Ответит ли глава концерна за грандиозные провалы «газовой империи»
Официальный Киев продолжает путать следы на пути достижения мира в Донбассе. Не желая выполнять достигнутые пять лет назад в Минске договоренности, власти Украины в одностороннем порядке собираются разработать новый документ, который, как они считают, выполнить будет проще.
О том, что работа над новым вариантом минских соглашений ведется, рассказал министр иностранных дел «незалежной» Вадим Пристайко. В Нью-Йорке, куда глава МИД Украины прибыл для участия в Генассамблее ООН, он дал интервью радиостанции «Голос Америки». И раскрыл, как украинское руководство мыслит урегулировать конфликт в Донбассе.
Резюмируя пространные рассуждения чиновника, можно выделить главное. Минские соглашения, как считает Пристайко, не работают, поскольку некоторые их положения выполнить невозможно. А значит, «документ не просто можно, а нужно менять».
Ответит ли глава концерна за грандиозные провалы «газовой империи»
И, оказывается, Украина, если верить министру, уже активно работает в этом направлении. И даже, более того, — старается, по его словам, «заставить всех участников согласиться с тем, что Минские договоренности исчерпали себя и требуют перемен».
Как именно Киев собирается заставить Россию, Германию и Францию, которые являются гарантами «Минска-2», фактически дезавуировать утвержденный Совбезом ООН документ? Этого киевский дипломат не уточнил. Тем более, что раз сто уже главы этих стран заявляли о безальтернативности именно Минских соглашений и именно в нынешней редакции.
Причем, на саммите «нормандской четверки» в Париже в декабре прошлого года украинский лидер Зеленский подтвердил со своей стороны приверженность этим договоренностям. И даже подписал итоговое коммюнике, обязывающее Киев принять меры «по стабилизации ситуации в зоне конфликта» и «по реализации политических положений минских соглашений».
Но саммит прошел. И у президента Украины возникли внезапные фантазии. Ему вдруг срочно захотелось «усовершенствовать» имеющуюся «дорожную карту», поменяв местами последовательность выполнения пунктов договоренностей. Главное для него — получить контроль над границей Донбасса с Россией не после, а до проведения выборов в Донбассе. Эти виляния и заставили, видимо, президента РФ Владимира Путина во время недавнего телефонного разговора с Зеленским поставить, что называется, вопрос ребром: будет ли реализован комплекс мер и решений, о которых говорилось на нормандских саммитах, в том числе на прошедшем в Париже в конце 2019 года?
Жаль тогда ответ Владимира Александровича мы так и не узнали. Но министр Пристайко, можно сказать, теперь все разъяснил: в Киеве сами напишут новые правила. И никто им не указ… Вопрос в том, кто с этими правилами будет считаться? Ведь даже если Киев — гипотетически — продавит на свои «хотелки», то Берлин и Париж, Россия, однозначно, наложит вето на любой пересмотр существующих договоренностей. А потому, переписывать, редактировать, модернизировать и усовершенствовать Минские соглашения в Киеве могут хоть до посинения.
Прокомментировать, какой логикой руководствуются в своих заявлениях и действиях украинские власти, «СП» попросила известного историка и публициста Армена Гаспаряна:
— У этих людей, может быть, и нет логики. Но есть абсолютная преемственность. С момента подписания Минских соглашений Порошенко, Климкин и все прочие говорили о том, что они их не устраивают. Исполнять они ничего не будут. И что это нужно модернизировать.
Наивные люди почему-то верили, что с приходом Зеленского, который построил свою избирательную кампанию на резкой критики Порошенко, ситуация кардинально поменяется. И, соответственно, они там будут выполнять Минские соглашения. Но реальность в другом: Зеленский начал (совершенно закономерно, на мой взгляд) повторять все то же самое, что говорил его предшественник. А г-н Пристайко — говорить все то же самое, что говорил, соответственно, его предшественник на этом посту.
Абсолютно очевидно, что Украина не собирается выполнять Минские соглашения. Все прекрасно понимают, что они были подписаны в критический для майданных властей момент. И с того самого дня идет вот эта вялая попытка каким-то образом избежать взятой на себя ответственности после подписания этого документа.
Здесь же мы понимаем прекрасно, о чем идет речь. Если послушать внимательно украинских политиков — от кабинета министров и Офиса президента Зеленского, до Верховной рады, — вы очень быстро услышите слово «Хорватия». И не случайно. Они хотят поменять местами пункты Минских соглашений, установить контроль на границе и после этого начать реализацию сценария по вырезанию людей на территории народных республик.
Эти мысли озвучивались многократно. На что Российская Федерация, как гарант исполнения «Минска-2» много раз говорила, что выполнять соглашения необходимо в той последовательности, в какой они зафиксированы. И никакого торга здесь не будет.
Последняя встреча «нормандского формата» в очередной раз, как известно, закончилось тем, что Украине сказали: «Вы обязаны выполнять документ в той последовательности, которая в нем прописана». Прошло время, и мы снова слышим из уст украинских деятелей, что их опять что-то не устраивает. Что они что-то там модернизируют, перепишут…
Им уже достаточно популярно объяснили: «Ребята, либо вы будете выполнять так, как это записано. Либо следующей встречи в „нормандском формате“ просто не будет. Потому что нечего больше обсуждать». А вот эти все заявления, эта попытка повысить ставки в игре. Но проблема вся в том, что они и так уже уперлись в потолок. И дальше — повышай — не повышай — ничего не изменится.
Перерастет ли нефтегазовый конфликт Москвы и Минска в майдан?
Поэтому пускай Пристайко, Зеленский и кто угодно другой размышляет о том, что и в какой последовательности они будут выполнять. Разговор очень простой — вы выполняет так, как подписано президентом вашего государства Петром Алексеевичем Порошенко. Не хотите — пошли вон!
«СП»: — Путин, как мы узнали из его интервью ТАСС, все равно не теряет надежды договориться с Зеленским об улучшении отношений между нашими странами. Однако если вспомнить «кредитную историю» нынешнего украинского лидера, само по себе это кажется не только невозможным, но и бессмысленным. И наш президент не может этого не понимать…
— Владимир Владимирович — политик. И это заявление он сделал, прежде всего, с политической точки зрения. В глубине души, я подозреваю, Путин тоже все давным-давно про этого персонажа понял.
Но на сегодняшний момент существует резолюция «нормандского формата», и мы ждем выполнения ее от Зеленского. С этой точки зрения слова Путина абсолютно понятны.
Вот если мы не дождёмся позитивных шагов, тогда, соответственно, на этом ставится точка и никаких надежд на этого персонажа возлагать не будет. Опять же, насколько я знаю, Владимир Владимирович руководствуется очень простой мыслью — что Порошенко-Зеленский приходят и уходят, а остается украинский народ.
О том, в каком состоянии украинское общество сегодня, можно судить по тому, как «гостеприимно» украинские граждане встречали своих соотечественников, эвакуированных из китайского города Ухань. Мне кажется, после этого кошмара все должны снять уже розовые очки и понять, наконец, что о единстве украинской нации и о каком-то достоинстве говорить вообще не приходится.
Но мы же часть международной политики. Мы соблюдаем всегда взятые на себя обязательства. Поэтому слова Путина в этом смыслы абсолютно поняты.
«СП»: — Если не получится в «нормандской четверке» положить конец войне, будет ли здесь полезен двусторонний формат — Путин-Зеленский? Может, так проще договориться?
— Здесь проблема-то в том, что мы с вами можем договориться о чем угодно. Только вот украинская сторона потом не выполняет то, о чем с ней договорились. Пока все в это упирается.
Потому что на бумаге-то все написано невероятно доступно и правильно. Вообще с этой точки зрения Минские соглашения, как мне кажется, соответствуют всем высочайшим стандартам международного права и международной политики. Украине просто надо их начать выполнять. Но выполнять они не хотят, потому что этот вопрос сразу же упрется в другой — что собственно, тогда произошло в Киеве в 2014 году?
Особое мнение судьи Арановского как манифест российского либерализма
А при президенте Зеленском кровь на Донбассе точно так же льется, как и при Порошенко. Он не хочет за это отвечать, потому что это может стать конечной точкой всей этой конструкции. Поэтому на наших глазах происходит саботаж.
Договориться было бы неплохо. Просто количество невменяемых на Украине, затянутых в процесс вот этих договоров, невероятно большое. Одна только Верховная рада чего стоит с теми законами, которая она принимает.
К сожалению, это тоже надо держать в уме.
«СП»: — На одном из Интернет-ресурсов провели опрос: «Каким вы хотели бы видеть будущее Донбасса?» И подавляющее большинство ответило — регионами России. Но возможно ли это?
— Невозможного в мире, в принципе, ничего нет. Опять же, это очень серьезная часть очень сложного политического процесса.
Но судя по тому, что я наблюдаю, Украина хочет заморозить конфликт по приднестровскому сценарию. А тогда, во-первых, обратного пути уже не будет — это понятно. А, во-вторых, это тогда уже путь в сторону России — однозначно.
Собственно, для меня вообще исключен, по сути дела, на сегодняшний момент вопрос возвращения Донбасса на Украину. Потому что, если вы посмотрите общественные настроения в ЛДНР, то увидите — там об этом всерьёз никто даже не размышляет. Что показательно.
И отношение к Минским соглашениям там достаточно скептическое у людей, понятно, почему. Этим соглашениям уже пять лет, и никакого движения с точки зрения мира нет.
Если бы Украина взялась их исполнять, отношение было бы совершенно другое. Мы же прекрасно понимаем, кто тормозит выполнение Минских соглашений. Это явно ни Россия, ни Донецк, и не Луганск. Все претензии — на Банковую.