Обострение напряженности в мире, связанное с противостоянием Запада и России похоже на ситуацию, которая предшествовала началу Первой мировой войны. Об этом в интервью изданию Daily Star заявил бывший командующий Королевскими ВМС Великобритании адмирал Алан Уэст.
Особое опасение адмирала вызывает обострение российско-украинских отношений. Он напомнил, что Москву регулярно обвиняют в подготовке к вторжению на Украину, а президент Петр Порошенко просит помощи у стран НАТО. По его мнению, обе стороны проверяют друг друга.
Уэст также заявил о возможном размещении кораблей НАТО в Черном море, напомнив, что похожая ситуация спровоцировала начало Первой мировой войны:
«Именно это привело к Первой мировой войне. Хотя толчком к ней послужило убийство эрцгерцога Франца Фердинанда, однако тогда велась политика балансирования на грани войны».
Кроме того, Уэст предрек скорое начало полномасштабной войны на Украине, если Россия начнет использовать «свои войска» в Донбассе, при этом адмирал выразил сомнения в том, что НАТО рискнет вмешаться в этот конфликт.
«Что именно мы будем делать? Это же не нападение на НАТО. Действительно ли мы хотим отправлять туда войска и ввязываться в горячую войну с Россией из-за Украины. Это очень хороший вопрос. Если мы этого не сделаем, то тогда позволим уничтожить Украину. Так что это очень сложный вопрос», — считает британский адмирал.
По его мнению, Западу следует усилить давление на Россию, чтобы избежать войны.
«Нам нужно ударить по каждому олигарху, заморозить активы не только в нашей стране, но и по всему миру, не давать им распихивать деньги по налоговым гаваням», — подчеркнул он.
Напомним, что власти Британии уже предприняли ряд шагов, направленных на усиление давления на российских предпринимателей. В минувшие выходные премьер-министру Терезе Мэй был предоставлен список олигархов, «близких к Кремлю», которым планируется ограничить возможность свободно передвигаться и работать в Великобритании, Европе и других странах. Ранее власти решили в рамках борьбы с отмыванием денег и организованной преступностью приостановить выдачу «золотых» виз, что, по мнению британских СМИ, должно ударить по бизнесменам из России.
Все эти шаги понятны и предсказуемы. Не совсем понятно, почему Запад до сих пор пребывает в уверенности, что «наказывая» Россию, сможет заставить ее сделать то, что от нее совершенно не зависит.
К примеру, выполнить Минские соглашения, участником которых Москва даже не является. Или «вернуть» Украине Крым, что для Москвы абсолютно неприемлемо, а любая попытка педалировать это силовыми методами неминуемо приведет к войне.
Приведет ли в этом случае локальный конфликт к мировой войне? Действительно ли Запад не собирается ввязываться в нее из-за Украины?
По словам историка, публициста, постоянного эксперта Изборского клуба Александра Дмитриевского, очередная мировая война — это событие, о наступлении которого говорят очень давно и очень многие.
— Поэтому сказанное бароном Уэстом относится к разряду того, что наглядно характеризуется крылатой фразой «удиви козу капустой!».
«СП»: — Как показывает история, повод для мировой войны можно найти абсолютно любой, если мир готов к такой войне. А он готов сегодня?
— Война — это способ разрешения международных проблем, к которому прибегают когда остальные способы уже не действуют. Это такой меч, который способен разрубить гордиев узел, правда и клочья при этом будут лететь далеко. В современном мире накопилось очень много противоречий, которые уже не решаются мирными методами, например, тот же долг США перед другими странами. Даже если вдруг Вашингтон решится вернуть эти долги кредиторам, то обвал Уолл-стрит просто взорвёт США изнутри, что быстро перерастёт в сценарий «на дно — так с музыкой!». То бишь — с ядерными боеголовками… Другое дело, что количество проблем такого рода пока не настолько велико, чтобы перейти в качество.
«СП»: — Есть ли, по-вашему, реальный способ сегодня разрядить обстановку? Или процесс уже неконтролируем?
— Встречный вопрос: а надо ли разряжать обстановку? Здесь можно привести некоторые параллели с воспалительным процессом при простуде или гриппе: принял жаропонижающее при температуре 37,2 — продлил хворь ещё на один день. Так и здесь: идёт процесс нагноения, абцесс должен вызреть и прорваться, а не консервироваться. Иначе оздоровления не будет. Это, конечно, звучит кощунственно, но когда драка — вопрос времени, а не принципа, то к ней надо готовиться.
И вообще жить по принципу «лишь бы не было войны» — это путь к поражению: побеждает не тот, который идёт на уступки. Побеждает тот, кто готов не просто умирать, отстаивая свои интересы, а убивать посягающих на тебя. Яркий пример — Евромайдан на Украине: Янукович всеми силами пытался предотвратить войну и шёл на уступки бандеровцам, которые мириться не собирались. Ну и где теперь Янукович? Тихо доживает свой век в изгнании не нужный уже никому. А где его оппоненты? Вопрос, увы, риторический.
Или взять Башара Асада, который предпочёл сражаться до конца в самом безнадёжном положении: и помощь ему пришла. Взять Донбасс, Южную Осетию, Приднестровье, Абхазию, Нагорный Карабах: выстоит тот, кто готов сражаться не на жизнь, а насмерть.
«СП»: — Может ли Украина стать поводом для мировой войны? Насколько адекватно сравнение нынешней ситуации с Первой мировой?
— Если Западу нужен повод — он его из двадцать первого пальца высосет. Вспомним, как начиналась агрессия против Ирака: достаточным основанием стала демонстрация пакета со стиральным порошком. Поэтому верить в порядочность Запада — себя не уважать.
Что же касается сравнения с двумя предыдущими мировыми войнами, то нагнетание ситуации и там имело место. Но там также имела место и расчистка геополитического пространства в виде тех же Балканских войн в преддверии 1914 года, а также Мюнхенский сговор и Пакт Молотова — Риббентропа, ликвидировавшие лимитрофы, не дававшие сойтись противникам в прямом столкновении. Сейчас же ликвидация лимитрофов пока что не завершена, хотя судя по происходящим на Украине процессам, ситуация развивается именно в этом направлении.
— Считается, что термин brinkmanship (балансирование на грани катастрофы) появился в 50-е годы прошлого века, во время «холодной войны», — отмечает замдиректора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.
— «Изобретение» этого слова приписывают госсекретарю США Даллесу, который именно такой политики и придерживался. Хотя сам принцип использовался многими и многими политиками с древних времен. Подобная тактика всегда сводилась к тому, что одна из сторон подталкивала события к катастрофической развязке в расчёте на то, что в целях самосохранения другая сторона первой пойдет на уступки.
Да, действительно, Первая мировая война, по мнению многих историков, случилась вследствие того, что процесс нагнетания напряженности вышел из-под контроля. Убийство эрцгерцога Фердинанда смогло запустить маховик войны только потому, что, по большому счету, все стороны были к войне морально готовы. Однако это не означает, что балансирование на грани войны автоматически приводит к войне. И примеры из «холодной войны», примеры самых ярких ее кризисов вроде Карибского, тому доказательство. Если уж и проводить исторические параллели, то нынешняя внешнеполитическая атмосфера, скорее, напоминает период «холодной войны», чем ситуацию перед Первой мировой.
«СП»: — Действительно ли НАТО не рискнет вмешиваться в случае, если Москва будет вынуждена ответить открытым вмешательством на агрессию Украины?
— Видимо, Уэст что-то знает, если так уверенно говорит, что НАТО не вмешается. На мой взгляд, генералы сделали выводы из уроков Первой и Второй мировых войн и не готовы позволить политикам превратить локальные конфликты в мировую войну. Как минимум, не готовы допустить повторения классических мировых войн с огромным числом жертв. А открытое военное столкновение НАТО и России — это, конечно, уже мировая война в классическом ее виде.
Если новая мировая война и случится, это будет уже другая война. Думаю, не ядерная (ядерное оружие — это оружие сдерживания, а не боевого применения), но с использованием вооружений, основанных на новых физических принципах, возможно, нелетального оружия, например, кибервойна и прочие войны нового поколения. Однако ни одна армия в мире пока не готова к подобной полномасштабной войне. Как бы цинично это ни звучало, но оружие прежде будет испытано в серии локальных войн, и только потом генералы могут задуматься о широком его применении.
Почему же сейчас нагнетается истерия? Для того чтобы на разработку и поставку в армию новых вооружений выделялось все больше и больше средств.
«СП»: — Уэст также заявил, что во избежание войны западным странам необходимо оказывать большее давлению на Россию. На Западе до сих пор верят в том, что, «наказывая» Россию, смогут как-то снять напряженность?
— Некоторые западные политики надеются повторить опыт выхода из «холодной войны», в которой, как они считают, победил Запад. И победил, как они считают, именно невоенными методами, способствовав созданию в Советском Союзе такой экономической и социальной ситуации, которая привела к развалу СССР. Хотя вопрос о победителях в «холодной войне», конечно, дискуссионный, нельзя отрицать, что есть желающие нечто подобное совершить уже с Россией.
Новости политики: Путин обсудил с Меркель обстановку в Керченском проливе
Международное положение: Три повода, которые могут привести к войне России с США