной части населения. Обеспечение таких контрактов требует серьёзной ресурсной базы у государства. А у белорусского правительства её нет. Что-то Белоруссия получает от экспорта удобрений, но этого явно недостаточно. Поэтому Белоруссия, используя свои геополитические преимущества, подпитывается от России. И речь не только о кредитах — это прямая подпитка, которую, как предполагается, Белоруссия получает не безвозмездно. Россия даёт в долг и получает проценты, хотя вопрос возвращения долгов — весьма туманный. Так что это не главный вид помощи. Россия ежегодно белорусскую экономику спонсирует за счёт продаж ей беспошлинной нефти и нефтепродуктов. Это хорошо всем известно и принимается как данность.

Неудивительно, что российская власть открыла Лукашенко новую кредитную линию на будущий год. Помимо прочего в Белоруссии приближаются президентские выборы. И Кремль заинтересован в том, чтобы рейтинг у Лукашенко был хорошим.

«СП»: — Ну, а от Лукашенко потребуют чего-то большего, чем уверения в дружбе с Россией?

— Хороший вопрос. Москва не против создать военную базу в Белоруссии, но Батька всячески пытается затянуть вопрос, уйти от этого. Недавно было очередное заявление Лукашенко, где он прямым текстом заявил, что не видит необходимости в строительстве российской базы.

Есть ещё интерес российского бизнеса к определённым белорусским активам. Но Минск не готов передавать контрольный пакет акций россиянам. По крайней мере, на тех условиях, на которых хочет Россия. Поэтому я думаю, что реально в обмен на финансовую помощь Россия не получит никаких новых политических или экономических бонусов. Кроме того, что будет выбран президент Белоруссии Александр Лукашенко, который считается договороспособным. С Лукашенко, считают в Кремле, можно иметь дело, а вместо него может прийти кто-то, с кем будет труднее. И тогда Минск может перестать быть даже ненадёжным союзником, как сейчас.

«СП»: — Напрашиваются аналогии: Украина долгое время получала газ от России по льготным ценам, однако интегрироваться в последний момент отказалась и стала в итоге антироссийским государством. Не могут ли по этому сценарию, хотя и смягчённому, пойти отношения с Белоруссией?

— Теоретически это возможно, поскольку тот вариант обеспечения лояльности, который выбрала Россия, подразумевает, что ситуация может развиваться по самым разным сценариям. Пока у меня нет ощущения, что Белоруссия движется по украинскому сценарию. Однако всё может очень быстро измениться. В какой-то момент могут больший политический вес в Белоруссии набрать силы куда менее пророссийские.

«СП»: — С чем это связано?

— Россия делает традиционную ошибку в отношениях с постсоветскими странами, которые хотела бы сохранить в зоне своего влияния. Москва, как правило, поддерживает одну политическую силу, в отличие от американцев, которые поддерживают разные политические силы, играя на противоречиях. Россия делает ставку на действующую власть. А она всегда дорого стоит, гораздо дороже оппозиции. Кроме того, если в какой-то из постсоветских республик оппозиция смещает власть, она начинает хуже относиться к Кремлю, который поддерживал предыдущий режим, и Кремль остаётся в проигравших. Поэтому необходимо делать, как американцы: немного поддерживать действующую власть, и одновременно растить ей на смену оппозицию. Но политическая российская традиция такого не предполагает. А надо действовать более дальновидно, чтобы не терять влияния на постсоветском пространстве.

«СП»: — Почему, на ваш взгляд, в Кремле не сделали выводов из неудачи с Украиной?

— Это уже вопрос психологического комфорта власти, она привыкла к определённому модусу внешней политики. Сейчас власти надо разобраться с внутренней политикой. Ошибки во внешней политике стоят дорого, но в принципе та внешняя политика, что есть, может продолжаться и дальше без особых потрясений. Ресурсы у России на покупку лояльности того же Лукашенко есть. А вот во внутренней политике власти надо кардинально менять подход, но она не может или не хочет этого делать. Неспособность власти меняться во внутренней политике может привести к фатальным для неё последствиям.

— Белоруссия получает беспошлинно нефть, получает кредиты от России, но взамен обеспечивает безопасность транзита нефтепродуктов и газа, — говорит доцент кафедры политической теории МГИМО МИДа России Кирилл Коктыш. —  Поэтому эти бонусы можно назвать долей в бизнесе по продаже энергоресурсов за рубеж. Через Белоруссию проходит на Запад углеводородов примерно на 120 миллиардов долларов в год. Готовы ли мы отказаться от поддержки Минска и поставить под вопрос этот доход?

Читайте также

Относительно небольших денег, которые мы тратим на Белоруссию, это не столь уж большая цена за сохранение в целом дружественных отношений с Минском. Посмотрите, из-за ухудшения отношений с Украиной мы вынуждены были потратить в общей сложности около 20 миллиардов долларов на строительство двух «Северных потоков». Это цена отношений.

«СП»: — Кстати говоря, долгое время Россия точно так же спонсировала Киев, продавая газ с большими скидками, а что в итоге…

— Всё не совсем так. То, что получала Украина за свою «долю в бизнесе» распределялось в основном внутри элиты. А в Белоруссии власть достаточно честно делится со своим населением.

В целом я считаю, что Белорусская экономика вполне жизнеспособна, когда действует в единой системе с российской экономикой. И это взаимовыгодное сотрудничество. Да, в некоторых вопросах у России и Белоруссии позиции разнятся, но это порой даже помогает двум странам совместно решать общие задачи, как в политике, так и в экономике. Ясно, что многое хотелось бы улучшить, но и то, что имеется — неплохо. Уровень взаимодействия в рамках Союзного государства России и Белоруссии весьма высокий.

Выборы в ДНР и ЛНР, последние новости: В Кремле прокомментировали прошедшие выборы в Донбассе

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Всеволод Шимов

Политолог

Андрей Климов

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня