Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Политика / Власть
3 марта 2020 14:41

Путин толкает КС под каток Конституционной реформы

Власть привлекает Конституционный суд, чтобы оправдать законность нелегитимных изменений в Основной закон страны, считают эксперты

2684
Материал комментируют:

Владимир Путин внес на рассмотрение в Госдуму президентский пакет из трех конституционных поправок. В первой поправке предлагается переименовать проект закона о внесении изменений, во второй — внести изменения в ряд статей Конституции РФ, включая закрепление понятия брака как союза мужчины и женщины, упоминание бога, суверенизации элит и преемственности СССР, в третьей описана процедура принятия поправок в основной закон страны.

Поправки Путина поступили в последний день принятия перед вторым чтением, сообщил председатель нижней палаты Вячеслав Володин. Всего к законопроекту поступило более 300 поправок, их количество уточняется. Ранее президент говорил, что предложений более 900, глава комитета ГД по госстроительству и законодательству Павел Крашенников заявлял о 600 предложениях, около половины из которых удалось учесть в текста законопроекта.

Второе чтение законопроекта должно состояться уже 10 марта, третье — 11 марта. Тем временем Центральная избирательная комиссия (ЦИК) предварительно согласовала логотип всенародного голосования по внесению изменений в Конституцию РФ со слоганом: «Наша страна, наша Конституция, наше решение!».

Читайте также
Поправки в Конституцию: Десятку худших губернаторов ждет суровая кара Власть нашла способ обеспечить необходимую явку 22 апреля — в день голосования

Исходя из пожеланий президента, в порядок принятия конституционных поправок может быть внесен еще один этап — получение заключения Конституционного суда РФ (КС) о соответствии самих поправок и процедуры их принятия положениям 1, 2 и 9 действующего основного закона страны. Если КС найдет несоответствия, то поправки приниматься не будут, а всенародное голосование не состоится. Складывается впечатление, что президент сам не уверен в конституционности вносимых изменений.

Впрочем, и ряд специалистов по конституционному праву указывают на несоответствия порядка вступления поправок в силу действующему законодательству и на отсутствие легитимности. Таким образом, обновленная Конституция рискует стать еще мене легитимной, чем действующая, которая была принята после государственного переворота.

— Есть очевидная проблема, вполне в духе Фердинанда Лассалая, которая говорит о новом соотношении сил на политическом Олимпе. Конституция, как учил Лассаль — это документ, закрепляющий на данный момент текущее соотношение сил. В этой части никаких претензий к проекту президента быть не может — cujus regio, eujus religio (чья власть — того и вера), — отмечает профессор кафедры конституционного права МГИМО Максим Исаев.

Кроме того, Исаев озвучил три основных возражения по порядку принятия конституционных поправок. Во-первых, изменения должны вносится в соответствии с тем, как это предписано в действующем законодательстве.

— Конституцию для сохранения ее относительно слабой легитимности — напомним, она была принята после государственного переворота, устроенного Борисом Ельциным — следовало бы изменять так, как это предписано гл. 9 этой самой Конституции. Только так, и никаких новшеств в виде всенародного голосования, — подчеркивает профессор.

Вторая проблема — явная спешка. Действительно, конституционные изменения вносятся с огромной скоростью — от предложения президента до даты всенародного голосования пройдет чуть больше трех месяцев. О причинах спешки не сообщается.

Читайте также
Даже Матвиенко в шоке от Газпрома: Европе газ, россиянам — шиш с маслом Почему Россия с ее крупнейшими газовыми проектами в мире не может газифицировать собственные регионы

— Реформа затеяна в явной спешке и не самым квалифицированным персоналом, очевидно, сказывается нехватка времени. Налицо необъяснимая для населения торопливость: куда торопятся, в чем причина такой скорости — это не объяснено, даже намеками, — отметил Исаев.

В-третьих, попытка обойти положение действующей Конституции о необходимости созыва Конституционного собрания и проведения референдума явно не удалась. Для ее оправдания будет подключен Конституционный суд.

— Налицо довольно грубая и неквалифицированная уловка, когда авторы реформы пытаются обойти положение ст. 135 Конституции РФ о необходимости созыва Конституционного собрания. Только у него есть полномочия рассматривать поправки в статьи Конституции, содержащиеся в гл. 1, 2 и 9.

До сих пор нет закона о Конституционном собрании, хотя вопрос о нем ставился еще в 1999 году, было несколько проваленных в Думе законопроектов по этому поводу, но воз и ныне там.

Отсюда грубая, топорная уловка, попытаться обойти эту проблему при помощи привлечения Конституционного суда. В девятой главе нет ничего о такой роли Конституционного суда. Проблема возникла, очевидно, из-за за того, что сами поправки, их суть вольно-невольно затронули положения первой и второй глав основного закона, что невозможно сделать без созыва Конституционного собрания, заключил Максим Исаев.

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Ольга Четверикова

Директор Центра геополитики Института фундаментальных и прикладных исследований

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня