
В ночь с 28 на 29 марта, за несколько часов до жесточайших террористических актов в Москве, президент США Барак Обама посетил бывшую цитадель «Аль-Кайеды» и «Талибан» (по оценкам американской прессы) Афганистан. Он провёл переговоры с президентом этой страны Хамидом Карзаем о проблемах дальнейшей борьбы с терроризмом и наведении порядка в республике. Затем Барак Обама выступил перед военными на авиабазе НАТО в Баграме. Он заявил, что войска НАТО нанесли серьезные удары по лидерам «Аль-Кайеды» и «Талибан», подчеркнув, что террористы «пытаются спрятаться, они боятся за собственную безопасность».
Правда, Обама в целях собственной безопасности провёл свой визит в обстановке строжайшей секретности. Даже Карзай узнал о прибытии американского президента всего за час до события.
К тому же и сводки из районов боевых действий не очень подтверждают слова Обамы. Только за январь-февраль 2010 года в Афганистане погибли 57 военнослужащих США, что более чем в два раза превышает потери аналогичного периода 2009 года. В текущем месяце уже погибли по меньшей мере 20 американских солдат. Не разделяет оптимистических оценок Обамы и высокопоставленный американский военачальник адмирал Майк Муллен, который заявил, что стратегия президента США в Афганистане потерпит провал, если Хамид Карзай не сумеет справиться с коррупцией и навести порядок в городе Кандагар, который «является центром тяжести в смысле безопасности».
В то же время, президент США Барак Обама заявил, выступая перед военнослужащими, что добьется отправки в Афганистан дополнительных 2,5 тыс. американских солдат. Мотивировал так: «Все это сделает Америку безопаснее, и мы будем продолжать гоняться за ними (террористами). Поскольку именно это потребуется для того, чтобы обеспечить безопасность наших семей дома».
О том, что могло привести Барака Обаму в Афганистан, мы побеседовали с руководителем Центра военного прогнозирования полковником Анатолием Цыганком.
«СП»: — Может быть, Обама изучал ситуацию в Афгане, готовясь к встрече с Дмитрием Медведевым 8 апреля в Праге?
— Это, конечно, одна из целей поездки американского президента в Афганистан. Для Североатлантического альянса — и в первую очередь для США — крайне важна помощь России в организации транзита военных и невоенных грузов через ее территорию в Афганистан. Но обостряется проблема и ещё большего втягивания нашей страны в афганский конфликт. Для обсуждения этих вопросов в Москву недавно прилетал генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен.
Он встречался с Дмитрием Медведевым, Владимиром Путиным и руководителями российского парламента, студентами Московского государственного института международных отношений МИД России. Выступая перед будущими российскими дипломатами, руководитель альянса подчеркнул, что Кабул заинтересован в поставках Россией вертолетов афганским вооруженным силам, в обучении пилотов, снабжении запчастями, в регулярных поставках горюче-смазочных материалов. Возможно, новой моделью взаимодействия с НАТО, заявил он, станет сотрудничество в Афганистане. Насколько далеко оно может зайти в политическом, военном, военно — техническом, экономическом, полицейском отношении и совместной борьбой с наркотрафиком пока говорить трудно. Но нашему руководству нужно действовать только в интересах России и ни в коем случае не соскользнуть на политику «бескорыстного выручения США».
«СП»: — Какие могут быть у нас там интересы?
— Ситуация в Афганистане в настоящее время достаточно неопределенная. Россия должна готовиться к тому, что США и их союзники рано или поздно будут вынуждены покинуть Афганистан. Поэтому уже сейчас в Москве (МИД, МО РФ, МВД, ФСБ, Российские железные дороги, Газпром, Росвооружение) должны начинать работать с Кабулом без посредничества НАТО над экономическими проектами. Например, итальянцы уже переходят от поставки в Афган «пушечного мяса» к использованию там «финансового оружия». Похоже, американцы тоже хотят перейти на такую форму борьбы (или сотрудничества), понимая, что это значительно сократит потери в боестолкновениях. Но кому-то нужно драться с Талибаном, вот и хотят нас подставить. Наша политика не должна идти в кильватере у США. Нужно опередить американцев и первыми начать в Афгане экономическое сотрудничество к собственной пользе.
«СП»: — Опять же встаёт вопрос: какая там может быть собственная польза?
— О каком-либо военном присутствии там России даже думать не следует, а вот участие в строительстве и создании инфраструктуры может быть очень выгодно. Российско-афганское сотрудничество должно опираться на возможности модернизации тех производственных мощностей, которые были созданы в Афганистане еще в советские времена. На территории Афганистана было построено около 150 промышленных и сельскохозяйственных объектов, которые в настоящее время либо не функционируют, либо работают в четверть силы. Для их восстановления афганцам необходима помощь Москвы. Правительство Карзая уже обратилось к российскому правительству с просьбой помочь с восстановлением этих объектов. Среди них — несколько крупнейших ГЭС, газопромыслы Шиберган и Джаркудук на севере страны, электростанции в Кабуле и Пули-Хумри, кабульский элеваторный задов, завод по производству азотных удобрений в Мазари-Шарифе, стратегический туннель на перевале Саланг, Кабульский домостроительный комбинат, Джелалабадский ирригационный комплекс. Москва может предложить для восстановления экономики ИРА варианты разработок энерго-стратегии, проект создания водопровода Кабула.
Есть выгода и в военно-техническом сотрудничестве. Объединенные силы США и НАТО в 2010 году будут насчитывать около 150 тысяч солдат из более чем 50 стран, в том числе военнослужащих из девяти бывших советских республик, не говоря уже о 80 тысячах наемниках, которые уже воюют в Афганистане. Все вместе дает 230 тысяч солдат. Подготовка одного солдата в Афганистане обходится бюджету США в один миллион долларов. Это вызывает большое недовольство в конгрессе, поэтому численность афганских вооруженных сил должна увеличиться не до 134 тыс., как предполагалось ранее, а до 240 тыс., а афганской полиции -- с 92 до 160 тыс. В 2010-м финансовом году затраты США на операцию в Афганистане впервые превысят расходы на иракскую кампанию -- 65 млрд долл. против 61 млрд долл. По количеству американских солдат, убитых в 2009 году, преимущество уже на стороне Афганистана: 137 против 110. Для сравнения стоит отметить, что в сентябре 2009 года в Ираке было 120 тысяч американских солдат.
Другое направление сотрудничества России с Афганистаном — это продажа оружия и техники. Как бы ни наращивали свое присутствие в Афганистане американские войска, фактом остается то, что начиная с 1980 по 2010 год, система комплектования и управления войсковыми соединениями афганской армии строилась по советскому образцу, сама армия до сих пор оснащена вооружением советского производства. Для НАТО военная задача снабжения афганской армии западным оружием — это лишняя головная боль. Это связано с высокими ценами, обучением военного персонала, частичной перестройкой военной инфрастуктуры.
«СП»: — Способен ли Афганистан платить достаточные деньги за наше оружие?
— Не в этом дело. США готовы оплачивать такие поставки. Причем, интерес НАТО к поставкам российского оружия за счет Пентагона уже имеет прецедент: в феврале 2002 года во время своего визита в Москву бывший министр обороны Афганистана генерал Мохаммад Фахима обсуждал этот вопрос и заявил о том, что США уже выделили на эти цели 70 миллионов долларов. Тогда Москва согласилась осуществлять военно-техническое сотрудничество с Афганистаном, но уклонилась от обсуждения вопроса о поставках оружия и боеприпасов.
Сейчас поставки российской техники ограничиваются в основном вспомогательными позициями, например, автомобильной техникой (причем бесплатно). Но ситуация изменилась. Можно полагать, что Москва согласится с поставками афганской армии вертолетов и подготовкой пилотов. Дело может пойти ещё дальше. Сейчас уже и в Вашингтоне и в Кабуле понимают, — без поддержки России создание национальной армии Афганистана невыполнимо. Москве это политически тоже выгодно, в Кремле надеются, что со строительством национальной армии и созданием эффективной правоохранительной системы правительству Карзая удастся укрепить контроль над территорией страны.
«СП»: — Вы думаете российское общественное мнение поддержит наше ввязывание в афганские проблемы?
— Только в том случае, если оно увидит, что это способно реально устранить наркоугрозу, которая оттуда идет. Эксперты ООН утверждают, что с 2001 года, когда США вторглись в Афганистан, площадь плантаций опиумного мака здесь увеличилась в 10 раз и составляет 70 тысяч гектаров. Посевы множатся, растет отлаженное производство «зелья», которое транспортируется в Россию и убивает нашу молодёжь. Идёт опий и в Европу. Афганские власти не в силах взять ситуацию под контроль, США вообще не хотят решать эту проблему. Но кому-то ведь нужно?
«СП»: — Опять России разгребать американскую кучу?
— Нет, нужно активизировать предложение России, высказанное еще восемь лет назад, о совместной полицейско-военной операции по ликвидации лабораторий, по производству опия и разгрому маршрутов его доставки.
«СП»: — Кто же предположительно будет участвовать в такой операции?
— Москве, возможно, удастся убедить Запад в сотрудничестве между НАТО, ШОС и ОБКД в создании «антинаркодического пояса безопасности». Во всяком случае, по некоторым сведениям, генерал-полковник Анатолий Наговицын, нынешний заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных сил России будет назначен на должность первого заместителя начальника Объединенного штаба ОДКБ. Вероятно, именно он займется сотрудничеством ОБДБ и НАТО на афганском направлении. В настоящее время во Всероссийском институте повышения квалификации МВД РФ проходят подготовку уже около 100 афганских наркополицейских, в рамках программы сотрудничества РФ с НАТО и ОБСЕ.
В рамках соглашения Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) и министерства по борьбе с наркотиками Афганистана Северо-западный институт ФСКН в Санкт-Петербурге готовит две группы афганских специалистов по 10 человек. Сейчас прорабатывается вопрос с министерством безопасности Афганистана о направлении наших специалистов в Афганистан для обучения афганских кадров уже на их территории. Анализ нынешней ситуации позволяет сделать вывод о том, что афганская проблема не имеет военного решения. В Афганистане необходимо создавать эффективное государство, действенную национальную армию и полицию, которые готовы принимать ответственность за ситуацию в стране, а главное, иметь в этом поддержку населения. Именно в этом вопросе Россия может помогать правительству Афганистана и, естественно, восстанавливать там сильные позиции, одновременно усиливая дипломатическое, экономическое и военно-техническое сотрудничество.
Из досье «СП»:
В Афганистане, по данным на январь 2010 года, находятся 84 150 военнослужащих сил Международных сил содействия безопасности (англ. ISAF), действующих под эгидой НАТО. По состоянию на 15 марта 2010 года, потери международной коалиции в ходе операции «Несокрушимая свобода» (главным образом в Афганистане), по данным сводок НАТО, составляли 1671 военнослужащих погибшими. Наибольшие потери понесли США (1011), Великобритания (272), Канада (140).