В последнее время только ленивый эксперт не поделился соображениями о скорой отставке столичного мэра Юрия Лужкова. Вроде бы, косвенные признаки, что кресло под градоначальником шатается, налицо. Тут и лидер ЛДПР Владимир Жириновский со своей папкой компромата, который всегда появляется исключительно в нужное время в нужном месте. И фонд «Петербургская политика» составил рейтинг конфликтности руководителей регионов. Среди тех, у кого в ближайшее время истекают сроки полномочий, и у кого самый высокий уровень скандальности, оказались нижегородский губернатор Валерий Шанцев и мэр Москвы Юрий Лужков. Лужкову припомнили всё: генплан, «Речник», портреты Сталина. Но если взглянуть на вещи трезво, все это напоминает спланированную PR-кампанию по дискредитации градоначальника. Кто стоит за «наездом» на московского мэра, есть ли реальные предпосылки, что Лужкова отправят отставку, рассуждает политолог Леонид Радзиховский.
«СП»: — Леонид Александрович, что за ситуация сложилось вокруг Юрия Лужкова?
— Вы «Манифест коммунистической партии» Маркса и Энгельса помните? Он начинается со слов «призрак бродит по Европе, призрак коммунизма…» А дальше там сказано, что против этого призрака объединились все силы: и папа Римский, и русский царь, и лондонские биржевики, и австрийские жандармы. Аналогично и против Лужкова объединились взаимоисключающие силы. Достаточно сказать, что наиболее ярыми критиками Лужкова являются Жириновский и Немцов, хотя трудно себе представить больших врагов во всех других отношениях. Все мы помним дуэль между Жириновским и Немцовым, которая, к счастью, обошлась без кровопролития, но соку было пролито немало, да? И характерно, что даже такие абсолютные антагонисты объединились против Лужкова. Причем, схема «враг моего врага — мой друг» здесь не срабатывает. Друзьями они все равно не стали, но клюют Лужкова с противоположных сторон.
Объединились несогласные — авторы известного доклада «Лужков. Итоги», Немццов и Милов, — и вполне согласные. Потому что если по государственным каналам долбят антилужковские сюжеты, понятно, что это делается не просто так, из-за безумного свободолюбия журналистов. Значит, есть отмашка сверху.
Я не думаю, что Лужкова снимут. Более того, мне кажется, раз уж он устоял против первой кавалерийской атаки, как англичане под Ватерлоо после налета наполеоновских драгун, энергии на вторую атаку на данный момент нет.
Так что, действительно, это в некотором роде парадоксальная ситуация — что противники власти и, по крайней мере, некоторые чиновники, долбят с разных сторон. Трудно представить, что все эти разнородные силы случайно совпали в едином порыве.
«СП»: — Кто персонально рулит этой кампанией?
— Я этого, конечно, сказать не могу. Более того, я не уверен, что такой персональный штурман есть. Ну, а кому выгодно свалить Лужкова — не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы это сообразить. Слишком уж хороший кусочек — Москва. И немало желающих обустроить Москву, да и себя не забыть в ходе этой тяжелой работы.
Преемников, тем не менее, найти трудно. Сплошь и рядом бывает, что кампанию с целью свалить человека наиболее яростно ведет один, а жар загребает другой. В качестве возможных кандидатов в мэры называют разных людей — в основном, конечно, чиновников высшего ранга. Но совершенно не факт, что они являются организаторами и заказчиками данной кампании. Более того, они как опытные, даже сверхопытные бюрократы, прекрасно знают: тише едешь — дальше будешь. И тот, кто меньше всех светится, кто меньше всех, размахивая кулаками, лезет на баррикады, тот и окажется основным выгодополучателем. Кто это будет, судить трудно. Тем более, еще раз повторю, по моему ощущению, до истечения срока полномочий Лужкова — то есть, до июня 2011 года — Лужков, по-видимому, останется.
«СП»: — Уйдет ли он в июне 2011 года?
— Это тоже интересный вопрос. С одной стороны, должен уйти: он губернаторствует уже четыре срока, да и закон этого требует. Хотя законы у нас такие, что повернуть их можно и так, и сяк. Мне уже объясняли, что есть способ истолкования закона, что у Лужкова было не четыре срока, а только три.
Но все это — юридические тонкости. А реальная проблема одна: как будет обстоять общеполитическая ситуация в июне следующего года. В ноябре 2011 года — выборы в Госдуму. Москва невероятно важна — и не только количественно. В конце концов, в столице всего 10% избирателей, и далеко не самых активных. Поэтому реальное количество голосов, которое дает Москва — 6−7% от общего количества голосующих, не Бог весть какая цифра.
Но Москва очень важна качественно. Потому что Россия последние 2000 лет живет просто: куда столица — туда и страна. Столицу не любят, ненавидят, ругают, завидуют, но именно потому, что поворачиваются вслед за ней. И если бы на выборах ноября 2011 года оппозиция (например, коммунисты, а в Москве еще и «несогласные», которые бы нашли способ объединиться) получила бы большинство голосов, это был бы крайне болезненный сигнал для власти. Поэтому проблема для власти через год будет, по-видимому, обстоять следующим образом: конечно, попользоваться московской Аравией — дело святое, но сможет ли новый мэр удержать Москву?
«СП»: — Действительно, можно ли удержать Москву без Лужкова?
— Не стоит забывать, что — хорошо это или плохо (с моей точки зрения — плохо) — московская власть очень сильно персонифицирована, завязана персонально на Лужкова и его ближайшее окружение. Более того, вся команда мэра — это люди, которые связаны с ним десятилетиями. Как они будут функционировать без него — неясно. Вполне возможно, речь пойдет о тотальной чистке, об очень больших переменах.
Ну, вот представьте: тут надо менять массу институтов власти, массу чиновников перетряхивать. И тут же надо проводить выборы, и добиться на них результата — как минимум, не худшего для «Единой России», чем был в 2007 году. Эта сложная задача, и совершенно не факт, что новый мэр с ней справится. Думаю, это будет основным критерием для Медведева и Путина при решении вопроса о новом мэре.
Я бы не сбрасывал со счетов еще один фактор: хотя Лужков вызывает страшное раздражение у огромного количества людей, — в основном, у людей политизированных, продвинутых — без всякого сомнения, подавляющее большинство москвичей являются сторонниками Лужкова. Может быть, они относятся к нему без религиозного восторга. Но, тем не менее, если бы сегодня проводились прямые выборы мэра, сколько бы компота за шиворот и на кепку не вылили бы Лужкову, он бы, конечно, победил, и с хорошим отрывом.
«СП»: — Почему, кстати?
— Победил бы по многим причинам. Потому что пенсионеры традиционно поддерживают Лужкова, потому что есть инерция власти. Потому что есть строительный комплекс, который с мэром связан, и в котором работают сотни тысяч людей. Потому что знают, что больницы, которые подкармливает московская власть выглядят лучше, чем те, которые подкармливает федеральное правительство…
Я совершенно не идеализирую Лужкова и, мягко говоря, не являюсь его апологетом. Но факт заключается в том, что для огромной массы людей, которые живут своими сегодняшними, житейскими интересами, очевидно: справедливы разговоры о безобразиях в московском правительстве, не справедливы, в какой степени справедливы — это все интересно, но свой карман ближе. А свой карман, в какой-то мере, наполняется от мэрии. Так люди воспринимают ситуацию.
Этот фактор — поддержки населения — не главный при решении вопроса о судьбе чиновников. По закону, чиновников такого ранга снимают и назначают и понятно, что народных волнений по такому поводу нигде не было и не будет. Тем не менее. Фактор отношения москвичей очень важный, и особенно он важен в условиях выборов в Госдуму, и президентских выборов 2012 года. Потому что одно дело, если всю единоросовскую машину в Москве направляет твердой рукой Лужков и его команда, и добавляет туда свою популярность. И совершенно другое, если это осуществляет новый мэр, о котором мало что знают, и без всякой моральной поддержке москвичей.
Ну, и к этому надо добавить, что многих в Москве будет раздражать: вот назначили нового человека. Все-таки Лужкова выбирали, и много раз. А тут назначенец, и извольте идти за ним туда, куда вас послали… Я просто хочу сказать, что для высшего руководства вопрос со снятием Лужкова не простой.
«СП»: — Возвращаясь к вопросу, кто рулит PR-кампанией. Почему она не прекращается?
— Если PR-кампаниия начата, если на нее элементарно отпущены деньги — средства надо осваивать. Если надо осваивать, надо продолжать кампанию. В конце концов, профессиональному пиарщику — работает ли он на Лужкова, против Лужкова или перпендикулярно — ему глубоко фиолетово. Его наняли — он работает. Профессиональному политику, такому, как Жириновский — тоже. Он же понимает, что его, Жириновского, мэром Москвы не назначат. Ему нет разницы, но он пиарится на этом деле.
Вообще, ругать Лужкова — дело неплохое. Лужков фигура заметная, и тот, кто его лягает, тоже приобретает популярность. Работа эта не пыльная и безобидная. Что Лужков может сделать в ответ? Ну, подаст в суд, лет десять будет тянуться разбирательство, присудят в пользу градоначальника штраф 50 тысяч рублей — подумаешь, несчастье какое! Он же киллеров к вам не пришлет, дом не подожжет. Чем вы, собственно, рискуете, поливая Лужкова? А заработать можете очень не хило — и денег, и популярности.
«СП»: — Почему кампанию против Лужкова развязали именно сейчас? Он полезен, какой смысл подвергать его травле?
— Что вы называете «сейчас»? Если кампания началась полгода назад, начало было совершенно осмысленным — с точки зрения тех, кто хотел Лужкова снять. Они просто ошиблись, как мне кажется, — не достигли результатов. Если иметь в виду 2011−2012 годы, то когда же снимать Лужкова? Ясное дело, дед-лайн — как раз начало 2010 года. Если бы его сняли в марте-апреле, новый мэр начал бы разгребать дела предшественника. И на подготовку к крайне важным выборам 2011−2012 годов у него был бы год с лишним.
Если бы вы хотели Лужкова снять, снимать надо было в начале 2010 года. Тогда бы по времени вы бы уложились, и был бы шанс, что выборы 2011 года вы пройдете с минимальными потерями. Но не срослось. Думаю, время атаки было пропущено. Ведь в боевых действиях самое главное — сосредоточить массу войск на одном направлении и нанести удар, чтобы получить блиц-криг. Вот это криг не прошел, Лужков сумел мобилизовать своих людей, которых у него, надо надеяться, тоже во власти хватает. Сумел объяснить — решают-то вопрос всего два человека, Медведев и Путин — что снимать его сейчас не стоит.
«СП»: — Получается, момент атаки упустили?
— Может быть, там даже быль фальстарт. То, что парад открыли юные барабанщики — Милов и Немцов — была, возможно, выгодно для Лужкова. Не Лужков, разумеется, организовал эти доклады, барабанщики действовали сами. Выгода в том, что после таких наездов власти было западло снимать Лужкова. Получилось бы, Немцов с Миловым обрушились на мэра, того сняли… Естественно, эти бы ребята стали кричать на всех углах о своей победе. Зачем им сдавать такую карту? Это тоже могло сыграть определенную роль. Не решающую, конечно. Но в таком сложном деле, где много заинтересованных людей, не бывает, мне кажется, единого козыря. И у одной, и у другой стороны — огромная колода, из которой они могут доставать немереное количество карт.
«СП»: — Теперь ситуацию спустят на тормозах?
— В нашей стране угадать, как вы понимаете, ничего никогда нельзя. Тем не менее, рискну сделать предсказание. Активность бойцов в последнее время явно захлебнулась, все козыри, которые были против Лужкова, выложены, темп утрачен. Время работает на Лужкова.
У Медведева есть традиция: он старается до срока полномочия глав регионов не прерывать. Он их снимает твердо, как снял самого Шаймиева — фигуру невероятно авторитетную, — но снимает в момент истечения полномочий. Мне кажется. Если в течение ближайших двух-трех месяцев Лужкова не снимут, вряд ли это случиться до истечения срока полномочий. Ну, а тут начинается второй тур марлезонского балета: сумеет Лужков объяснить, что без него «Единая Россия» подвергнется сокрушительному разгрому в Москве, власть не рискнет его снимать.
Другое мнение
Вадим Кумин, председатель комиссии Мосгордумы по науке и промышленной политике, КПРФ:
— Без сомнения, кампания против Лужкова — это спланированная кампания, которая выгодна, прежде всего, федеральной власти. Участвующие в ней политики второго сорта, такие как Немцов и Жириновский просто выполняют заказ. Он исходит от людей, которым не очень нравится то, что лакомый кусок в виде Москвы остается без их внимания.
Коммунистов трудно обвинить в излишней любви к Юрию Михайловичу. Фракция КПРФ всегда голосовала против Лужкова по ключевым вопросам, в том числе по вопросу наделения его полномочиями. Вместе с тем, к фигуре масштаба Лужкова, к политическим противником такого уровня, нужно относится с неизменным уважением. Огромная заслуга в успехах Москвы, достигнутых за последние 20 лет, принадлежит лично Лужкову и его команде, основанной, кстати, на советской кадровой школе. Москва — единственный город, где сохранилась советская кадровая политика в городской власти. Вместо людей, называемых ругательным словам «манагер», сегодня основные позиции в городе занимают люди, которые прошли партийную школу КПСС. Во многом это помогает избегать катастрофических ошибок, характерных для других регионов.
Что касается «московского чуда», вовсе не очевидно, что оно построено только на деньгах. За последние 5−6 лет очень значительные средства были вброшены в Северную столицу — Санкт-Петербург. И результат там далеко не такой успешный, как в Москве. Это говорит о том, что кадровая школа Лужкова отличается в лучшую сторону от питерскких коллег. Команда управленцев в Питере имеет выход на верховную власть в стране, но не может похвастать особыми успехами в своем родном городе.
Александр Хинштейн, депутат Госдумы РФ:
— Мне думается, Лужков останется на своем посту до окончания срока своих полномочий, за исключением случаев, если он сам по каким-то причинам не захочет уйти. Безусловно, Лужков подвергается атакам — как информационным, так и политическим. Но преувеличивать значение этих атак я бы не стал. Несмотря на их активность и периодичность, они достаточно неэффективны, поскольку исходят от ненадлежащих оппонентов.