Совет Общественной палаты планирует обнародовать результаты мониторинга посещаемости заседаний Госдумы и Совета Федерации. Списки злостных прогульщиков держатся в тайне, однако в СМИ просочилось несколько фамилий нарушителей дисциплины. В Совфеде по количеству прогулов лидирует трое сенаторов — Сергей Пугачев, Сулейман Керимов и Людмила Нарусова, которые пропустили почти все пленарные заседания в верхней палате.
Редко посещали заседания Госдумы входящие в список самых богатых россиян от журнала Forbes Леонид Симановский и Андрей Скоч, а также бизнесмены Александр Тягунов и Александр Бабаков. Предпочитают не ходить в здание на Охотном Ряду депутаты-спортсменки Алина Кабаева и Светлана Хоркина.
Как подсчитала газета «Коммерсант», лидером по прогулам является фракция «Единая Россия». Как напоминает издание, из 450 мест в палате 315 принадлежит единороссам и 135 другим партиям. Даже если представить, что другие фракции вообще не ходят на заседания, в зале должно оставаться 315 человек. Однако нередко на заседаниях присутствуют от 20 до 100 человек. Таким образом, заседания игнорируют от 215 до 295 единороссов.
Нужно ли бороться с прогульщиками, рассуждает депутат от КПРФ Олег Куликов.
«СП»: — Олег Анатольевич, много в Госдуме прогульщиков?
— Мне непонятно, как Общественная палата смогла «вычислить» прогульщиков. Дело в том, что перед началом любого пленарного заседания проводится регистрация депутатов, которая повторяется после обеда. Но у нас, если смотреть данные регистрации — почти полный состав депутатов, хотя в зале заседаний, конечно, этого нет. У нас же регистрируются и голосуют карточки, а не люди. При такой системе можно выявить только тех прогульщиков, карточки которых периодически не регистрируются.
«СП»: — Можете назвать самых злостных «непосещенцев»? Помнится, когда депутатом был Александр Невзоров, он посетил всего одно заседание…
— Вы понимаете, называют разные фамилии, все люди очень известные. Спортсмены редко появляются, это очевидно. Еще — крупные бизнесмены: они не для того пришли в Государственную думу, чтобы заниматься законотворчество. Для них это статус, расширение возможностей.
«СП»: — Но прогулы — это однозначно плохо, разве нет?
— Я считаю, с прогулами взялись не совсем за тот конец. Потому что депутаты на пленарном заседании выражают не свое мнение, а волеизъявление фракции. В принципе, если голосование консолидированное, проголосовать за всю фракцию могут и четыре человека — ничего страшного в этом нет. У нас часто бывает такое голосование: одна фракция «за» — это «Единая Россия», и две-три фракции «против», причем в полном составе. Вообще, по принципиальным голосованиям Дума поляризуется.
«СП»: — Понятно, но депутату за работу деньги платят, и немалые. Чего же он не ходит на работу?
— Понимаете, пленарные заседания — это вершина, самый простой показатель. Показали бы другое. Например, сколько депутат внес законов, и как они прошли. Надо затрагивать глубинный пласт, а не считать, сколько раз он был на пленарных заседаниях. Еще важный показатель — как депутат работает в комитете: на заседаниях комитетов фиксируется физическое присутствие. Есть и другая статистика — сколько раз депутат выступил на заседаниях Госдумы, сколько раз отмечен в стенограмме заседания. А считать прогулы пленарных заседаний — это, я считаю, от лукавого.
«СП»: — И что говорит глубинная статистика?
— В нашей фракции 57 депутатов — и они дают примерно 60% всех выступлений в Госдуме. А вот помню по прошлой Государственной думе, я лично видел статистику упоминаемости депутатов в стенографических отчетах — около 200 депутатов вообще ни слова не сказали. Вот они — истинное лицо Госдумы. Это молчаливое большинство, которое принимает законы — вот что страшно.
Сколько стоит депутат
Судя по декларациям о доходах за 2009 год, зарплата слуг народа — в районе 160 тысяч рублей в месяц. Руководители фракций получают больше — 200 тысяч. Депутату положены бесплатные перелеты по стране, и VIP-залы во всех аэропортах.
А вот персональной машины у рядового депутата нет — надо вызывать. Служебный автомобиль полагается только председателю думы, его замам, руководителям фракций и комитетов. У предкомов автомобили Audi A8 и BMW 525, у председателя думы, его замов и руководителей фракций — Audi, BMW, Mercedes. Номерная серия у последних АМР 97 Rus, часто с «мигалкой».
Председателям комитетов еще госдача положена или номер в пансионате. Плюс столовая специальная и медобслуживание.
Но самое ценное, что есть у депутата — это неприкосновенность. Депутат Госдумы не может быть подвергнут уголовному преследованию ни в России, ни за ее пределами. Потом, диппаспорт с открытой шенгенской визой. Это тоже ценно, особенно если проблемы на родине начинаются. Ну и, разумеется, возможность лоббировать, развивать собственный бизнес и защищать его.
Позаботились думцы и о своем пенсионном обеспечении. Депутат, проработавший в Думе не менее трех лет, будет получать в общей сложности 55% депутатского оклада, а более трех лет — 75%. В случае досрочного роспуска Государственной думы депутаты получат по три оклада в качестве компенсации.