
На прошедших накануне выборах практически во всех 76 регионах, где состоялось голосование, лидирует «Единая Россия». Однако и представители оппозиционных партий, в отличие от прошлых выборов, в целом довольны результатами. Единороссы проиграли выборы мэров в Иркутске и Усть-Илимске. Так, после подсчета 95% голосов на выборах мэра Иркутска лидирует выдвиженец КПРФ Виктор Кондрашов с результатом в 62,34%.
В целом по стране результаты единороссов продолжают снижаться. Если на осенних выборах партия власти набрала более половины голосов во всех регионах, то на нынешних этот результат не был достигнут в Свердловской области (42%), республике Алтай (43%), Курганской (45%) и Хабаровском крае (48,29%).
КПРФ, по предварительным данным ЦИК, занимает пока второе место. В Республике Алтай — более 23%, в Хабаровском крае — более 18%, в Курганской области -более 24%, в Свердловской области — более 20%.
Как оценивает прошедшие выборы оппозиция, рассуждает депутат Госдумы РФ от КПРФ Олег Куликов.
«СП»: — Олег Анатольевич, вы довольны результатами выборов?
— Мне пока трудно оценить степень чистоты и влияния административного ресурса. Думаю, как всегда, он был максимально использован, были максимально задействованы бюджетники, чтобы получить управляемое голосование. Но тут, все равно, можно отметить два момента.
Первый — это существенное поражение «Единой России», которая в ряде регионов не набрала и 50% голосов, хотя у нее было задание набрать больше 60%. Второй момент — уверенное второе место КПРФ в семи регионах. Потом, в ряде регионов коммунисты практически в два раза улучшили свои результаты. Это республика Алтай, Свердловская область, Курганская область, Хабаровский край. Это, я считаю, полный успех.
Еще надо отметить победу нашего кандидата на выборах мэра Иркутска — более 62% голосов, при том, что «Единая Россия» там даже снимала неугодных кандидатов с регистрации, чтобы расчистить путь для своего кандидата.
Все это, я считаю, очень впечатляющие достижения. Их еще надо анализировать, потому что по ряду территорий — например, по Горно-Алтайску — у нас близкие результаты с «Единой Россией». То есть, на территории, где трудно сфальсифицировать результаты, наши результаты еще лучше. Это тоже определенная оценка итогов выборов.
«СП»: — Политолог Александр Кынев считает, что на фоне разговоров руководства страны о необходимости борьбы с нарушениями на выборах, то, как они проходят в реальности — с массовым досрочным голосованием в пользу «Единой России», с использованием черного пиара — свидетельствует о том, что в Москве не имеют реальных рычагов влияния на ситуацию на местах. Это так?
— Я с Александром Кыневым согласен. Декларации звучат в Москве, а на местах чиновник отвечает своим креслом за результат, который получает «Единая Россия». Его поэтому декларация не интересует, он отвечает конкретно перед своим губернатором. А губернатору, который, как правило, является членом «Единой России», партия ставит определенное контрольное задание. По результату будет оцениваться и его работа: либо он останется в кресле руководителя, либо ему подпишут заявление об уходе.
«СП»: — В некоторых регионах «Единая Россия» не набрала большинства. Это означает, что они получили неуправляемые местные парламенты?
— Это было бы так, если бы выборы проходили только по партийным спискам. Но по партийным спискам проходит голосование всего в двух регионах — в Свердловской и Калужской областях. Остальные выборы проходят по смешанной системе, а по ней фактически везде побеждает «Единая Россия». Даже проиграв по партийным спискам, они добирают большинство по одномандатным округам.
«СП»: — То есть, для «ЕдРа» ненабранное большинство — не что-то катастрофическое?
— Да. Получается парадокс: потеряв доверие больше половины населения, а в целом получив не больше 15−20% голосов от общего числа избирателей, «Единая Россия» все равно остается у власти.
«СП»: — 15 марта «Единая Россия» намерена провести митинги как итог единого дня голосования. В Москве на Поклонной горе ожидается до десяти тысяч участников. Также митинги пройдут в Хабаровске, Горно-Алтайске, Новосибирске, Кургане, Екатеринбурге, Воронеже, Калуге, Рязани, Астрахани, Туле, Иркутске. «Единороссы» говорят, что намерены отыграть некоторые результаты. Они действительно могут что-то отыграть?
— А что они могут отыграть?! Знаете, Петр I в начале своего царствования, после одного из поражений в Северной войне, издал указ: «Конфузию считать викторией». Мне кажется, «Единая Россия» хочет представить поражение как победу. Это будет внедряться в общественное сознание. Дело в том, что люди не сравнивают — что было, и что произошло сейчас. А произошло то, что на этих же территориях и на выборах президента, и на выборах в Госдуму, результат «за» Единую Россию" был на 15−20% выше.
«СП»: — После октябрьского единого дня голосования, мы помним, фракции в Госдуме от КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР покинули в знак протеста против нарушений на выборах зал пленарных заседаний. Сейчас мы увидим подобные демарши оппозиции?
— Это прерогатива штаба и президиума ЦК — оценить чистоту выборов, и принять решение о дальнейших действиях. Но я считаю, результаты выборов настраивают нас на хорошее настроение. Хотя за доказанные нарушения надо бороться до конца. Думаю, это мы и будем делать.
«СП»: — «Единая Россия» проиграла в ряде регионов. Партийное руководство будет наказано?
— В этих случаях практикуется наказание исполнителей непосредственно на территории, плюс наказание в высших органах партии. Однако опыт показывает, что высшее руководство не наказывается.
Но в принципе ситуация в регионах безнадежна для «Единой России». Я сам был в ряде субъектов РФ — например, в Свердловской области. Видел, какая там катастрофическая ситуация, и как народ отвернулся и от «Единой России», и от местных региональных властей. Какая там безработица, безысходность, социальная нестабильность. Мне кажется, напряженность в обществе нарастает, и кризис еще не отразился в полной мере на уровне жизни населения.
«СП»: — Все партии власти, которые мы видели в современной России, по сути, были одноразовыми. «Единая Россия» от выборов к выборам, очевидно, проседает все ниже и ниже. Может быть, Кремлю имеет смысл создать под выборы 2011−2012 годов новую партию власти?
— Логика подсказывает, что сейчас новую партию создавать поздно — до выборов осталось всего полтора года. Потом, электоральный ресурс «Единой России» держится на ресурсе президента и премьера. А пока рейтинг Путина и Медведева если и падает, то не так катастрофически, как рейтинг партии.
Но, думаю, народ все-таки прозревает. Он видит результаты антикризисной программы, когда за год кризиса в России стало в два раза больше миллиардеров, когда жизненный уровень падает, когда число безработных выросло почти вдвое. Народ понимает, чьи интересы представляет нынешняя власть.