Конец года — традиционное время подводить итоги, а также анализировать причины успехов и неудач минувшего периода. И уж, коль скоро одной из горячих тем последних лет остаются наши отношения с Украиной, то обойти вниманием этот аспект просто невозможно.
В целом, надо признать, что за послемайданную пятилетку вектор движения «незалежной» не отклонился от курса «прочь от России». И даже ускорился. Масштаб «разрыва» между нашими странами к концу 2018-го достиг таких размеров, что с трудом верится, что когда-нибудь мы сможем, как раньше, называть Украину братской и воспринимать частью Русского мира.
Президент Порошенко и его ручная Верховная Рада старательно и весьма успешно пока «зачищают» все, что сближало и роднило Украину с Россией. Героические страницы нашей советской истории вымарываются, искажаются и переписываются. Более того, теперь недобитые Советской армией боевики ОУН-УПА*, благодаря поправкам внесенным Порошенко в закон «О статусе ветеранов войны», будут пользоваться на Украине такими же льготами, как и победители нацизма. Те, кто действительно проливал кровь, освобождая от коричневой чумы эту землю.
На смену так называемой «декомунизации» приходит «дерусификация» с ее дикими запретами на «русскоязычный культурный продукт».
Введение моратория на все русское в публичной коммуникационной сфере уже одобрили власти Ивано-Франковской, Тернопольской, Житомирской, Львовской и Волынский областей.
При том, что согласно исследованию института Гэллапа русский язык является родным для 83% граждан Украины. А теперь язык Гоголя и Булгакова объявлен «внутренним врагом». Украинская неонацистска-литератор Ницой уже призвала власти устроить языковой геноцид по примеру Прибалтики с полным запретом русскоязычным говорить на родном языке.
А еще в уходящем году Киев в лице Порошенко официально оформил конфронтационную линию в российско-украинских отношениях, подписав указ о прекращении Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Россией.
То есть, мы даже формально уже не друзья. Но и в этом случае совершенно точно можно сказать, что ни в Москве, ни в других каких-то городах российских люди не пойдут маршем с лозунгами «украинцев на ножи!». Как это делали активисты Евромайдана, причем, еще задолго до той самой Крымской весны…
Но даже лютая ненависть к «москалям», которую так культивировали и взращивали все эти годы в украинском обществе идеологи госпереворота, не помогла им за эти пять лет добиться европейского процветания в стране.
Наоборот, реалии «европейской» Украины, как сказал недавно бывший премьер-министр Украины Николай Азаров, «затолкали» жителей страны на нищенский уровень существования, где приходится выживать изо дня в день.
По его словам, украинцев лишили всякого намека на демократию, оставив лишь один выбор: потратить свои скромные доходы на пропитание или же заплатить за коммунальные услуги.
Согласно последним соцопросам, граждане Украины, действительно, считают ситуацию в стране напряженной, а свое положение незавидным. И улучшения, в большинстве своем, в наступающем году не ожидают.
Но главное, они не хотят отвечать ни за Порошенко, ни за себя.
Лишь 7,3% опрошенных украинцев согласились с тем, что они несут полную ответственность за избрание того или человека главой государства. Более половины респондентов (53,2%) считают, что они не несут никакой личной ответственности за то, кто является президентом Украины, еще 30,4% заявили, что их ответственность только частичная.
Есть ли вообще успехи у украинской власти в чем-либо, кроме торговли русофобией?
Этот и другие вопросы «СП» адресовала члену Совета по межнациональным отношениям при президенте России Богдану Безпалько:
— Успехи украинской власти довольно скромные, их можно перечислить. Во-первых, то, что они смогли добиться освобождения Савченко. Другое дело, что эта «перемога» плавно перетекла в «зраду», потому что Савченко стала одним из ведущих оппонентов власти, в результате чего угодила уже не в российскую, а в украинскую тюрьму. И о ней все забыли.
Но для украинской власти, для Порошенко это была «перемога», он постоянно трубил об этом.
Вторая перемога, это безвиз, который все-таки они получили в 2017 году, и который позволил значительному количеству населения выехать в страны Восточной Европы, в основном, в Польшу на заработки. Пусть холопами, пусть батраками. Пусть в плохих условиях, с отношением как к быдлу, но все-таки они там работают, возмещая убыль польского населения, которое уехало в страны Западной Европы.
«СП»: — Но это, скорее, касается «пятилетки» президентства Порошенко. А какие у него были успехи именно в 2018 году?
— Украина, наконец, получила «Джавелины», которые долго очень ожидались, долго очень анонсировались. Но, правда, это тоже победа весьма условная, потому что противотанковые ракетные комплексы поступили в небольшом количестве — 35 установок, 210 ракет. Хранятся они за семью замками, на Донбасс их вывозить запрещено, и, скорей всего, они носят чисто символический, психологический характер.
А если почитать письма Коростелёва (Олег Коростелёв, гендиректор киевского КБ «Луч»), которые просочились в Сеть, то оказывается эти «Джавелины» еще и устаревшие — т.е. они бракованные. Срок их эксплуатации истек, и его продлили директивным путем, чтобы поставить Украине. Во время испытаний эти ракеты показали очень плохой результат.
Но есть еще несколько успехов.
Во-первых, это получение кредита от Международного валютного фонда (МВФ), который решил все-таки выделить Украине 3,9 млрд. долларов, что позволит Порошенко продержаться на плаву.
Это отсутствие массовых социальных протестов, которые могли бы каким-то образом нарушить взаимодействие власти и некоторых ее инструментов. Например, как «желтые жилеты» во Франции.
И это раскол Православной церкви, который хотя и не привел к созданию именно поместной церкви, патриархата
Таковы, можно сказать, скромные успехи украинской власти.
«СП»: — А неудачи, в чем?
— Неудачи все нам сейчас очевидны. Страшная деиндустриализация, падение жизненного уровня населения, практически депопуляция, поскольку люди уезжают.
Большинство граждан Украины предпочитают протестовать против этой власти не на митингах, а ногами.
По статистике ряда украинских экспертов и специалистов, которые совсем не симпатизируют России, более двух третей населения хочет выехать, одобряет выезд своих родственников и даже относится к этому нормально или благожелательно. Причем, это касалось выезда в Российскую Федерацию — т.е. «страну-агрессор», что особенно оскорбляло экспертов.
А что касается самих протестов, то граждане Украины давно разочаровались во всех возможностях протеста. Во-первых, протесты в стране идут беспрерывно, начиная еще со времен президентства Ющенко. И ни к чему они не приводят.
Люди выходили на улицу с начала реформ Порошенко, когда он начал лишать целые категории населения льгот, к которым они давно привыкли — чернобыльцев, афганцев, учителей… Безрезультатно. Мы помним, например, валютный Майдан, когда люди протестовали против резкого падения курса гривны, в результате чего они попали в ловушку, потому что брали кредит в долларах, а, соответственно, обрушившаяся национальная валюта ввергали их в самую настоящую долговую кабалу. И т.д.
Они, может, и не разгонялись очень жестко правоохранительными органами, хотя и такое случалось. Но совершенно точно к изменению политики эти протесты не привели.
Вообще, если мы даже посмотрим на другие страны, где происходили подобного рода реформы, то увидим, что и там результат уличных акций был тот же самый. К примеру, в 2010 году Саакашвили — тогда еще не украинский губернатор, а президент Грузии, — очень жестко разгонял протестные митинги у себя в Тбилиси. Что, это привело к его отставке? Нет.
К отставке привело естественное окончание срока его президентства и проигрыш на выборах. И то, в основном, после неудачной войны 2008 года.
Так что все граждане Украины прекрасно осознают, что они бессильны что-либо изменить. Скинуть эту власть можно, только если к ее обрушению подключается какой-то мощный внешний геополитический игрок, вроде Соединенных Штатов Америки, который выделяет Киеву большие деньги, обеспечивает технологию цветной революции. Вот тогда, наверное, можно претендовать на то, что эта власть будет свергнута и изменена.
Это ответ на то, почему население Украины не протестует…
Что касается пропасти между нашими странами, то ее сознательно выстраивают с той стороны. Причем пытаются выстроить её настолько глубокой, чтобы люди даже не могли сравнить, как в реальности они живут у себя на Украине и как живут люди здесь в России.
Мы же помним, например, предложение Вятровича и других особо «умных» деятелей наказывать гостевых рабочих, которые приезжают в Россию на заработки, или на ПМЖ, или на временное даже проживание. Вплоть до уголовного преследования.
Конечно, с такой властью без каких-либо изменений эта пропасть будет только расти.
«СП»: — Почему мы до сих пор не можем поставить на место это зарвавшееся украинское руководство? Ведь даже в случае с Керченской провокации, где мы ни на йоту не отступили от международных законов, всю вину возложили на нас.
— Понимаете, Украину используют сейчас в качестве такого хулигана-провокатора. Вроде обезьяны, которая выскакивает и швыряет в тебя какие-то банановые шкурки и что-нибудь еще, вызывая желание за ней погнаться.
Россию просто провоцируют на какие-то действия резкие, или масштабные. Поэтому нам приходится выверять тщательно каждый шаг, чтобы нас не втравили в войну, не втравили в какие-либо действия, которые для нас будут чрезвычайно нежелательными.
Однако пока что Россия сохраняет хладнокровие. И все эти шавки, они хоть и бегают там вокруг, чего-то реального добиться не могут. А Украина, которую используют, как таран, допустим, или как шавку, в какой-то степени ведь и разрушается сама от того, что её так используют.
«СП»: — Поясните.
— Если даже смотреть с точки зрения украинского национализма, то нынешнему киевскому руководству гораздо выгоднее было бы вести такую политику, какую сейчас ведет Лукашенко. То есть, все-таки сотрудничать с Россией, получать от нее экономические бонусы, преференции, но при этом тихонечко идти на Запад. Может, весьма явно, но без барабанного боя, без знамен
И это, например, прекрасно понимала Савченко. Савченко убивала людей на Донбассе, она — человек, который вполне отвечает своему солдатскому званию, хотя и принадлежит к женскому полу. Но при этом своим разумом она поняла, что гражданская война на Донбассе очень вредна для Украины, для ее экономики, населения, армии, ее политики
Но раз она вредна, то надо эту войну заканчивать. Значит, надо ехать и как-то договариваться. Она туда поехала. Но ей тут же дали по рукам.
То есть, эта война, получается, выгодна другим украинским политикам.
«СП»: — Но здесь столько возможностей для «распила»… К тому же, удобно оправдывать неудачи и давить на Россию в международных организациях… Это такой бонус для Порошенко и его камарильи.
— Но получается, что человек, который ненавидел Россию, сидел здесь в тюрьме, который, по сути, олицетворяет собой что-то жутко антирусское, антироссийское, он как раз выступает за мир на Донбассе. И подозреваю, скорее, за более-менее рациональные отношения с РФ. Но даже его нивелируют, сажают в тюрьму.
Поэтому здесь, мне кажется, главное для России устоять. Сохранить, нарастить, увеличить свои возможности. Не дать себя втравить в какие-то провокации. И после этого уже посмотрим, что будет с остальными, кто нас окружают.
Дело в том, что силы, которые стоит за Украиной и за Европой, не жалеют ни Украину и ее население, ни Европу. Но если этот таран не даст каких-то позитивных результатов антироссийских, или даст очень скромные, то эти внешнеполитические игроки придут договариваться сюда — к нам, в Россию.
А Украина — сам этот инструмент, будет уже сломан.
Новости Украины: Порошенко пристыдили за обед в элитном ресторане
Кризис на Украине: «Доктор смерть» Ульяна Супрун: Плевать мне на вашего «ватника» Амосова
*17 ноября 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры», организации «Братство». Их деятельность на территории России запрещена.