В России разработана новая внешнеполитическая доктрина, суть которой сводится к тому, что РФ должна развивать отношения, в первую очередь, с Евросоюзом и США. Написанный МИД проект «Программы эффективного использования на системной основе внешнеполитических факторов в целях долгосрочного развития РФ» уже одобрен президентом РФ Дмитрием Медведевым. Документ был представлен главе государства еще в феврале, он его одобрил и отправил на рассмотрение в правительство. Сейчас он якобы находится в руках у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Все материалы данного документа предназначены только для служебного пользования, а реализацией новой программы занимаются самые высокопоставленные лица государства. Об этом пишет журнал «Русский Newsweek».
Во вступлении к документу, написанном министром иностранных дел Сергеем Лавровым, говорится о том, что «укрепление отношений взаимозависимости с ведущими мировыми державами на основе взаимопроникновения экономик и культур» в интересах России. Проект предполагает развитие отношений, в первую очередь, с Евросоюзом и США.
Что реально даст России новая доктрина, рассуждает замдиректора Научно-исследовательского института социальных систем при МГУ, член Общественной палаты РФ Дмитрий Бадовский.
«СП»: — Дмитрий Владимирович, доктрина задает принципиально новый вектор российской внешней политике?
— Нельзя сказать, что внешнеполитическая доктрина — какая-то сверхновость. Еще в прошлом году, в своем послании федеральному собранию президент Медведев поставил все эти вопросы. Новые подходы, которые сейчас разрабатываются в доктрине, как раз вытекают из модернизационной повестки президентского послания. В послании были заявлены и приоритеты отношений с Европой, в том числе в целях модернизации. Медведев говорил, что мы готовы идти на заимствование евростандартов, если не успеваем разработать свои. Тогда же шла речь о том, что для модернизации нужны технологии и инвестиции, и если их надо где-то брать, то, прежде всего, это должен быть западный мир и Евросоюз.
«СП»: — Но Медведев не говорил о приоритете отношений со Штатами, разве нет?
— США появляется, как один из приоритетов, в связи с перезагрузкой, запущенной Медведевым и Обамой. Ну, и потому, что сегодня вопрос вступления России в ВТО — в первую очередь, вопрос завершения переговоров со Штатами.
«СП»: — Мы всерьез настроены добиваться установления более или менее общего пространства с ЕС?
— У нас есть проект с Евросоюзом «Партнерство для модернизации», который нужно подписать. Но в первую очередь, нам с ЕС нужен большой общий договор. В его рамках у России есть интерес к обмену технологиями, получению инвестиций, продвижению модернизационных проектов. Есть, кроме того, старая идея Медведева — договор о коллективной безопасности в Европе, он тоже входит в нынешнюю европейскую повестку.
Тот же Шувалов, который курирует проект единого экономического пространства между Россией, Белоруссией и Казахстаном, всегда говорил, что стратегическая цель — сближение и формирование общего пространства с Евросоюзом. Мы, напомню, немного изменили подходы ко вступлению в ВТО. Шувалов заявил, что мы будем идти к самостоятельному вступлению, и до конца 2010 года планируем этот вопрос решить.
«СП»: — Удастся ли нам «прислониться» к Европе, будет ли ЕС участвовать в наших модернизационных проектах? Ведь европейские эксперты считают, что Европе предстоят 4−5 тяжелых лет, в течение которых ей будет не до России…
— Речь идет о долгосрочной стратегии, об определенных приоритетах. Мне кажется, на данный момент мы видим, что новые акценты во внешней политике уже реализуются. Понятно, что в Европе достаточно большое количество проблем, и они будут сохраняться в ближайшие годы. Но это не значит, что наши отношения не будут развиваться. Под общей идеологией развития отношений с Европой, акценты будет делаться на отдельные проекты, отдельные вопросы двустороннего сотрудничества с теми или иными европейскими странами. Такому продвижению ничто особенно не мешает. Например, последнее соглашение такого рода — достигнутые договоренности с Норвегией, которые могут подтолкнуть вперед и наши двусторонние соглашения, и шансы на получение инвестиций. Традиционно у нас довольно интенсивно развиваются отношения с лидерами Евросоюза — Германией и Францией. Ну, и разговоры с ЕС на общие темы — по договору о коллективной безопасности, по визовым вопросам — тоже будут, естественно, идти.
«СП»: — Все же, можно ли сказать, что наша внешняя политика, как утверждает Лавров, разворачивается в сторону Евросоюза и Америки?
— Мы разворачиваемся в сторону того, что нам нужны инвестиции, технологии и модернизация. В изоляции этого сделать невозможно, и если мы хотим реального обновления экономики, мы так или иначе должны будем активизировать свое сотрудничество с экономическими лидерами. Не забывая, впрочем, и об активно развивающихся странах группы БРИК. Но в основе, повторюсь, лежит идея внешней политики, ориентированной на результат, на отдачу для модернизации страны.
«СП»: — Насколько эта политика будет успешной?
— Об этом надо судить не по концепции. Концепция описывает приоритеты, принципы. Но насколько это удается сейчас, и будет удаваться дальше — вопрос к практике, а не к концепции.
Чего ждать во внешней политике
По словам источника «Русского Newsweek» в МИДе, Вашингтон готов отменить поправку Джексона-Вэника. Президент Обама официально пригласил Медведева в Вашингтон в июне 2010 года. По прогнозам, при успешном завершении встречи к концу этого года РФ может вступить в ВТО.
В мае 2010 года предполагается начать переговоры о безвизовом режиме между Россией и Евросоюзом. Кроме того, стороны уже готовят к подписанию рамочный договор «Новое базовое соглашение». Заключение договора может состояться сразу после завершения переговоров о вступлении в ВТО.
По мнению источника «Русского Newsweek», главная причина поворота во внешней политике России — это недостаточность средств, необходимых для модернизации экономики, транспорта и инноваций. По подсчетам Мниэкономразвития, для реализации запланированных социальных и инфраструктурных программ только до 2013 года РФ нужно будет потратить около 1 трлн долларов. Программы на вооружение стоят не менее 30 млрд долларов в год. Бюджет и резервы Центробанка с такой нагрузкой не справятся. Политика сокращения дефицита бюджета делает невозможной идею государства как главного ивестбанкира.
«Кризис показал, что самостоятельно развиваться Россия не сможет — надо к кому-то прислониться», — говорит собеседник «Русского Newsweek» в МИД. Искать поддержки решено у Евросоюза, который может вложиться в российскую модернизацию.