Начнем с того, что президентом Владимиром Путиным был подписан закон, который запрещает россиянам, не служившим в армии по призыву без законных оснований, занимать должности на государственной службе в течение 10 лет с момента соответствующего решения комиссии. До этого в России действовал аналогичный запрет, однако без срока действия, согласно ему уклонисты пожизненно лишались возможности поступить на госслужбу. Однако, после обращения парламента Чеченской республики в Конституционный суд было установлено, что в таком виде закон не соответствует Конституции РФ (в Чечне с начала 1990-х по 2012 год призыв не проводился вообще, что может считаться объективной причиной для уклонения от военной службы).
Сейчас действие закона распространятся на уклонистов, поступивших на госслужбу с 1 января 2018 года. И, по логике вещей, многие чиновники из нового состава правительства России, назначенного Путиным 21 января, могут оказаться под угрозой увольнения именно по той причине, что в армии они не служили. К слову, тот же премьер-министр Михаил Мишустин в армии не служил ни дня. Однако, здесь есть свои нюансы. Помимо десятилетнего срока запрета, существуют и совершенно легальные варианты избежать ответственности за уклонение от службы — это отсрочки, полученные на законных основаниях. К ним относится и учеба в высших учебных заведениях, и последующее поступление в аспирантуру. Дотянул таким образом до 27 лет — свободен от службы.
У Мишустина история связана с другой причиной — он учился в Московском станкоинструментальном институте («Станкин»), который являлся тогда одним из немногих учебных заведений в стране, который давал студентам «бронь» и их не призывали в армию. Поступив на вечернее отделение этого вуза Мишустин должен был получить повестку из военкомата, но за хорошую учебу был переведен на очное отделение и под призыв не попал. Тут не докопаешься.
Если посмотреть на его заместителей в правительстве, то тут такая ситуация. Вот первый вице-премьер Андрей Белоусов после окончания экономического факультета МГУ в 1981 году сразу же поступил в аспирантуру и службы в армии таким образом избежал. Дмитрий Григоренко — после окончания в 2000 году Института экономики, права и естественных специальностей сразу ушел в налоговые органы, что также освобождало его от военной службы. Алексей Оверчук имеет за плечами Московскую сельскохозяйственную академию, после которой ушел в науку — «отпахал» в лаборатории до 29 лет. Еще один вице-премьер Дмитрий Чернышенко, как и Михаил Мишустин, закончил «Станкин» и был освобожден от армии. Юрий Трутнев после окончания горного факультета Пермского политехнического института сразу был распределен в НИПИ нефтяной промышленности. Виктория Абрамченко и Татьяна Голикова в прохождении срочной военной службы по понятным причинам не нуждались.
«Служаками» в новом составе правительства можно назвать Марата Хуснуллина и Юрия Борисова. Хуснуллин — окончил Казанский государственный финансово-экономический институт, после которого с 1984-го два года отслужил в Советской Армии. Борисов же военную службу начал еще в 1974 году в Калининском (Тверском) суворовском военном училище, закончил военное училище ПВО и дослужился в армии до должности министра обороны.
У каждого из министров, как пришедших, так и оставшихся, тоже есть либо военная служба за плечами (таковых единицы), либо учеба в аспирантуре. Никто особо на это внимания не обращает и ценятся, надо полагать, их другие профессиональные качества. А вот по поводу министра обороны Сергея Шойгу в звании генерала армии (самое высокое звание в ВС РФ), который в армии не служил, кривотолки идут давно. Как же так — командует армией, в которой и дня не был?
Шойгу учился в Красноярском политехническом институте, где существовала военная кафедра, которую он и прошел. Поэтому на вполне законных основаниях в 1977 году, после прохождения военных сборов и принятия присяги, он получил звание «лейтенант» и удостоверение офицера запаса. В армию его не отправили, хотя многие выпускники вузов с военными кафедрами становились на два года «пиджаками», как называли кадровые офицеры бывших студентов и обязаны были отслужить этот срок. Многих «забривали», но не всех, и Шойгу со своей специальностью строителя оказался в числе таких счастливчиков. Через два года его вызвали на краткосрочные военных сборы, после которых присвоили звание «старший лейтенант» и, казалось, уже навсегда освободили от воинской повинности.
И сидеть бы Сергею Кужугетовичу в «старлеях» до самой пенсии, но привали его в МЧС. И вот там, после переаттестации, Шойгу в 1993 году стремительно вырос в званиях — сразу до генерал-майора, минуя звания капитана, майора, подполковника и полковника. В Минобороны Сергей Шойгу пришел уже в звании «генерал армии» и сразу на должность министра. Можно по разному оценивать его деятельность на этом посту и степень военного профессионализма, но за время руководства Вооруженными силами РФ именно Шойгу, не служивший в армии, сделал столько как никто другой из его предшественников.
Давайте вспомним еще и президента Владимира Путина, который в ранге Верховного главнокомандующего носит всего лишь полковничьи погоны (то ли дело маршальские звезды генсека Леонида Брежнева!) и к армии до президентства прямого отношения не имел. Впрочем, к Путину претензий нет — в кадровый состав КГБ об был зачислен еще на последнем курсе Ленинградского государственного университета и по его окончанию получил звание «лейтенант» и проходил службу в «органах», что приравнивается к военной службе. И со званиями не переусердствовал. К слову, Путин не раз высказывался о том, что «крайне негативно» относится к тем кто «косит» от призыва. Да и федеральный закон, препятствующий приему в госорганы граждан, не прошедших военную службу, не имея на то законных оснований, «продавил» именно он.
Будем считать, что в российском правительстве, многие члены которой в армии не служили и не знают, что такое сапоги, с законностью всё в порядке и все «отмазки» от службы вполне легальны. Впрочем, закон о запрете на госслужбу действует по всей стране. И тут мнения разделились. Молодежь большей частью (55%) против подобных ограничений, а вот россияне старше 45 лет активно поддерживают и 10-летние ограничения, и пожизненный запрет. «Когда дети чиновников будут служить в армии на общих основаниях, зная, что без этого не смогут пойти по родительским стопам, вот тогда в нашей армии воцарится порядок», — считают те, кто в армии уже отслужил. Впрочем, такого мнения всегда придерживалась российская знать, все дворяне в армии служили, таких традиций придерживаются до сих пор монаршие особы за рубежом. Ну а наша власть вся из людей простых, им не до таких условнойстей, им бы удобнее утсроиться, да денег побольше.
…Есть у меня один знакомый из молодого поколения — Антон Кривошлыков. Учился в Оксфорде, тихо-мирно жил в Лондоне, писал научные диссертации, в Россию приезжал наездами, однако парень понял, что серьезными политологическими исследованиями заниматься может только на родине. Приехал в Москву и пошел в военкомат — призываться в армию. Именно по причине запрета на госслужбу для не служивших в армии. Значит закон всё-таки действует.
Новости России: В Кремле отреагировали на «путинизм» Суркова