Россия отказывается возвращаться к работе в ПАСЕ, пока там не отменят дискриминационные нормы и не прекратят лишать голоса отдельные страны
Российские парламентарии не видят оснований для возвращения в Парламентскую ассамблею Европы и возобновления уплаты взносов Российской Федерации в бюджет Совета Европы, говорится в проекте заявления Комитета по международным дела Государственной Думы РФ.
«ПАСЕ не получить российского взноса. Россия не будет покупать билеты на тот фильм, который она не смотрит», — заявил журналистам вице-спикер ГосДумы Петр Толстой.
Не поддержали возвращение России к работе в ПАСЕ и в верхней палате парламента.
«В этой ситуации члены Совета Федерации Федерального собрания РФ не видят оснований для направления соответствующей заявки на подтверждение полномочий российской делегации в ПАСЕ на очередную сессию 2019 года», — говорится в заявлении СовФеда, принятом в среду.
Глава комитета Совфеда по международным делам Константин Косачев отметил, что консолидированная позиция российского парламента будет доведена как до самой ПАСЕ, так и до национальных парламентов, которые в ней представлены.
«Совместно с конструктивно настроенными коллегами из этих парламентов мы будем готовы и дальше прилагать усилия, чтобы вернуть ПАСЕ и в целом Совет Европы на позиции демократии, политической ответственности и элементарного здравого смысла», — отметил он.
Как считает сенатор Алексей Пушков, ПАСЕ завела отношения с Россией в полный тупик.
«Выхода из него не видно. Совет Европы рискует потерять самую крупную страну континента», — написал он на своей странице в Twitter.
Рассмотрение вопроса в Государственной Думе запланировано на 17 января на пленарном заседании нижней палаты. Как заявил глава комитета по международным делам ГД Леонид Слуцкий, существующая в настоящее время норма о возможности пересмотра полномочий национальной делегации или части таковых полномочий, противоречит международному праву, а также мировой парламентской практике и самой природе парламентаризма.
«Совет Европы и его Парламентская ассамблея находятся в глубоком институциональном кризисе. Выхода из него они пока не находят, хотя мы весьма активно старались побуждать наших коллег из Страсбурга к этому в течение последних месяцев», — отметил председатель комитета.
По словам Петра Толстого, обсуждение изменения регламента со спикером ПАСЕ Лилиан Мори Паскье оказалось безрезультатным.
«Дело не в депутатах или сенаторах, дело в наших избирателях, в народе России. Совет Европы должен и будет уважать полностью все права народа РФ и только на этих условиях Россия будет работать в СЕ», — заявил вице-спикер ГД.
При этом он считает, что последствия неучастия России в работе ПАСЕ глубже, чем финансовые, так как, по мнению российских коллег из этой организации, освобождают «вакуум для русофобии, которая в последние годы достаточно активно имплементируется в текущую работу в виде различных заявлений и резолюций, которые, кстати, мы не собираемся признавать ни полностью, ни частично».
Петро Толстой добавил, что все решения ПАСЕ, принятые без участия РФ, не имеют для нас легитимности.
О необходимости верховенства Устава Совета Европы ранее, на встрече с председателем парламента Финляндии (в настоящее время председательствует в Кабинете министров Совета Европы) Паулой Рисикко говорил и председатель Госдумы Вячеслав Володин.
«Мы считаем для себя невозможным участие в работе ПАСЕ, где процветают такие формы решения вопросов, когда боятся слышать другую точку зрения и боятся голосования по вопросам», — подчеркнул глава нижней палаты.
Он также добавил, что у России нет никаких требований, которые бы относились к созданию для нее условий особого статуса.
«Мы настаиваем на одном — 47 стран — участниц СЕ должны быть равноправны, как это определено в Уставе Совета Европы», — сказал он.
Замглавы МИД РФ Александр Грушко, в свою очередь, сообщил, что действия ПАСЕ не удовлетворяют Москву, так как не решают системную проблему полного восстановления полномочий РФ, и предложение Госдумы внешнеполитическое ведомство одобряет.
Права голоса в ПАСЕ Россию лишили в 2014 году из-за событий на Украине и присоединения Крыма, после чего санкции продолжили ужесточать. На таких условиях Россия отказалась от участия в работе ПАСЕ, а в 2017 году приостановила выплату взносов в Совет Европы.
То, что заявления российских парламентариев прозвучали именно сейчас, заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета Николай Платошкин, не считает случайным.
— В ноябре прошлого года в ПАСЕ решался вопрос о допуске России, и он был перенесен на январь. Чтобы было понятно: нас лишили права голоса и рассматривался вопрос, поднятый нашими сторонниками, чтобы впредь вопрос о лишении страны права голоса решался не простым большинством, а двумя третями. Двух третей у наших врагов в ПАСЕ нет, и это означало бы возвращение России права голоса.
Застрельщиками, чтобы не менять процедуру, выступали украинцы, Великобритания, Литва, Эстония и так далее. За нас выступали Германия, Франция, Испания, Италия и другие. Вопрос оказался подвешен, решили ничего не менять ни в ту, ни в другую сторону и перенести вопрос на начало 2019 года. Вот сейчас он будет рассматриваться.
С нашей стороны было четко заявлено, что мы не будем участвовать в работе организации без права голоса. Если это парламент — от французского слова «parler» — «говорить», то что значит его участник не может выступить?
«СП»: — На днях представители ПАСЕ и СЕ снова встречались с нашими парламентариями и говорили о необходимости сотрудничества, однако дела говорят об обратном.
— В ПАСЕ разные точки зрения и нам сейчас необходимо наблюдать за этим. Хотите, чтобы мы вернулись, верните право голоса. Ну, не хотите, не надо, не будем возвращаться. Нам не надо кого-то упрашивать, умолять о чем-то.
«СП»: — На Ваш взгляд, вернут?
— Чтобы не произошло, все для нас будет хорошо. ПАСЕ лет 10, наверное, занималось только критикой России по разным вопросам. Представим, России там нет. Чем они будут заниматься? Им придется заняться нарушением прав человека в Латвии, еще где-то. Это первый вариант.
Второй вариант — мы вернемся. У нас появится возможность отстаивать нашу точку зрения. И самое главное, чего не было до сих пор и это наша вина, то, что Россия сама никаких вопросов там (в ПАСЕ — ред.) не ставила. Нас там хотят судить, мы выступаем, обороняемся, а надо ставить вопросы о правах русских в Прибалтике, нарушение прав нацменьшинств на языки на Украине, куда ПАСЕ может миссию направить. Собственно, ПАСЕ для этого существует.
Короче, вернут голос — можем использовать ПАСЕ для своей политики. Не вернут, пусть ищут, чем им заниматься. Думаю, у них серьезные проблемы возникнут.
«СП»: — Мы и денег уже не даем.
— ПАСЕ — это орган Совета Европы, куда входят и другие органы, например, Европейский суд по правам человека, куда многие наши граждане обращаются. Мы справедливо говорим, что, если мы лишены права голоса, почему мы должны это финансировать.
Хочу подчеркнуть, в свое время смыслом восстания в США против Англии было то, что им ввели налог, но не разрешили высказаться по этому поводу. Восстание возникло под лозунгом: «Нет налогообложению без нашего права высказаться». Мы идем по пути братского американского народа в этом вопросе.
Новости политики: Володин считает, что значимость ПАСЕ переоценена