На днях стало известно, что Россия могла потерять промышленности и торговли Дениса Мантурова. В СМИ появилась информация, что самолет, на котором он летел из Германии, SSJ-100 авиакомпании «Русджет» совершил экстренную посадку.
Многим интересным показался не только тот факт, что министр Денис Мантуров находился в опасности, а то, что он в принципе летел на ВИП-судне. Самолет SSJ-100 авиакомпании «Русджет», как следует из представленной на сайте компании информации — это судно, созданное для перевозки 95 пассажиров, но переоборудованное для комфортного перелета 18 человек. Оно предназначено для корпоративных и коммерческих VIP-перевозках.
К теме сразу же подключилась «Медуза» и опубликовала данные, согласно которым Денис Мантуров для командировок и частных перелетов зачастую использует частные самолеты. В прошлом году для 57 таких перелетов потребовалось более 200 млн рублей.
Далее «Ведомости» обнаружили, что, по открытым данным системы госзакупок, с 2018 года государство потратило на перелеты госслужащих более 6 млрд рублей. И только за начало 2020 года на эти цели пришлось израсходовать уже около 1,7 млрд рублей.
Тиражирование такой информации может негативно сказаться на отношении общества к власти, считает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. И именно потому, по мнению политолога, ее могли опубликовать те же «Ведомости».
— Газета «Ведомости» — одно из главных оппозиционных, антипутинских изданий, которое специально растравливает ненависть к представителям российского государства: и к патриотам, и к чиновникам, — заметил Сергей Марков в разговоре с журналистом «Свободной прессы». — Они могли и придумать.
В то же время политолог отметил, что ситуация, когда чиновники летают на «Суперджетах», принадлежащих олигархам и за деньги бизнеса, недопустима. Но эконом-класс — это тоже не для чиновников, просто потому что при частых перелетов это слишком неудобно.
Привычка российских чиновниках к дорогим расходам во многом связана с восприятием такой ситуации самим россиянами, считает вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
— Время от времени у нас появляются истории о государственных деятелях, которые летают обычными самолетами, эконом-классом. Но это воспринимается как из какой-то другой жизни, как из заграницы, — уверен Алексей Макаркин. — У нас тема борьбы с привилегиями была распространена в конце 80-х годов, но был такой нюанс: привилегии были у коммунистов, которые тогда находились у власти, и которые провозглашали себя партией скромной, аскетичной, служащей народу. Возникал такой публичный диссонанс. А сейчас в стране рыночная экономика, официально власть не демонстрирует аскетизм, поэтому, резкий негатив вызывают другие вещи. Например, когда чиновник говорит что-то неприятное, неполиткорректное, вроде «работать надо больше, а не о льготах говорить». А к привилегиям общество относится достаточно спокойно, исходя из того, что другого и быть не должно.
И такое положение вещей, когда чиновники явно демонстрируют более высокий уровень жизни, будет оставаться на протяжении еще длительного времени:
— Россия — достаточно молодое общество с рыночной экономикой, страна молодого капитализма. Там, где капитализм уже старый, там демонстративное потребление и демонстративные привилегии воспринимаются негативно. Причем, как само общество, так и носители привилегий видят в таком подходе китч. Плюс там усиливается контроль со стороны гражданского общества. А у нас, кроме прочего, еще есть эффект недопотребления, когда многие государственные деятели получали образование и начинали деятельность в советское время: так же стояли в очередях, делили талоны на покупки в магазинах, — заключает Алексей Макаркин.