Обвинения в убийстве главы МВД Дагестана, героя России Адильгерея Магомедтагирова предъявлены троим фигурантам: двум пособникам и исполнителю преступления, сообщил официальный представитель СКП РФ Владимир Маркин. Маркин также отметил, что, в интересах следствия, персональные данные обвиняемых и подозреваемых пока не называются, а информация о фамилиях и именах этого преступления, размещенная в некоторых СМИ, не соответствует действительности.
Ранее, напомним, в прессу просочились сенсационные подробности расследования убийства. C министром якобы расправилась бригада, целиком состоявшая из бывших и действующих силовиков: стрелял в генерала прапорщик Минобороны, подвозил киллера бывший милиционер, а организовал преступление за 250 тыс. руб. в недавнем прошлом судебный пристав. Пособниками убийцы следствие считает двух военнослужащих срочной службы.
Об особенностях расследования громких преступлений в Дагестане рассуждает ведущая передачи «Код доступа» на «Эхо Москвы» Юлия Латынина.
«СП»: — Юлия Леонидовна, «Коммерсант» называл имена пяти фигурантов громкого дела — все из Ботлихского района. Двое служили рядовыми по контракту в горнострелковой бригаде Минобороны. Третий — Андрей Розанов был в той же бригаде прапорщиком. Еще двое подозреваемых — Абдулмажид Манапов и Шамсула Бурзиев в прошлом являлись силовиками. Манапов служил сержантом в роте ППС, а его предполагаемый подельник Бурзиев был судебным приставом. По Маркову выходит, убивали Магомедтагирова другие, это так?
— Могу похвастать, что имена Манапова и Бурзиева я назвала первой — в эфире «Эха Москвы». Насколько я знаю, эти имена соответствуют действительности. И насколько я знаю, самый поразительный и фантастический факт этой истории — это не имена Манапова и Бурзиева, которые — аварцы и уроженцы Ботлиха, а то, что трое остальных участников убийства являются этническими русскими. Один из них — контрактник, двое других — срочники, и всех их наняли за деньги. Насколько я понимаю, называлась сумма в 250 тысяч рублей.
«СП»: — Довольно странная сумма…
— Ну, почему? Вы знаете, в Дагестане очень много боевиков, и их услуги ценятся дешево. Это вопрос конкуренции. Я знаю случай, когда сын крупного высокопоставленного банкира в Дагестане убивал за пять тысяч долларов. Там их было шесть человек, они убивали главу Ботлихского района. Наверное, считалось неэтичным требовать больше, чем товарищи. Причем, этот мальчик только что купил себе Porsche Cayenne. Что делать — людей, которые стреляют, в Дагестане много, предложение превышает спрос.
«СП»: — А чего там делали три этнических русских, просто подработали?
— Да, подработали.
«СП»: — Как же их наняли, ведь горнострелковая бригада вроде бы считается элитной?
— Слушайте, да какая элитная! Они там местным бандитам платят, солдатики.
«СП»: — За что?
— Ну как за что?! Они деньги получают, они же, типа, контрактники. У нас в тех частях, которые якобы контрактные, существует практика, что у людей, которые подписали контракт — на деле это срочники — забирают деньги. В большинстве мест эти деньги забирают командиры, а в некоторых особенно выдающихся местах, например на Кавказе, эти деньги забирают местные крутые парни.
«СП»: — Как обнаружили убийц?
— В Дагестан привезли следователя аж из Магадана — ближе не нашлось. И он просто тупо проверял спецоружие, которое использовалось всеми воинскими частями в Дагестане. Это была титаническая работа. В конце концов, он действительно вышел на этот автомат, который находился в Ботлихе. Дальше все стало достаточно просто.
«СП»: — Где сейчас находятся подозреваемые?
— Насколько я понимаю, Манапова и Бурзиева увезли во Владикавказ, и там из них делают котлеты. Всячески нарушают их права человека, я бы так сказала. Причем мне почему-то их не жалко.
«СП»: — Вы изначально говорили, что это убийство совершили ваххабиты. Вы и теперь так считаете?
— С учетом того, что происходит, получается, что это не так или не совсем так. Возникает вопрос о связи этой истории с другой историей, которая изучается достаточно давно. Насколько я понимаю, существовали достаточно обоснованные подозрения по тому, кто мог бы являться организатором убийства. Один из друзей Адильгерея Магомедтагирова — Курах, который был ранен во всей этой истории, был именно тем человеком, который Адильгерея вытащил на эту свадьбу. Там шли достаточно длительные переговоры: Адильгерей отказывался, Курах настаивал. Курах — это тот самый человек, у которого убили сына, чтобы выманить Адильгерея на место преступления. Это человек, которого Адильгерей устроил в свое время заведовать береговыми работами. А где береговые работы, там откаты, а где откаты — там ваххабиты сидят. Сейчас это так устроено в Дагестане.
Когда впервые эта тема возникла, получалось, это опять история конкуренции ваххабитов и ментов за бюджетные деньги. Вполне возможно, это убийство, действительно, связано с береговыми работами. Достаточно поразительно будет, если это так.
«СП»: — О каких деньгах идет речь, что стоит на кону?
— Берегоукрепление — это большие деньги. Сыпать песок можно много, особенно в Дагестане. Это удивительная особенность дагестанского песка — сколько его не сыпешь, все мало…
«СП»: — Курах, чисто теоретически, мог быть заказчиком, это могла быть месть с его стороны?
— Еще раз повторю: это очень странная история, в ней есть чисто дагестанская ахинея. Пока не станет ясно, как именно все было там устроено, трудно комментировать. Историю про Кураха я слышала очень давно, и следствие работало в этом направлении.
«СП»: — Вы считаете, следствие будет доведено до конца?
— Это зависит от того, кто заказчик. Здесь речь не идет о вероятностях. Дело в том, что Адильгерея дважды взрывали именно ваххабиты, и ваххабитская история остается для меня главной. Удивительно в этом, что ваххабиты наняли, да еще за такие большие деньги, русских прапорщиков. Это — необычная ситуация.
Как убили генерала Магомедтагирова
Глава МВД Дагестана был застрелен 5 июня 2009 года в Махачкале. Министр скончался от полученного ранения в область сердца на операционном столе.
Преступление было совершено в 13:05 на улице Амет-Хана Султана. Адильгерей Магомедтагиров был в числе гостей на свадьбе дочери начальника управления по налоговым преступлениям МВД Дагестана Магомедова. В момент покушения они стояли у входа в банкетный зал «Маракеш». Снайпер стрелял из расположенного напротив 9-этажного дома. С места происшествия было изъято несколько бронебойных 9-мм пуль. Главный врач Республиканского ортопедо-травматологического центра Магомед Омаров сообщил, что Магомедтагиров был убит единственным выстрелом.
Генерал был похоронен в день своей гибели по исламским обрядам на кладбище селения Гонода в Гунибском районе республики. Чтобы успеть до заката, его тело было доставлено в родовое селение на вертолете.
За годы службы Магомедтагирова на посту главы МВД — это было уже третье покушение на министра.